Кого считают потенциально одаренным и почему не все реализуют свои способности – ученый о возможностях мозга

03 Июн 2015 13:15

Автор:

Блог автора

Несмотря на невероятные успехи современной науки, мы многого не знаем о себе, своем устройстве, своих ресурсах. Наш мозг – это галактика. И загадок в ней, по мнению ученых, по-прежнему хватает.

В этом убедил корреспондента агентства «Минск-Новости» разговор с заместителем директора по научной работе Института физиологии Национальной академии наук Беларуси доктором медицинских наук Владимиром Кульчицким.

НечитаныМК_20.03 Эврика Пожога_6099_1 copy

Белые пятна на карте мозга

– Владимир Адамович, какие участки головного мозга человека наименее изучены? Много ли еще белых пятен на его карте?

– Наш мозг – это галактика. И, как и о галактике, наши знания о нем весьма фрагментарны. Загадок по-прежнему много. Во всем мире сегодня идут интенсивные исследования мозга, открываются новые интересные факты. Есть основания считать: именно в этой области в ближайшие годы нас ожидают настоящие научные прорывы.

– Над разрешением каких загадок работают в вашем институте?

– Мы занимаемся прежде всего изучением участков мозга, ответственных за контроль когнитивных (познавательных) функций, пытаемся детально разобраться в особенностях их работы. Недавно получил одобрение совместный инновационный проект сотрудников нашего института и РНПЦ неврологии и нейрохирургии. В его основе – лечение травм мозга и инсультов с использованием стволовых клеток, взятых из жировой ткани самого пациента. Новизной является то, что стволовые клетки не вводятся в кровеносное русло или в поврежденный участок мозга, а мигрируют в мозг по отросткам черепно-мозговых нервов. В эксперименте достигнуты обнадеживающие результаты, и в рамках проекта можно внедрять подобные методики в практику. А еще совместно с РНПЦ оториноларингологии Министерства здравоохранения установлены новые причины остановок дыхания во сне. Обнаружено: при распространенной форме остановки дыхания во сне у пациентов с нарушением поступления воздуха по дыхательным путям задействованы механизмы как в воздухоносных путях, так и в мозге. Новые знания позволяют врачам более эффективно и целенаправленно лечить пациентов с нарушением периферических и центральных механизмов дыхания.

– Уже стало обычным делом пересаживать печень, почки, даже сердце. Можно ли хотя бы предположить, что реальностью станет и пересадка фрагментов мозга?

– Нет. Нейрофизиологи считают, что пересадка фрагментов мозга – тупиковый путь. При пересадке групп зрелых клеток из одного мозга в другой они окажутся в новых условиях в изоляции, не смогут установить потерянные связи и неизбежно погибнут. В изоляции клетки мозга способны выживать в течение максимум нескольких минут в отличие от клеток других органов, где выживаемость определяется десятками минут. Для восстановления нарушений в мозге ученые и врачи разрабатывают иные пути.

Гениальность – это дар

– Считается, если человек использует свой мозг на 10 %, значит, он гений. Верна ли такая точка зрения? Значит ли это, что у обычных людей этот показатель вообще ничтожен?

– Разговоры о 10 или 100 % в какой-то мере некорректны. Все зависит от ситуации. Временами мы используем ресурсы своего мозга на полную мощность, а порой по минимуму, позволяя ему отдохнуть. Если человек сосредоточен на выполнении важной интеллектуальной задачи, то требуется мобилизация всех отделов мозга, максимального количества его клеток. Но это не может продолжаться слишком длительное время или постоянно. Иначе потенциал клеток нервной системы быстро истощится. В повседневной жизни какие-то клетки находятся в состоянии возбуждения, какие-то заторможены, и эти процессы должны сменять, компенсировать друг друга.

– А есть ли объективные отличительные особенности организации мозга гения?

– Нет. У Эйнштейна, например, никаких особенностей мозга, свидетельствующих о структурных основах гениальности, не обнаружено. Мозг писателя Анатоля Франса весил значительно меньше средней массы мозга человека, что не мешало ему создавать литературные шедевры. Гениальность – это дар. Формулы у нее нет. Как нет и закономерности между интеллектом человека и его вкладом в науку, культуру, экономику или политику. Далеко не у всех нобелевских лауреатов высокий IQ. Вообще каждого после рождения при отсутствии выраженных патологий можно считать потенциально гениальным. Почему не все реализуют свои возможности? Сказать сложно. Наверное, очень важны условия, при которых задатки одаренности реализуются.

Возможности мозга неисчерпаемы

– Сегодня на человека обрушивается такая лавина информации, какой прежде никогда не было. Рассчитаны ли резервы нашей памяти на такие сверхнагрузки?

– В плане запоминания возможности мозга неисчерпаемы. Пока еще не созданы машины, способные конкурировать с человеком по способности воспроизведения информации в определенный момент, скорости ее обработки, возможностям анализа, выбору решения.

