Премьера мюзикла «12 стульев» в Минске: Остап Бендер – наш современник

10 Июн 2015 17:10

Автор:

Блог автора

Про страсть к селфи, крушение иллюзий и обаяние великого комбинатора мы говорили с Анастасией Гриненко – режиссером мюзикла-мистификации «12 стульев», премьера которого состоялась на сцене Дворца культуры профсоюзов.

– Почему решили осовременить роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» – перенести действие из 1920-х в 2000-е?

– Мы опирались на либретто Марка Захарова и Юлия Кима. Это их идея представить героев романа нашими современниками. В либретто очевидны параллели между эпохой нэпа и перестроечным временем. Мы же привнесли реалии 2000-х. По сюжету научный сотрудник проводит экскурсию по музею мебели, среди экспонатов которого стулья из гостиного гарнитура мастера Гамбса. Вспомнилось, когда пару лет назад с семьей были на отдыхе, пошли на экскурсию на дачу Сталина. Посещение – группами. Заходим толпой. Нам говорят: «Вот спальня Сталина». И тут один – прыг на кровать и улыбается в камеру. Другой подносит телефонную трубку к уху, позирует, а его спутница фотографирует. Хватали музейные экспонаты, как варвары. Хотя тогда еще не было моды на селфи… Тема влияния соцсетей и зависимости от них – отдельный разговор. Ощущение, что некоторые уже и живут только для того, чтобы переписываться в чатах. Те наблюдения подсказали режиссерское решение сцены. Пояснила актерам: не надо никаких блокнотов, как будто вы записываете за экскурсоводом. Ведите себя, как те, кто приходят просто «поселфиться».

IMG2506 copy

– В мюзикле звучат как знакомые по культовому телефильму Марка Захарова с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях «Белеет мой парус такой одинокий», «О, Рио-Рио, рокот прилива», «Нет, я не плачу, и не рыдаю», так и новые композиции…

– Все выдержано в единой стилистике, поскольку авторы те же – музыка Геннадия Гладкова, стихи Юлия Кима. Отдельные сцены либретто настолько совпадают с настроением дня сегодняшнего, что воспринимаются как социальная сатира. Хоть они и были написаны в 1990-е. Например, «Не счесть в России золота, алмазов, турбины крутят Ангара и Енисей, а по запасам питьевой воды и нефтегаза мы впереди планеты всей».

– Манера поведения, сами образы некоторых эпизодических персонажей мюзикла напомнили реальных медийных персон.

– Во время репетиций проводили параллели. Это помогало придумать образ.

Актерски довольно сложный спектакль. У некоторых артистов по девять ролей, пусть и маленьких. И нужно не просто быстро переодеться, но и переключиться на другой характер. Исполнители главных ролей – Дмитрий Якубович и Александр Осипец – практически все время находятся на сцене. Дмитрий и хореограф постановки. Шутил: как-то я не учел, что мне самому придется исполнять все, что придумал. А в это время еще и петь надо.

IMG3781 copy

Остап Бендер – один из самых обаятельных мошенников в истории русской литературы. В чем его притягательность?

– Если Киса Воробьянинов охотится за деньгами, то Остап Бендер – за мечтой. Он не относится к жизни всерьез. Не поймал эту мечту – и ладно. Придумает новую. Он художник. Артист. Ведь самое простое – украсть, отобрать стулья. Но для него важен сам процесс. Как написал Ким, «Вы оцените красоту игры». Или финальная песня, печальная, «Дайте мне карету, дайте мне ракету…» Это о невозможности найти себе применение, когда чувствуешь силы сделать что-то значительное, но не находишь, куда направить эту энергию. У Бендера много талантов, которые не востребованы. И в результате все они проявляются в криминальной авантюре.

– Роман «12 стульев» часто сравнивают с плутовскими романами, в сюжетной основе которых – похождения жулика, который умеет обманывать красиво.

– В спектакле не герои перемещаются в пространстве, а само пространство изменяется. Главный элемент сценографии – шкаф-трансформер. Персонажи сами меняют декорации по ходу действия, как будто режиссируют события.

IMG3059 copy

– Сколько стульев пострадало во время спектакля? Все 12?

– В каждом стуле есть свой фокус, чтобы все сцены «вскрытия» смотрелись эффектно и не повторялись. На репетициях предупредили артистов: на стулья не садиться. Механизмы в сиденьях легко повредить. Но один стул все равно пострадал до премьеры. Сколько потом переживаний было! Чинить пришлось.

– Жанр постановки – мюзикл-мистификация. В чем мистика?

– Мы намеренно так выстроили некоторые сцены, чтобы не было ясно, то ли это реальность, то ли привиделось героям. Сами бриллианты – это ведь иллюзия. Как часто нам кажется: вот добьюсь поставленной цели, разбогатею, куплю дом на Канарах…

– Да хоть бы в Тарасово.

– У каждого своя мечта, свои иллюзии.

магнит (3) copy

Ближайший показ мюзикла «12 стульев» – 29 июня на сцене Дворца культуры профсоюзов. Режиссер Анастасия Гриненко, хореограф Дмитрий Якубович, художники Андрей Меренков и Юлия Бабаева. В главных ролях Дмитрий Якубович (Остап Бендер) и Александр Осипец (Киса Воробьянинов).

IMG3051 copy

IMG3296 copy

IMG3680 copy

IMG3943 copy

IMG4165 copy

Фото Анжелики Грекович

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий