Идущие на грозу: будни авиационной базы в Мачулищах

16 Авг 2015 09:00

Автор:

Блог автора

16 августа авиаторы отмечают День военно-воздушных сил Республики Беларусь.

Накануне профессионального праздника корреспондент агентства «Минск-Новости» побывал в Мачулищах в расположении 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы. В начале мая здесь торжественно отметили 35-летие со дня образования части.

История базы началась в 1980 г., когда для оказания интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан был сформирован 50-й отдельный смешанный авиационный полк. В его задачи входили перевозка личного состава и грузов, десантирование войск, авиационная поддержка боевых действий воинских частей и подразделений сухопутных войск. В Афганистане летчики полка совершили более 120.000 боевых вылетов, в ходе которых уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции противника, 75 складов с оружием и боеприпасами, перевезли 90.000 тонн грузов и около 700.000 человек.

Пять военнослужащих полка за мужество и героизм отмечены высоким званием Героя Советского Союза. Многие награждены орденами и медалями. В награду полк получил орден Красной Звезды.

В прошлом году на территории части был установлен самолет-музей воинской славы и возведена деревянная часовня в честь пророка Божьего святого Ильи в память о погибших в Афганистане воинах-авиаторах. На месте строительства храма заложена капсула с посланием потомкам.

– Самолет-музей воинской славы на базе Ан-26 создан по инициативе командира 50-й смешанной авиабазы полковника Андрея Лукьяновича, – рассказал заместитель командира авиационной эскадрильи по идеологической работе подполковник Андрей Пучко. – Это настоящий самолет, а не муляж. Более того, он участник боевых действий в Афганистане и даже был ранен – однажды в ходе полета несколько пуль, выпущенных из крупнокалиберного пулемета, попали в левый двигатель. Дважды крылатую цель пытались поразить с помощью американского переносного зенитно-ракетного комплекса «Стингер». Но благодаря отстрелу тепловых ловушек пилотам удалось уйти от ракет.

Экспозиция уникального музея наполнена духом 80-х годов прошлого столетия. Здесь хранятся личные вещи авиаторов, обмундирование, снаряжение, карты. В кабине пилотов сохранились все приборы. Поэтому у посетителей складывается представление о том, что самолет после заправки можно смело поднимать в воздух.

Ан-26 выпускался в нескольких модификациях: грузовой, пассажирский и санитарный. Однако конкретно этому военно-транспортному самолету довелось побывать и бомбардировщиком. Дело в том, что моджахеды часто перевозили оружие и боеприпасы под покровом темноты. А ночью вертолеты в горах не летали. Тогдашний командир полка полковник Виталий Павлов придумал тактический прием для уничтожения ночных караванов: Ан-26 сбрасывал в нужных местах осветительные авиационные бомбы, а затем освещенные цели накрывали вертолетным огнем.

– С 8 мая 2014 года, когда открылся музей, проведено множество экскурсий, в основном для школьников Минского района, – продолжает офицер. – Среди посетителей не только гражданская молодежь, но и военнослужащие срочной службы, родители солдат. Гостей также знакомим с авиационной техникой и теми задачами, которые выполняет наша воинская часть.

А ответственных задач перед авиаторами ставится немало. Это и участие в учениях совместно с силами специальных операций, и проведение десантирования специалистов поисково-спасательной службы, и оперативная переброска подразделений на белорусский или российский полигон… И, конечно же, ежедневное несение боевого дежурства по противовоздушной обороне страны.

С праздником, авиаторы!

МК_12.08_Армия авиабаза_Голод DSCN8751 Копирование copy

Часовня в честь пророка Божьего святого Ильи

Фото автора и Тамары Хамицевич

Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена

Комментарии к статье
Добавить комментарий