Нелегкая промышленность

10 Июл 2015 12:08

Автор:

Блог автора

Почему призыв покупать отечественные товары порой остается гласом вопиющего в пустыне?

Над этим вопросом я задумалась, когда решила купить себе обновку в магазине. Да-да! Не на барахолке, не в бутике, а в стандартном минском универмаге. Уж очень приглянулось мне платье-сарафан, сшитое на одной из белорусских фабрик. Правда, радость, словно дым, испарилась в примерочной кабинке – похоже, конструируя сей наряд, белорусские портные позабыли о том, что у женской фигуры, даже немалых размеров, есть три важных параметра: грудь, талия и бедра. Талию они явно где-то потеряли! Иначе как объяснить, что даже на моей нехрупкой фигуре между грудью и бедрами собрались некие излишки материи? Застрочить вытачки, в принципе, не такая уж сложная задача, но стоит ли платить немалую сумму за эдакий полуфабрикат для кружка «Сделай сам»? Вернув злополучный сарафан продавцам, я обиженно отправилась за одеждой на рынок, вспоминая, как четверть века назад люди расхватывали блузки и платья, сшитые на небольшой столичной фабрике «Мастра». Интересные модели, натуральные ткани, ручная вышивка… Когда дочка, утащив мои девичьи наряды (а в моей трудовой биографии значатся пять лет работы на данном предприятии), является в них в школу, даже учителя спрашивают ее – откуда такая красота? Где оно все теперь – и наряды, и сама фабрика?

Похожие чувства посетили меня и в фирменном (!) магазине одного из обувных предприятий. Все фасоны босоножек из натуральной кожи можно было назвать «прощай, молодость». «Шлапакi» – так называла подобную обувь моя деревенская бабушка, подразумевая, что в ней очень удобно в любую погоду шлепать по сельским неасфальтированным улицам. Но ведь мне по городу ходить приходится!

– Ненормальная… – покрутили пальцем у виска мои подруги, узнав о походе в обувной. – Пока ты отечественную обувь разносишь, ноги сотрешь до того места, откуда они растут! Иди ищи импортную!

Нет, не пошла! Поскольку уже два десятилетия покупаю обувь одного из совместных предприятий, работающих в Беларуси. Покупаю и удивляюсь – почему даже новенькие босоножки, сразу же надетые на босую ногу, не натирают злополучных мозолей?

– Все дело в колодках, без которых обувь не сошьешь, – пояснили мне в учебном заведении, готовящем специалистов-обувщиков. – Наши разработки очень старые. Последние массовые обмеры ног, на основе которых и конструируются колодки, проводились едва ли не в 30-е годы прошлого века. Антропометрические данные устаревают, и старые колодки не подходят современным людям. Но в нашей стране производителей колодок нет.

Впрочем, с иностранцами тоже не все просто. Если в одежной моде лидеры – французы, то у обувщиков – итальянцы. Однако, по словам специалистов, итальянские ноги отличаются от белорусских – нам ближе стопы финнов. Но финские колодки – удовольствие дорогое, и основной поставщик для Беларуси – это все же Италия. А итальянцы делают колодки сначала для себя, потом продвигают их в Восточную Европу, и лишь затем – в страны СНГ. Так что – ждите!

Не хотелось бы уподобляться пиявке из мультфильма про Лунтика и вещать о том, что «все плохо, плохо, плохо…». Есть же и у нас хорошие изделия. Пусть и не легкой промышленности. Приятным откровением было узнать, что спросом у минчан пользуются дверные замки, производимые на минском предприятии. Об этом работники магазина «1000 мелочей» говорили во время встречи с управляющим делами Мингорисполкома Николаем Котовым. И тут же добавили, что, к сожалению, столь важный предмет нашего быта на прилавках найти сложно – производитель не спешит поставлять их в столичный магазин. А импортные у жителей окрестных кварталов не котируются: они имеют другую форму, а значит, требуют либо прорезания в дверном полотне новых отверстий, либо заделывания остающихся после переделки щелей. Да и ненадежные они, в отличие от минских, говорят люди.

Между тем, в тот же день и в тот же час в Партизанском районе проходила встреча с населением первого заместителя главы администрации Петра Шпаковского. И собравшиеся на ней люди жаловались на то, что на заводе автоматических линий сегодня невысокие зарплаты, что продукция предприятия (производящего дверные замки!) скапливается на складах в то время, как прилавки минских магазинов заполонили блестящие, но не всегда надежные импортные аналоги…

Какое же препятствие мешает наладить связи торговым и промышленным предприятиям? Ведь, как выяснилось в том же магазине «1000 мелочей», проблемы возникают не только в отношениях с изготовителем дверных замков. Еще одна болевая точка – закаточные машинки, производимые в Волковыске. Заказать их напрямую у производителя, мягко говоря, очень сложно. Закупки же через третьих лиц ведут к повышению цены. А завод, производящий раскладушки, требует от торговых предприятий закупать не менее 40 единиц товара. Но небольшие магазины просто не в состоянии продать такое количество спальных мест в течение месяца. Да и закупать хотели бы разные модели, чтобы у покупателя был выбор.

– Почему бы производителю не собрать заказы у нескольких минских магазинов и не привезти нам эти раскладушки, по две-три-пять штук в каждый? – не понимают продавцы. – Почему это может сделать могилевский завод «Красный металлист», производящий столовые приборы и не требующий от нас заказывать сотни одинаковых ложек-вилок?

Ручейки проблем – коряво пошитые платья и обувь, недопоставленные замки и закаточные машинки – постепенно сливаются в одну большую реку. Мы поневоле привыкаем покупать импортные товары. Может, не всегда надежные, но всегда под рукой, на прилавке. Дорогие, но удобно сшитые, элегантные… А в итоге уже на высших уровнях власти обсуждается проблема – как разгрузить склады предприятий, как привить белорусам любовь к отечественным товарам? Да очень просто! Маркетологам предприятий выйти из кабинетов и не стесняться проводить опросы, интересоваться, чем недовольны покупатели и какие товары они мечтают увидеть на прилавках. И продавцы вполне могут помочь определить направление покупательского спроса. Да, это потребует определенных трудозатрат, но ведь результат пойдет на пользу всем – и производителям, и потребителям.

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Жанна

Поддерживаю полностью! У нас производители очень далеки от народа и не хотят понимать, что спрос должен рождать предложение, а не наоборот. А о работе маркетологов вообще говорить не хочется… То ли не умеют, то ли не хотят работать на совесть.
Пример: выбрали плитку настенную в фирменном магазине — так забирать нужно со склада, а он работает только в будни и до 17.00… Вопрос: вы еще не понимаете, почему продажи идут не так, как хотелось бы?