В костях динозавров сохранились клетки возрастом 75 млн лет

10 Июн 2015 10:45

В костях динозавра мелового периода (75 млн лет назад) палеонтологи обнаружили структуры, напоминающие красные кровяные тельца и коллагеновые волокна.

Эта находка говорит о том, что сохранение органических структур в окаменелостях является частым явлением. Об этом передает lenta.ru со ссылкой на статью в журнале Nature Communications.

Считается, что белковые молекулы относительно быстро распадаются и сохраняются в окаменелых останках не более 4 млн лет, потом остаются лишь отдельные фрагменты, не дающие представления о структуре белка.

Однако Серджио Бертаццо и его коллеги, работая с плохо сохранившимися костями ящеров, увидели странные образования яйцевидной формы с плотным ядром. На вид они напоминали эритроциты. Ученые сравнили их с пробой крови современного страуса эму: в ионном масс-спектрометре они выглядели так же, как красные кровяные тельца птицы. Это сходство дает новый аргумент в пользу теплокровности динозавров.

В другом фрагменте кости ученые наткнулись на волокнистые структуры, напоминающие закрученную спираль коллагеновых волокон. Поскольку организация этого белка у различных групп животных различается, у ученых появился шанс получить новый инструмент классификации ящеров.

Палеонтологи пользовались несколькими техниками анализа. Местоположение и состав мягких тканей в окаменелостях определяли с помощью сканирующего электронного микроскопа. Затем фокусированным ионным пучком ученые разрезали образцы и изучали их внутреннюю структуру. Волокнистые образования обследовали трансмиссионным электронным микроскопом.

Фото: Laurent Mekul