«Зомбятник», «Звездные войны», «Фрут ниндзя», или Во что играют во дворах современные дети

04 Июн 2015 17:05

Автор:

Летние каникулы – лучшее время для игр во дворе. Но, по мнению многих, компьютерные игры и социальные сети не оставляют никаких шансов старым добрым пряткам, вышибалам, казакам-разбойникам или хотя бы резиночкам.

Корреспондент агентства «Минск-Новости» попыталась разобраться, во что играют современные дети и кто виноват в том, что подвижные игры теряют популярность.

Ребята с нашего двора

Спальный микрорайон Сухарево-5, время около шести часов вечера, отличная погода, среднестатистический двор в окружении многоэтажек. На детской площадке со стандартной песочницей, пластиковым замком с горкой и лабиринтом металлических конструкций проводят время около 30 ребят разного возраста. Некоторые с родителями или домашними любимцами. Не маловато ли для трех девятиэтажек на четыре подъезда каждая? При том что квартиры заселены в основном молодыми семьями. Действительно, маловато…

– Я ребенка одного вообще во двор не пускаю, – объясняет свое видение ситуации Наталья, мать восьмилетнего Ивана. – Сейчас время такое: спайсы, наркотики всякие… Ну чему хорошему он во дворе научиться может? Да и хулиганы всякие есть. Конечно, времени у меня не всегда хватает, но уж лучше пусть он за тем же компом посидит, книгу дома почитает, телевизор посмотрит. Вот через недельку к бабушке в деревню отправим. Там хоть спокойнее…

Сам Ваня расположился неподалеку. Не отрывая взгляда от экрана планшета, на вопрос отвечает только со второго раза: «Надо фрукты резать. Игра «Фрут ниндзя» называется». Да, приходится признать: современные дети – это дети компьютерных технологий. Вы замечали, что даже трех-, пятилетний ребенок чуть ли не интуитивно умеет пользоваться компьютером, сотовым телефоном, игровыми приставками? И его никто этому не учил. Он просто растет в такое время. При этом нельзя сказать, что сегодняшние дети умнее. Они просто другие. «Туки-туки сам за себя!» – внезапно раздается во дворе звонкий знакомый с детства клич. Живы прятки! А где же «Выбивала», «Рыбаки и рыбки», «Горячая картошка», «Казаки-разбойники», «Море волнуется раз…» и многие другие хитовые у детей прошлого века уличные игры?

– В куклы мы играли, когда еще малые были, – бойко рассказывает семилетняя София. – Теперь только если кто-то «Летающую фею» вынесет. Мою мама не разрешает с собой брать. Только дома. А так играем, конечно! Нет, не в дочки-матери. Гуляем, разговариваем о разном. У меня только две подружки тут есть. И в школе еще с одной девочкой на переменках вместе ходим. Только она не в нашем дворе живет, а мне через дорогу к ней не разрешают.

– На самом деле редко больше пяти человек для игры собирается, – охотно вступает в разговор 11-летний Егор. – Малышню неохота брать, старшие сами не хотят, а наши пацаны кто на велике, кто на роликах гоняют. Я тоже катаюсь часто. К нам иногда с соседнего двора приходят. Мы тогда в «Звездные войны» играем. Если они к нам – мы за джедаев, которые на стороне добра бились. А если мы к ним идем, приходится злыми сидхами быть. У одного мальчика даже маска Дарта Вейдера есть. Я тоже такую у папы прошу. И меч специальный, чтобы светился, когда бьешься.

Игра, да не та…

Вот так. Вроде та же войнушка, но… Игра по-прежнему остается актуальной для детей. Однако современный ребенок – и это абсолютно нормально, успокаивают специалисты – значительно отличается от собственных родителей. Такая тенденция заметна во всем: в одежде, поведении, играх, интересах. Сравнивая прошлые и нынешние игры во дворах, можно найти некоторые общие черты, поскольку преемственность все же существует. Меняется форма. Раньше летом было здорово строить шалаши, а зимой заливать ледяную горку. Такие игры не только помогали найти друзей, но и способствовали развитию фантазии. А вспомните советский магазин «Детский мир» и сравните его с детским отделом любого нынешнего супермаркета. Сейчас у детей практически нет возможности самим придумать игры – все уже готово. Даже те же шалаши продаются. Не говоря про пластмассовые рогатки, «Твистер», «Мафию», «Монополию» и огромное разнообразие дисков с компьютерными забавами на любой вкус. Разве виноваты дети в том, что прогресс диктует им свои условия игры?

– По тому, во что играют дети, можно судить о той среде, в которой они растут. И среда точно изменилась, – уверена психолог Центра детского творчества Ирина Михолап. – Живые игры умирают, но ни одному родителю не приходит в голову выйти во двор, начертить те же классики и научить, попрыгать вместе с детворой. Поэтому игры, которые ребенок может освоить самостоятельно, – компьютерные. Эти игры и вытесняют все то, что было во дворах нашего детства. При этом к тому возрасту, в котором мы уже спокойно играли, – к 7–9 годам – современные дети не умеют проигрывать. И когда они сталкиваются в коллективной игре с тем, что кто-то оказывается более успешным, то расстраиваются, как малыши. Отсюда позиция: лучше я буду играть с электронной игрушкой, чем в компании, в которой могу проиграть.

Давай с тобой поговорим?

Специалисты говорят, что современные дети более автономные, не ориентированные на общение. Они привыкают к тому, что все их поступки должны быть подчинены какой-то цели. Так происходит с самого начала: с пятилетнего возраста сюда ты ходишь буквы выговаривать, туда – математику учить, там – танцевать, здесь – рисовать. Из их жизни исчезает простое человеческое общение. Просто так, бесцельное. Даже сами родители иногда не знают, о чем можно поговорить с ребенком. Общение сводится к вопросам: «Что ты ел?», «Как ты себя чувствуешь?», «Почему ты плачешь?». И этот же опыт коммуникации дети переносят на сверстников. Педагоги утверждают: дети, собравшись вместе, не могут придумать себе занятия. Они с трудом объединяются в группы и ждут инициативы от взрослого.

– Может, мы, взрослые, тоже мало друг с другом общаемся? – озадачивает вопросом Ирина Михолап. – Игра, по определению Сухомлинского, – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. А ведь мы, современные взрослые, редко ходим друг к другу в гости, больше замкнуты на своих семьях, работе, проблемах. Поэтому и дети стали более закрытыми. В результате им стали интереснее индивидуальные игры, а не коллективные. А в этом формате у компьютера нет конкурентов.

«Салочки» с зомби-вирусом

Вот и получается, что на вопрос, чем они занимались на каникулах, бóльшая часть детей отвечает, что сидели у компьютера либо развлекались с приставкой или телефоном. Пусть наши дети растут и развиваются, шагая в ногу с современностью, но строить новое, не помня старого, не имеет никакого смысла, считают специалисты.

– Дети, которых отправляют в лагеря отдыха, особенно летние, знают много игр «из прошлого», – делится своими наблюдениями школьный социальный педагог Анна Синявская. – На переменках и в «Чай-чай, выручай», бывает, играть начинают, и в «Светофор». А бывает, такие игры привезут, что ни ушам, ни глазам своим не веришь: как такое возможно? Например, была одно время у нас в школе популярна игра «В доктора». Нет, речь идет не о добрых айболитах. Правила такие были: кидаешь мячик. Кто не поймал, у того можно что-то ампутировать. Например, отнять глаз. Или ногу. Или руку. И вот стоят дети «одноногие», «однорукие», с глазами закрытыми… А принцип-то из нашего «Съедобное – не съедобное»! Тоже мячик бросали, только там все весело было. Смеялись, когда кто-то комод «глотал». Или «Салочки» были. Чем плохая игра? Только у нынешних детей она «Зомбятник», кажется, называется. Ведущий гоняется за участниками и, дотрагиваясь, передает вирус. Дети после этого ходят деревянной походкой с вытянутыми вперед руками и говорят: «Я зомби». Даже немного жутковато становится.

Как же тогда быть взрослым? Как вернуть во дворы игры и живое общение? Здесь нет готовых решений, но проблема существует и, более того, с каждым годом усугубляется. Сделать выводы и найти решения должны сами родители, но для этого нужно помнить, что единственный язык, который легко дается детям, – язык игры и беседы.

Рекомендации психологов родителям:

  • Осознанно подходите к выбору игрушек. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.
  • Не балуйте ребенка излишним изобилием игрушек после 3 лет. Пусть он вырастет не потребителем, а творцом и сможет создать целый мир вокруг себя своими руками. Поэтому лучше выбирать игрушки, которые позволяют на их основе создавать что-то новое (пластилин и глина, конструкторы и кубики, разноцветный песок, всевозможные наборы для творчества).

Вспомните, сколько времени у компьютера проводите вы сами? Дети все видят и перенимают. Они стремятся во всем подражать взрослым. Вряд ли стоит запрещать ребенку пользоваться компьютером, но обязательно нужно объяснять, что он не только служит для игр, но и является рабочим инструментом, а с Интернетом – еще и источником полезной информации.

Родителям необходимо насторожиться и начать принимать меры, когда в расписании ребенка сокращается время на прогулки и игры со сверстниками. В этом случае надо инициировать общение детей между собой: устраивать праздники, приглашать детей в гости. Иначе развитие ребенка может затормозиться и в будущем проявятся трудно решаемые проблемы. Ему станет сложнее адаптироваться в обществе, строить карьеру и личные отношения.

Заразить детей здоровым азартом к уличным играм можно, прежде всего играя вместе с ними. Выезжая на природу, научите своих детей тем играм, которые были так популярны в вашем детстве. Не бойтесь сами стать ребенком, веселясь от души! Чем искреннее будет ваш интерес, тем сильнее ваше чадо влюбится в новую игру, а потом и друзей научит.

Фото с сайта http://medvestnic.ru/

ТЕГИ: дети игры
Комментарии к статье
Добавить комментарий