Клубная карта для киноманов: где в Минске посмотреть умное кино?

04 Июн 2015 11:54

Автор:

Первые киноклубы появились в Минске еще в 1980-е. Поход туда был едва ли не единственным способом увидеть классику мирового кино.

Но несмотря на то что сегодня большинство фильмов можно найти и посмотреть в Интернете, киноклубы существуют. О самых авторитетных из них – в обзоре агентства «Минск-Новости».

Киноклуб BLOW UP

В июле прошлого года киноклуб BLOW UP, работавший в галерее визуальных искусств NOVA, переехал. Теперь показы проходят в Центре современных искусств.

Фотограф, руководитель киноклуба Blow Up Владимир Парфенок:

– Мы показываем документальное кино о художниках, фотографах и в целом об искусстве. Как ни странно, наибольший ажиотаж вызывают картины о фотографии. На показе фильма «В поисках Вивиан Майер» (американский фотограф. – Прим. авт.) не знали, как рассадить зрителей.

Киновстречи в Центре современных искусств проходят каждую среду с 19.00 до 21.00. Сначала просмотр фильма, затем обсуждение. Правда, пока организаторы сделали перерыв. Показы возобновятся в июле.

– Иногда приходят зрители, которых помню еще по первому минскому киноклубу «Профиль». Его в 1980-е вел Жбанков (культуролог, киноаналитик, журналист Максим Жбанков. – Прим. авт.), – говорит Владимир. – Современное движение – слабый отголосок того, что происходило в те годы, когда показы были редкими, информация дозированной, приходилось придумывать, как попасть на просмотр. Это подогревало интерес. Люди штурмовали кинотеатры.

Теперь обратная ситуация – информации стало так много, что нужна помощь знающих людей, которые бы расставляли акценты. Конечно, можно дома в Интернете какой-то фильм поискать. Но мы все-таки делаем показ на большом экране с помощью хорошего современного проектора. Пытаемся искать копии максимально лучшего качества. Рассаживаем зрителей так, чтобы просмотр напоминал сеанс в кинотеатре. В среднем зал рассчитан на 40–50 мест. «Фишка» киноклуба как раз в совместном просмотре и обсуждении. Кто-то знает, например, больше о художнике, о котором снят фильм, и тут же об этом рассказывает. Постоянно пытаемся что-то уточнить, расширить. Ради общения люди и собираются. Ведь киноклуб – это хороший вариант не только взять что-то с экрана, но и, например, с кем-то познакомиться и посоветоваться. К нам ведь приходят известные художники. Скульптор Константин Селиханов наш завсегдатай, художницы Катя Сумарева, Марта Шматова.

Зрители – самые разные люди! Недавно молодые родители привели ребенка лет восьми на полуторачасовой фильм о немецком художнике-абстракционисте. Я думал, что он здесь истерику устроит, а он спокойно выдержал весь сеанс. Думаю, люди устали сидеть перед компьютером. Им хочется в темный кинозал, хочется погрузиться в магию экрана, где движутся картинки, и пережить что-то, поговорить с другими людьми.

Проект Cinemascope

Классику мирового кинематографа на языке оригинала с субтитрами, экспериментальное современное кино – в общем, то, что не показывают в каждом кинотеатре, предлагает зрителям артхаусный проект – эксклюзив кинотеатра «Ракета».

Гера Глик, руководитель проекта Cinemascope:

– До переезда в «Ракету» Cinemascope работал в кинотеатре «Победа» и нескольких залах «Центра-видео» в «Столице». Кинопоказами занимаюсь с 1990-х. Светлана Савчик, нынешний директор кинотеатра «Победа», Максим Жбанков и я организовали тогда киноклуб, который так и назывался – «Киноклуб». Это было сообщество любителей кино, которые показывали фильмы на разных площадках: во Дворце культуры профсоюзов, в Доме ветеранов, в кинотеатре «Победа». Потом киноклуб приказал долго жить. Развития не было. Теперь каждый из нас занимается своим делом.

– Афиша Cinemascope довольно разнообразная, но в основном это фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию. Насколько зрителям интересно кино «не для всех»?

– Смотря что. Заполняемость малого зала у нас сейчас хорошая. Несколько неожиданно высокий интерес к Стэнли Кубрику. Долго спорили, брать или не брать ретроспективу Джармуша, потому что она довольно дорогостоящая. Думали: сколько можно, кто его не видел? Оказалось, люди ходят, им хочется. На что пойдут, а на что – нет, невозможно предугадать. Когда привозишь новое кино, стараешься найти что-то свежее, никому не известное. Но иногда оказывается, что это не востребовано. Вуди Аллен года четыре уже идет. Как и Хичкок. Мы думали, что больше двух лет он не выдержит, хотя брали на больший срок. Но народ ходит. Может быть, интересно посмотреть что-то в коллективе, с субтитрами. У нас есть правило, которое стараемся не нарушать: показывать все фильмы на языке оригинала с субтитрами. Даже если кто-то смотрел эти картины дома по телевизору или на DVD, то в кинотеатре все же получит другое качество картинки.

С новыми фильмами сложнее. Например, показывали довольно интересное кино «Феникс» немецкого режиссера Кристиана Петцольда. На сеансе 30–40 человек. Зал – на 250 мест. Катастрофа! Хотя те, кто посмотрел, говорили, что фильм хороший. «Белый бог» тоже, можно сказать, провалился у нас в прокате. Самые посещаемые фильмы обычно связаны с какими-то скандалами. Если брать последний год, то это «Жизнь Адель». «Выживут только любовники» прошел с успехом. Опять-таки это Джармуш.

– Тем не менее вы пытаетесь угадать, что понравится зрителю. Что предложите в ближайшее время?

– Формируем репертуар месяца на два вперед. Работаем над августом. Хотя есть уже какие-то задумки и на осень. Сейчас у нас идет фильм «Форс-мажор» – шведская сатира на весь мужской род. Удачно завершились наши переговоры о фильме Даниэля Альфредсона «Похищение Хайнекена» с Энтони Хопкинсом – картина идет в кинотеатре «Беларусь» и в большом зале «Ракеты».

В мае показали документальный фильм о дизайнере Рафе Симонсе, который возглавил Модный дом Dior и готовил свою первую коллекцию для него. Но этот фильм шел в «Победе» по той простой причине, что в «Ракету» точно никто на документальное кино не поедет. Как говорят наши знакомые: «В «Ракету»? Вечером? Да никогда в жизни!» Поэтому в июне покажем еще один документальный фильм «На стиле» в кинотеатре «Пионер» – мода, хип-хоп. Главные герои – Канье Уэст, Фаррелл Уильямс и Run DMC. В Доме кино 5–7 июня «Мир короткого метра» – лучшие короткометражные фильмы, победители и номинанты престижных премий и кинофестивалей. С 18 июня по 16 июля во дворике музея Азгура снова пройдет фестиваль «Кинемо» – показы немого кино под живую музыку.

– Кого обычно ожидаете увидеть у себя в зале?

– Молодежь лет 20–30. Мне кажется, это свойство белорусского зрителя: люди старше 35 в кино практически не ходят. Мы даже не будем брать фильм, рассчитанный на такую аудиторию, потому что сразу ясно, что на него не пойдут, каким бы он хорошим ни был.

– Зритель идет к нам, ведь то, что есть у нас, не идет в других кинотеатрах, – говорит руководитель проекта Ольга Надольская. – Если я хочу что-то посмотреть, мне все равно, куда ехать. Мы были в разных кинотеатрах Европы, и очень многие артхаусные кинотеатры расположены совсем не в центре. Берлин и Прага, наверное, самые показательные примеры – там есть кинотеатр на бывшей мясной фабрике, вместо кресел используются старые шезлонги. И никого это не пугает.

– Такое кино требует общения до или после сеанса, – продолжает Гера. – Наш зритель нацелен подумать, поделиться своими мыслями. Конечно, тут нет условий, которых нам бы хотелось. Кафе хотя бы, чтобы люди могли остаться там после показа и пообщаться. Иногда у нас бывают обсуждения в зале с модераторами. Ребята приглашают эксперта по тематике фильма. Со временем хотим сделать обсуждение кинематографическим: говорить о работе оператора, режиссера, актеров.

Комментарии к статье
Добавить комментарий