– И все-таки многие люди этих безграничных резервов памяти не ощущают. Не говоря уже о том, что у большинства она ухудшается с возрастом, из-за стрессов, болезней. А у некоторых случается и потеря памяти. Поддаются ли такие состояния коррекции?

– Процессы запоминания связаны с обменом информацией между клетками мозга. Пока существуют связи между этими клетками (а их число в мозге превышает количество небесных тел в галактике), мы сохраняем память. Государственная программа научных исследований «Конвергенция», рассчитанная до 2020 года, в которой участвуют ученые разного профиля, среди прочего занимается и проблемами изучения того, как обрабатывается информация в мозге человека, как она запоминается, как можно передать ее из нашего мозга посредством интерфейсов компьютеру и наоборот. Над этим думают во всем мире. Понимание этих процессов поможет разработать методы и технологии компенсации разрушенных участков и функций мозга, которые пострадали в результате травмы или тяжелого заболевания. Эти знания важны для конструирования социальных роботов, способных быть автономными в сложных ситуациях. А вообще есть довольно много различных технологий, помогающих людям со слабой памятью ее улучшить, обучающих тому, как с наибольшей эффективностью использовать ресурсы мозга и максимально их развить.

– Вся наша система образования по-прежнему базируется на том, что ученик должен запомнить содержимое учебника и потом его воспроизвести. Но сегодня благодаря Интернету любую фактическую информацию можно получить мгновенно. Так стоит ли нацеливать детей на зубрежку и оценивать прежде всего по способности к механическому заучиванию?

– Лично я убежден: самое главное, чему должны учить в семье и школе, – это творчески усваивать информацию и самостоятельно мыслить, чтобы дети могли выбирать из потока знаний самое важное для себя. Следует увлечь ребенка процессом познания, тогда и запоминание идет активнее. Западная система образования уже давно движется именно по такому пути. Хотя совсем неплохо, что мы с детства учим и на всю жизнь запоминаем столицы государств и стихи классиков. Это тоже тренирует память.

– Российские ученые доказали: если человек провел жизнь в стереотипной ситуации (стоял за конвейером, например, или за прилавком) и не занимался в свободное время интеллектуальным трудом, то на пенсии он уже никак не компенсирует умственную недогрузку. Таким людям будет гораздо сложнее, чем, например, педагогам, программистам или врачам, выучить иностранный язык и освоить что-то новое. Согласны?

– Я бы усомнился в бесспорности таких выводов. Освоить иностранный язык с возрастом становится тяжелее любому человеку, независимо от его профессии. При этом каждый из нас, думаю, встречал людей без высшего образования, занятых физическим рутинным трудом, которые обладают живым активным умом и, выходя на пенсию, открывают в себе какие-то новые таланты. Может, у представителей интеллектуальной сферы просто более развиты эта потребность и жажда познания? Во время командировок в Германию я заметил: как только ученые выходят на пенсию, они часто поступают в разного рода университеты и изучают что-то, весьма далекое от их рода деятельности, на что у них прежде не хватало времени, но что их очень интересовало.

– Возможно ли соблюдение психогигиены труда для людей интеллектуального труда? И что вы порекомендовали бы для профилактики развития умственной усталости?

– У людей интеллектуальной сферы во всем мире психогигиена труда, наверное, в какой-то мере нарушена. Когда есть научная задача и ученый увлечен ее решением, то он наверняка будет и ночью биться над ней. Но в идеале умственный труд нужно чередовать с физическим. Утром и вечером очень полезно обливаться холодной водой или принимать контрастный душ, делать 15–30-минутную зарядку. А вот время сна, как показывают последние зарубежные исследования, должно составлять не 8–9 часов, как считали раньше, а порядка 7. Этого вполне достаточно для отдыха и хорошего самочувствия.

Необъяснимое остается

– В мире до сих пор встречаются явления, которые современная наука не в силах объяснить. Есть люди, которые не спят много лет подряд. Есть те, кто притягивает к себе предметы. Есть ясновидящие. Как лично вы относитесь к тому, что науке пока не удается объяснить? Занимаются ли белорусские ученые исследованием подобных феноменов?

– Отечественные ученые, как и ученые других стран, решают в основном фундаментальные и прикладные задачи, которые важны для страны. Я ни в коем случае категорично не отрицаю того, чего не изучал сам и что не укладывается пока в научные рамки. Пытаюсь кое-что из этого ряда для себя уточнить, и обычно это удается. Есть интересные феномены, природа которых действительно непонятна. Но, к сожалению, очень часто под маской людей, наделенных сверхвозможностями, скрываются шарлатаны.

– Выдающийся нейрофизиолог Наталья Бехтерева признавалась в том, что чем больше она занималась наукой, тем больше укреплялась в мысли о божественном происхождении мира. Могли бы вы сказать то же самое?

– Сложность устройства мозга, человека в целом подталкивает к мысли о божественном происхождении. Мнение Натальи Бехтеревой не противоречит высказываниям нобелевского лауреата Ивана Павлова, который, будучи верующим человеком, создал основы физиологии головного мозга.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий