Как прицепить минский вагончик к балтийскому турпоезду, и появится ли в столице свой дракон

21 Авг 2015 11:26

Автор:

Блог автора

О фишке для Минска, создании туристических кластеров, открытии шлюзов и упрощении визового режима, а также о том, почему к продвижению Беларуси туристической должны подключиться все ее жители беседуем с исполняющим обязанности директора Национального агентства по туризму Григорием Померанцевым.

– Григорий Николаевич, уже не один год идут дискуссии о том, как развивать в Беларуси въездной туризм. Какие, на ваш взгляд, здесь необходимо определить приоритеты и какими «фишками» наша страна может привлечь туристов из Западной Европы?

– Методы «кампанейщины» в туристической сфере не работают, здесь должен быть системный подход. Не какие-то акции, а постоянное целенаправленное выверенное движение. Нужно развивать и въездной, и внутренний туризм. Они взаимосвязаны. Чем популярнее страна в туристическом ракурсе, тем привлекательнее она для инвесторов. Въездной туризм – это еще и экспортная составляющая, приток валюты в страну.

А внутренний – один из путей того, как развивать въездной. В латвийской столице действует такое правило: что хорошо рижанину, то хорошо туристу. Если минчанам и белорусам в целом будет нравиться путешествовать по своей стране, то мы будем этим гордиться, рассказывать другим. Не говоря о том, что будем оставлять деньги в своей стране, способствовать тому, чтобы развивались инфраструктура, туристические объекты.

Безусловно, нужно проводить масштабную рекламную кампанию Беларуси за пределами страны, но в той же Риге это было сделано после того, как был сформирован бренд и создано Рижское бюро по развитию туризма.

Массовая рекламная кампания стоит больших денег, и сначала нужно хорошенько выверить направления туризма, которые мы будем продвигать, в какую обертку их упакуем. Какие это будут стенды, билборды, информационные пакеты для газет и журналов.

В настоящее время ведем обсуждение с представителями туристического бизнеса по участию в международных туристических выставках. В частности, 2–5 ноября в Лондоне пройдет крупнейшая туристическая выставка World Travel Market, на которой Национальное агентство по туризму согласно утвержденному ранее плану выступит с единым стендом Беларуси. На нем будут также представлены турфирмы, возможно, некоторые туристические объекты. Макет стенда утвержден, определена его площадь, но остается открытым вопрос о визуализации, логотипе. Поэтому мы решили воспользоваться этим и хотя бы внутри туристического сообщества и связанных с этим направлением брендинговых компаний дать возможность профессионалам представить свои идеи по поводу того, как должен выглядеть национальный стенд по туризму. Возможно, из этих разработок вырастет и бренд страны.

f06cc0cf3bf83ffd6d041887ff97e8ff-thumb-735x1500-copy copy

– Для развития туризма одной рекламы страны недостаточно. Необходимо интересное предложение. Минску не хватает своего особенного события, образа, который бы привлек иностранных туристов. Бег с быками в испанской Памплоне. День появления солнца и оленьи скачки в Мурманске. Список можно еще долго продолжать. В белорусских регионах взяли эту «фишку» на заметку – в Глубоком придумали Вишневый день, а в Лепеле в августе впервые прошел Международный фестиваль мифологии «В гости к Лепельскому Цмоку». Может, пора объявить серьезный национальный конкурс и в качестве приза за лучшую идею для Минска предложить, например, столичную квартиру?

 – Хорошая идея! Минчане – люди креативные, уверен, предложат немало интересных задумок. Нужно собрать это воедино, выбрать лучшие проекты, провести голосование. Это должно идти от сердца, стать своим, тогда каждый из нас на своем месте будет рекламировать эту «фишку». Мы ведь все ездим в отпуск, к родственникам, в командировки. Соответственно, меньше средств нужно будет тратить на рекламу на внешних рынках. Возможно, кому-то квартира покажется слишком дорогим призом, но эффект от реализации такой идеи в долгосрочной перспективе в разы превзойдет затраты, принесет городу дивиденды.

Обращаясь к опыту регионов, отмечу, что фестиваль мифологии «В гости к Лепельскому Цмоку» вызвал интерес у туристов. Образ мифического змееподобного существа объединяет многие культуры. У белорусов это Цмок, у русских – Змей Горыныч, у латышей – Пукис. Люди со всего мира едут к озеру Лох-Несс, чтобы увидеть чудовище, якобы обитающее в его водах. Надеюсь, что лепельский фестиваль станет хорошим стартом для дальнейшего развития этой интересной для туристов темы. Образ Цмока для Беларуси может стать чем-то сродни Санта-Клаусу в Лапландии, привлекающему на эту холодную территорию Финляндии людей, которые едут за сказкой. Очень многие страны позиционируют себя через какую-то легенду. Может быть, и в Минске, порывшись в архивах, найдем какой-то образ или событие, которое выделит белорусскую столицу среди других городов мира.

И снова приведу в пример рижан, которые отыскали информацию о том, что первая в мире рождественская елка была установлена в их городе более 500 лет назад на Домской площади. Таким образом, удалось привлечь очень много туристов в латвийскую столицу на зимние праздники, проведя предварительную информационную кампанию.

Минску также нужно развивать такие направления туризма, как спортивный, деловой, медицинский. База для этого создана.

1O9A1704 copy

DSC_6734 copy

– Возвращаясь к событийному туризму, тот же летний туристический сезон, музыкальные вечера в Верхнем городе привлекают и минчан, и гостей столицы. Но они как-то слабо рекламируются за пределами страны…

 – На нынешнем посту я столкнулся с такой проблемой – календарь событий формируется слишком поздно. Если мы хотим привлечь туристов, надо на нашем и партнерских сайтах размещать информацию о том или ином событии как минимум за полгода, чтобы соцсети крутили эту информацию, создавая медийный фон, люди бы начинали задумываться заранее: ага, в Минске какая-то интересная движуха происходит, надо съездить, посмотреть. У нас же зачастую все формируется в последний момент. Многие узнают о мероприятии хорошо если за неделю, а иногда и постфактум.

DSC_1870 copy

– Что показывает статистика по въездному туризму?

 – Организованных туристов в Беларусь приезжает немного – около 137 тыс. в год. Но здесь существует вопрос статистического учета, потому что есть еще и данные пограничного комитета о пересечении границы. В этих сводках лидирует Польша, хотя очевидно, что в эти данные попадают те, кто занимается приграничной торговлей. Кроме того, ведется статистика по экспорту туристических услуг в денежном выражении. И здесь Россия идет с большим отрывом. Так, в прошлом году Синеокую посетили более 1,1 млн российских туристов. Страна получила почти 173 млн долларов, что составляет 68,8 % от общего объема. При этом количество организованных российских туристов составило всего 113 тыс. человек от этого 1,1 млн. Далее в списке Великобритания – 3,6 % и Германия – 2,6 %. Считаю, что нужно разработать методологию учета туристов, и тогда будем четко видеть картину, понимать, какова доля и значимость туристической отрасли для развития экономики.

Туризм – сфера, связанная с впечатлениями, эмоциями. На мой взгляд, развивая это направление на государственном уровне, нужно предоставлять свободу инициативным людям и давать им возможность реализовывать свой творческий потенциал, желание принимать гостей, чувствовать клиента. Беларусь привлекает гостей своей природой – озерами, лесами. Для жителей многих стран это экзотика. Но для западного туриста важна развитая инфраструктура, качество обслуживания и доступность страны – визовая, транспортная.

14 copy

– Вы 15 лет работали в авиакомпании AirBaltic, два года коммерческим директором в аэропорту Толмачево в Новосибирске, запускали бюджетные авиалинии в Грузии.

В Беларуси в настоящее время одна авиакомпания, что, естественно, отражается на стоимости перелетов. Поэтому белорусы нередко вылетают из других стран, пользуясь услугами лоукостов. Тот же вильнюсский в шутку прозвали аэропортом Минск-3. Не пора ли Беларуси пригласить на рынок других авиаперевозчиков?

– Я – сторонник либерализации авиационного рынка. Очень хорошо знаю отрасль изнутри, весь ее консерватизм, на собственном опыте прошел весь этот болезненный процесс – открытие шлюзов. Помню тот момент, когда AirBaltic из авиакомпании бизнесменов, как мы себя позиционировали, превратилась в лоукостер. Это была революция в умах, подходах, организации технического обслуживания и коммерческих процессов. Не все это пережили, многие уходили, просто потому что с юности воспринимали авиацию как нечто элитарное. Когда Латвия вступила в Евросоюз в 2004 г., стали автоматически применяться правила открытого неба: любая авиакомпания может летать куда и сколько хочет на любом типе воздушных судов и предлагать тарифы исходя из своей внутренней политики и конъюнктуры рынка. В этих условиях министр транспорта Латвии, который формально на тот момент являлся мажоритарным акционером, то есть 52 % акций находились в руках государства, лично поехал в Ирландию встречаться с Майклом О`Лири, генеральным директором авиакомпании Ryanair – самого мощного лоукостера в Европе, чтобы пригласить его открыть базу в рижском аэропорту. В нашем понимании это был некий суицид: твой главный акционер приглашает самого агрессивного конкурента прийти в аэропорт! В первый же год ирландцы предложили пассажирам 12 маршрутов по основным европейским направлениям. AirBaltic заранее готовился к тому, чтобы урезать расходную часть, находить новые интересные решения, быть привлекательным с точки зрения визуального оформления, постоянно проводить скидочные акции. Компания продолжила работать с прибылью, но за счет увеличения объемов. Это привело к тому, что сейчас рижский аэропорт обслуживает порядка 5 млн пассажиров в год, это в 2,5 раза больше, чем население Латвии! А из минского летают 2,6 млн человек при населении Беларуси в 9,5 млн. На днях набрал в Google фразу: «трансфер из Минска в аэропорт», не указывая название, и сразу нашел пять качественных сайтов, предлагающих недорого услуги по доставке пассажиров автобусами в аэропорты Вильнюса и Каунаса. Да, государству пора принять решение. Конечно, национальную авиакомпанию нужно поддерживать, но если сохранять высокие тарифы, то пассажиры будут пользоваться другими аэропортами, там оставлять деньги в Duty Free, на парковках и так далее. В Латвии мы говорили о положительном эффекте Ryanair. Этот конкурент создал массу сложностей, но при этом помог очень быстро и с наименьшими издержками для государства продвинуть страну и столицу на туристическую карту. Когда авиаперевозчик проводит акцию, предлагая полеты в Ригу за 10–15 евро, то многие туристы, не задумываясь, клюют на это предложение. Неважно, куда лететь. Главное – дешево! И находят в городе много интересного для себя, о чем потом рассказывают знакомым. Срабатывает сарафанное радио.

0336521 copy

– Белорусские турфирмы предлагают провести выходные, посетив столицы сразу трех балтийских государств. Слышала, что есть предложения по объединению туристического маршрута для иностранцев «Латвия – Беларусь».

 – Это одна из немногих эффективных быстрореализуемых возможностей по привлечению туристов. Немало гостей из Западной Европы, Америки, Японии стремятся посетить сразу три страны и хотели бы заодно увидеть и Беларусь. Нам необходимо использовать этот существующий поток, интерес, опыт и деловые связи туроператоров балтийских стран, которые работают на прием. Прицепить свой вагон к этому поезду, расширив тур по Прибалтике посещением Синеокой. Ведем переговоры с крупнейшим туроператором по въездному туризму балтийских стран Baltic Travel Group, который изъявил желание поработать на белорусском стенде на международной выставке в Лондоне.

1O9A3985 copy

– Но здесь необходимо решать визовую проблему…

 – Как представителю туристической сферы мне хотелось бы сказать, что визы нужно отменить вовсе. (Улыбается). Но давайте рассуждать здраво. В силу различных событий и процессов, происходящих в мире, есть вопрос национальной безопасности. Вместе с тем необходимо искать пути упрощения визового режима, сделать этот процесс легким, не затратным с точки зрения времени, нервов и денег. Сейчас в России на высшем уровне обсуждается законопроект о введении 72-часового безвизового режима для транзитных пассажиров в 12 российских аэропортах. В Китае такой закон был принят около трех лет назад. Количество туристических посещений выросло в разы! Мир стал доступнее, люди стали больше путешествовать, но жизнь сейчас интенсивная, времени мало, хочется за короткий промежуток времени посетить больше стран. Мы могли бы пойти по аналогичному пути. Смысл в том, что иностранные туристы, которые летят из одной страны в другую, получили бы возможность, делая пересадку в минском аэропорту, выходить между рейсами в город и проводить в Беларуси до трех суток без визы. Во-первых, мы предложим туристам, которые летят в третьи страны, возможность по пути посетить Беларусь. Во-вторых, это способ привлечь транзитных пассажиров на рейсы белорусской авиакомпании.

С некоторыми странами – Израилем и Турцией – у нас запущен безвизовый режим. Кроме того, разработан закон о посещении Беловежской пущи без визы в течение трех суток при переходе границы в определенном пункте. Возможно, по такой схеме можно предлагать иностранцам и другие маршруты. Даже если турист проведет у нас один день, он, быть может, впечатлится, купит какие-то сувениры, почитает журналы-газеты о нашей стране по пути следования. Рига получила очень много дополнительных туристов, когда Латвия вступила в Шенген и стала использовать туристические потоки из Москвы в Европу, чтобы сделать комбинированный тур.

_MG_0775 copy

– Немало нареканий у туристов по поводу стоимости проживания в минских гостиницах, высоких цен в кафе и ресторанах.

 – Сейчас в Минске происходят революционные события в сфере отельного бизнеса. Совсем недавно у нас было ограниченное число гостиниц и соответственно высокий спрос. Сейчас открылся ряд новых объектов, причем на рынок пришли мировые бренды. На подходе еще несколько крупных отелей. Думаю, что всем отельерам пора серьезно задуматься о том, как они собираются конкурировать и вообще развиваться дальше. В этой связи им нужно перенимать лучшие мировые технологии в плане маркетинга, ценообразования, управления доходами, совершенствовать сервис, привлекать специалистов со знанием иностранных языков и пониманием менталитета иностранных туристов. Нужно уметь зарабатывать на объемах, а не за счет обслуживания отдельных состоятельных клиентов. В расчет надо брать не только въездной, но и внутренний туризм. Многие жители регионов хотели бы чаще приезжать в Минск – на ярмарки, события, праздники и провести здесь несколько дней, но цены на гостиничные номера их отпугивают. И рестораторам, и отельерам, и пассажирским перевозчикам нужно всячески содействовать моде на путешествия.

LK2A1229 copy

– В одном из интервью вы отметили, что популяризацией города должен заниматься и его глава…

 – Все деловые контакты, вопросы сотрудничества строятся на личных контактах. Поэтому фигура мэра очень важна для популяризации города, продвижения его в других странах, развития деловых и туристических отношений между городами. Андрей Шорец – молодой и активный градоначальник, думаю, он будет всячески способствовать развитию в Минске туристической сферы. Приглашаю его поучаствовать в мероприятиях, проводимых нашим агентством в целях продвижения Минска на внешние туристические рынки. Радует, что городские власти развивают сотрудничество с латвийской столицей. Прошлой осенью прошли Дни Минска в Риге, это были первые такие мероприятия в Евросоюзе. Весной этого года состоялся визит в Беларусь мэра Риги Нила Ушакова, во время которого было продолжено обсуждение возможностей развития сотрудничества, в том числе в сфере туризма, между двумя столицами. Сейчас проходят промежуточные встречи, визиты делегаций также с целью подготовки проведения Дней Риги в Минске в 2016 году.

_MG_4380 copy

– Когда турист приезжает в какой-то регион, то чем больше для него соблазнов, тем лучше. Тем больше времени он там проведет, больше денег оставит. И здесь самый эффективный – кластерный подход, когда заинтересованные в туристическом обслуживании люди объединяются и работают вместе.

 – Минску и Беларуси необходимы кластерные центры. Замечательный проект Belarus N реализует сеть автозаправочных станций «Белоруснефть» совместно с коммуникационным агентством «Группа НЭФ». Поясню, о чем идет речь. В одном регионе могут находиться рядом агроусадьбы, замки, музеи и другие объекты, но информация о них разрозненная. Нужно собрать их в единый маршрут и предложить его туристу наиболее удобным способом. Заправочная станция, расположенная по пути следования, может стать своеобразным маячком, отправной точкой, где туристы смогут получить всю информацию о достопримечательностях того или иного района, карту, контакты и начать движение уже по этому маршруту. При этом надо учитывать, что туристы из Западной Европы очень требовательны. Должны быть Wi-Fi, современный придорожный сервис – кафе, мотели, туалеты, оборудованные места отдыха, нужны указатели на английском языке, грамотно оформленные карты, навигаторы, мобильные приложения, чтобы гости чувствовали себя в чужой стране спокойно и комфортно.

DSC_3123 copy

– Согласитесь, для бизнесменов, которые будут развивать придорожный сервис, агротуризм, должны быть какие-то льготы.

 – Безусловно. Туризм связан с частной инициативой и нужно ей содействовать: упрощать способы ведения бизнеса, порядок предоставления земельных участков для организации придорожного сервиса, вводить налоговые и другие льготы, способствовать маркетингу. Например, если агроусадьба находится рядом с трассой, но ее не видно с дороги, то позволить владельцу установить указатель, возможно, и за счет государства. Это и услуга жителям страны, и маркетинговая составляющая для этого объекта, ведь он, делая свой регион привлекательнее, получает дополнительных клиентов, зарабатывает больше средств и, соответственно, платит больше налогов. Что касается налогообложения, то на данном этапе развития агро-, этно-, экотуризма надо содействовать тому, чтобы такие инициативы больше поддерживались, а не рассматривались как источник доходов. Возможно, в будущем, когда мы станем привлекательными для туристов, как Болгария или Турция, можно повышать налоговые ставки и быть более требовательными к этому сектору.

– Агротуризм – очень хороший ресурс дополнительных рабочих мест в районах.

– Абсолютно верно. Необходимо содействовать тому, чтобы люди оставались в регионах, а не стремились уехать работать в столицу, чтобы развивалась культурная, событийная жизнь в глубинке. Туризм может стать локомотивом развития районов.

1O9A5773 copy

– Что показываете гостям в Минске?

– Сначала предлагаю общую панораму, даю возможность почувствовать атмосферу, дух Минска, ощутить вибрации города, его разноплановость, динамику. Прежде чем куда-то вести, важно почувствовать, что нравится человеку. Для этого достаточно проехать по основным магистралям. Показать старый город, Троицкое предместье, сталинский ампир проспекта Независимости, потом Минск спортивный, хай-тек проспекта Победителей, перспективу развития столицы на примере микрорайона Лебяжий…

Прелесть Минска в том, что он не окончательно сформирован, он на перекрестке времен, где встречаются прошлое, настоящее и будущее. В тех же балтийских столицах в данный момент нет такого бурного строительства, развития инфраструктуры. Многих туристов привлекает не наличие архитектурных ценностей, а именно перспектива.

IMG_2096_1 copy

– Что привлекает лично вас?

В последнее время с удовольствием катаюсь на велосипеде по городу, что дает возможность почувствовать простор, получить заряд положительной энергии, увидеть какие-то новые места, понаблюдать за прохожими. С удовольствием ходил на вечера классической музыки возле ратуши. Люблю минские парки. У нас замечательный ботанический сад, но, на мой взгляд, ему не хватает живости. Когда там проходил сырный фестиваль, сад был наполнен интерактивом. Нужно это направление развивать и дальше, проводить здесь больше мероприятий. Среди знаковых объектов Минска назову театр оперы и балета, художественный музей, музей истории Великой Отечественной войны.

