От платы за домофон можно отказаться

02 Июн 2015 13:06

Автор:

Блог автора

Собственник или наниматель квартиры может в любое время расторгнуть договор на техническое обслуживание запорно-переговорного устройства (ЗПУ).

Согласно озвученной в апреле текущего года согласованной позиции Министерства торговли и Министерства ЖКХ, техобслуживание ЗПУ осуществляется на основании договора, заключенного специализированной организацией с каждым потребителем (собственником или нанимателем квартиры). При отсутствии этого документа жильцам должен быть предоставлен беспрепятственный доступ в подъезд и не начисляться плата за техобслуживание ЗПУ, а если эта услуга уже оплачена, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

– Для этого нужно написать заявление в организацию, обслуживающую ЗПУ, изложить суть дела и потребовать сделать перерасчет. Только он будет произведен не за весь период оказания услуги без договора, а за несколько последних месяцев, – уточнила в беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» начальник производственного отдела ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ) Валентина Гридюшко.

По мнению директора ООО «Строймир Домофон-Сервис» Александра Кашперко, техобслуживание ЗПУ имеет ряд специфических особенностей в отличие от других дополнительных жилищно-коммунальных услуг, которые оказываются в добровольном порядке:

– Большинство хозяев квартир, пользующихся ЗПУ, имеют на руках соответствующий договор. Он заключается на срок от 1 года до 5 лет. Если по истечении этого периода заказчик письменно не заявляет о прекращении договора, он автоматически продлевается на тот же срок и на тех же условиях. Почему у некоторых потребителей нет этого документа? Тех, кто отказался от его заключения, – единицы. Чаще всего причина кроется в изменившихся жизненных обстоятельствах. Например, человек приобрел квартиру. Договор был заключен с прежним владельцем, а новый упустил из виду, не нашел времени или попросту не знал, что нужно связаться с обслуживающей ЗПУ организацией, чтобы оформить договор либо отказаться от него. Схожая ситуация, когда основной собственник или наниматель умирает и квартира переоформляется на его наследника. Специализированная организация не имеет возможности отслеживать эти моменты и продолжает начислять плату, согласно ранее заключенным договорам. Конечно, если потребитель обнаружит, что платит за услугу без соответствующего соглашения на ее оказание, то вправе потребовать вернуть уплаченные суммы. Таких случаев на моей практике не было, что вполне объяснимо: речь идет о незначительных суммах, которые не стоят того, чтобы начинать разбирательство. Если же такое заявление последует, обслуживающая организация вернет внесенные средства. При этом, в свою очередь, может подать в суд иск на потребителя на том основании, что он не проинформировал своевременно организацию об отсутствии договора и по факту пользовался услугой, которая включает техобслуживание не только домофонной системы, но и металлической подъездной двери.

А. Кашперко пояснил, что в состав ЗПУ, по сути, входят два объекта: домофонная система и сама дверь. Касательно первого предусмотрены следующие виды работ по техобслуживанию:

– плановый осмотр (проводится ежемесячно) и проверка работоспособности всех компонентов;

– регулировка электромагнитного замка;

– настройка каналов связи;

– профилактический ремонт, устранение возникших неисправностей, а при необходимости замена различных элементов домофонной системы, в том числе находящихся в переговорной трубке.

– прием заявок диспетчерской службой либо через сайт;

– выезд специалиста по заявке клиента.

Что касается второго, проводятся:

– внешний осмотр технического состояния двери;

– настройка и профремонт доводчика;

– чистка и смазка петель;

– наклейка уплотнителя;

– окраска (если коррозией охвачено более 30 % полотна двери).

Еще один элемент домофонной системы – расположенная в квартире трубка (переговорное абонентское устройство).

– Ее установка не входит в техобслуживание ЗПУ и проводится по заявкам жильцов на основании дополнительного договора, – отметил А. Кашперко. – Ремонт же, как правило, выполняется бесплатно. Однако есть нюанс: если потребитель имеет задолженность по оплате услуги или расторгает договор, организация вправе отключить абонентское устройство (после погашения задолженности его подключают за дополнительную плату). Вместе с тем, собственники и наниматели, не имеющие трубки, но заключившие договор, могут получить общий код доступа в подъезд (комбинацию цифр). По этому поводу следует обращаться с заявлением и паспортом в обслуживающую организацию. Для остальных жителей эта информация закрыта: как показывает опыт прошлых лет, нередко код доступа становился известен посторонним лицам и ЗПУ утрачивает эффективность.

– Стоимость электронных ключей после замены блока вызова не входит в оплату за техобслуживание ЗПУ. Жители приобретают их за свой счет у специализированного предприятия, которое занимается кодированием ключей. Стоимость одного ключа на квартиру – 50 рублей, – дополняет В. Гридюшко.

А вот цена последующих, как отмечает руководитель ООО «Строймир Домофон-Сервис», колеблется от 19 до 70 тыс. рублей. Они могут быть в виде наклеек на мобильный телефон, пластиковых дисконтных карт, дающих право получать скидки на товары и услуги в ряде предприятий, пластиковых брелоков и тому подобного. Впрочем, иногда к новой системе могут подходить и старые ключи.

Тарифы на техобслуживание ЗПУ, несмотря на относительную дешевизну (около 10 тыс. рублей), отличаются у обслуживающих организаций. В МГЖХ объясняют это тем, что последние имеют право самостоятельно определять величину абонентской платы. А. Кашперко конкретизировал:

– В цену услуги в основном включены зарплата работников, осуществляющих техобслуживание ЗПУ, материалы, запчасти для замены и ремонта, налоги, комиссионные вознаграждения за начисление и прием платежей, прочие накладные расходы организаций. У каждой они разнятся, и это отражается на тарифе. Но незначительно.

Сумма к оплате за ежемесячное техобслуживание ЗПУ может быть внесена отдельной строкой в жировку либо размещаться в обособленном документе, предоставляемом заказчику по почте.

Нормативный срок службы большинства домофонных систем составляет 5 лет, по истечении которого обслуживающая организация предлагает жильцам заменить ЗПУ. Эта работа может быть выполнена как на платной, так и бесплатной основе. Если более 50 % собственников и нанимателей квартир в подъезде будут против замены, то спецорганизация должна поддерживать в надлежащем состоянии домофон до тех пор, пока это будет возможно в силу его технического состояния.

По информации МГЖХ, в ведении столичных ЖРЭО находятся 23.589 подъездов. Из них 22.270 оборудованы ЗПУ, 1.270 – кодово-механическими замками. ЖРЭО осуществляют техническое обслуживание 12,4 % от общего количества подъездов с ЗПУ, остальные – сторонние специализированные организации. В Минске их более 20.

Фото Алексея Колесникова

Еще новости по теме:

Минторг и ЖКХ разъяснили вопросы, связанные с заменой домофонных систем

ЖРЭО нацелены к концу 2015 г. отвоевать у фирм по эксплуатации домофонов 50 % рынка 

ТЕГИ: домофон
Комментарии к статье
Добавить комментарий

Пук Наталья Валерьевна

Я тоже буду отключаться от этой услуги! Вернее меня и так уже отключили, но я никакую пеню платить домофонщикам не собираюсь. Не нужна мне трубка в квартиру. Не нужна, Карл!

Сергей

Здравствуйте, была ли у Вас задолженность, кроме пени, и как отреагировали на Вашу неоплату?

Елена

Подскажите, пожалуйста, Александр, права ли я. Я вызвала специалиста по обслуживанию ЗПУ. Когда давала заявку через контактный центр ЖКХ, сообщила, что световой сигнал идет, входная дверь открывается, нет только звукового сигнала. Специалист глянул на трубку и указал на то, что выключена малюсенькая кнопочка на базе, которую никто раньше не замечал. Видимо случайно зацепили. Специалист сказал : ложный вызов , 24 рубля. Я возмущена. Тем более, что в вашей статье написано, что выезд специалиста по заявке клиента входит в техобслуживание. Как мне поступить?