Считаю, наш город может стать интересным местом для шопинга. Белорусские товары известны на постсоветском пространстве своим качеством, современных торговых центров открыто немало. Еще одно преимущество Минска – он расположен недалеко от других интересных мест. Полюбовавшись достопримечательностями столицы, туристы могут отправиться на «Линию Сталина», в музеи народной архитектуры и быта в Строчицах или Озерце, в комплекс «Дудутки», Мирский и Несвижский замки – все это достигаемо в течение одного дня.

1b43b2a1-1e48-40d7-ad72-ad53fcabf774 copy

Костел в Гервятах

– Получится неплохой недельный тур! К сожалению, многие минчане, объездив полмира, так мало знают о своей стране. Как-то отправилась с коллегами в «Островецкую кругосветку». И была поражена – словно игрушечный костел в Солах, величественный Троицкий костел в местечке Гервяты… Многие знакомые, глядя на фото того путешествия, спрашивали, не в Чехии ли это. С гордостью отвечала: «В Беларуси!»

– А Сморгонь, где почти три года стоял фронт в годы Первой мировой?! Эти страницы истории до конца не изучены. Тему той войны тоже можно активно использовать в туристической сфере. Она близка всем европейцам. Недавно узнал, что в русской армии того времени ходила такая присказка: кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал. На этом фронте воевали многие известные люди, в том числе поэты, писатели, ученые, будущие военноначальники, ставшие во время Второй мировой маршалами.

IMG_2334 copy

– Так, может, взять неизвестные страницы нашей истории и объединить их в туристический роман или детектив «Terra incognita: неизвестная Беларусь»?

 Можно позиционировать и продвигать нашу страну именно как terra incognita. Здесь есть большой потенциал: в центре Европы – неизвестная земля. Приезжайте – и для вас на этом белом листе проявятся новые, удивительные страницы истории и культуры. В общем, чтобы привлекать туристов, нужно самим заинтересоваться и больше ездить по стране. В продвижении Беларуси на туристическую карту мира должны участвовать не только те, кто связан с турсферой, но и все жители республики. Все мы с момента рождения являемся путешественниками на этой земле…

 

Досье

photo 4 copy

С сыновьями у дома, где родился Якуб Колас (под г. Столбцы)

 

 Григорий Померанцев родился в Новосибирске, вырос в Рогачеве, окончил Минский государственный лингвистический университет. Имеет немалый опыт в сферах авиационного и туристического бизнеса. В Национальное агентство по туризму Григория Померанцева, на то время председателя правления Рижского бюро по развитию туризма, пригласил заместитель министра спорта и туризма Беларуси Михаил Портной.

Женат, воспитывает троих детей. Знает белорусский, русский, английский, немецкий и латышский языки.

 

В продолжение темы

 Новую редакцию закона «О туризме» планируется рассмотреть на осенней сессии парламента, сообщает БелТА. Ожидается, что в обновленном нормативном акте будет предусмотрена возможность создания фонда экстренной помощи туристам. В случае неисполнения обязательств субъектами турбизнеса, средства из фонда помогут путешественнику вернуться на родину, оплатить перелет или другую услугу. Планируется создать единый реестр субъектов туристической деятельности. Включение в него будет обязательным для работы на туристическом рынке, в него будут внесены данные о туроператорах и турагентах. Еще одно новшество, которое предлагается прописать в законе, – введение административной ответственности за нарушение законодательства в сфере туризма. Кроме того, в обновленном документе предлагается определить правовой статус туристско-информационных центров.

IMG_4498 copy

Фото Алексея Колесникова, Сергея Лукашева, Сергея Пожоги, Тамары Хамицевич, Сергея Шелега, из интернет-источников и архива собеседника

Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий