МИНСКИЙ МАСТЕР – 2015. Лучший учитель работает в школе № 199

01 Окт 2015 14:16

Автор:

Блог автора

Евгений Ситко ненамного старше своих учеников – ему всего 24. Иногда этот фактор осложняет труд молодых педагогов, но не в данном случае. Тем более что работать в школе Евгений начал еще с 2-го курса учебы в университете. Сейчас за его плечами не только истфак БГУ, но и магистратура БГЭУ.

Родные стены

Возможно, свою роль в быстрой адаптации сыграли родные стены, ведь это было не случайное учебное заведение, а школа № 199, которую сам и оканчивал. Его знали здесь как одаренного, целеустремленного парня, влюбленного в историю. Поэтому у руководства учебного заведения не было сомнений в том, что Евгений справится: поначалу он вел объединение по интересам «Дебаты». Школьники дискутировали на темы общественно-политической жизни, учась грамотно выстраивать аргументы и правильно вести полемику. Для ребят этот кружок стал одним из самых любимых.

IMG_6174 copy

А позже ему, уже четверокурснику, доверили вести уроки истории. Директор 199-й школы Галина Филипёнок убеждена, что лучший выбор сделать было трудно:

– Евгений – наш выпускник. Еще в школьные годы он был победителем различных олимпиад, обладателем двух премий специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренной молодежи, двух премий Мингорисполкома, других наград и поощрений республиканского и городского уровня. Придя к нам в качестве педагога, он настолько увлек детей историей, что возникла необходимость возобновления работы класса общественно-гуманитарного профиля. Увлеченность предметом не мешает Евгению участвовать в профессиональных состязаниях. Только в нынешнем году он завоевал лавры трех из них: «Столичный учитель – столичному образованию» в номинации «Мы – молодые», «Минский мастер – 2015» и «Лучший молодой специалист – 2015» как представитель сферы образования. Но важны не только звания: в школе Евгения Александровича знают как порядочного человека, который уважает мнение коллег и ценит помощь наставников. Бесспорно, педагогика – его призвание.

DSCN4194 copy

 

Везение плюс…

Упорство, трудолюбие, целеустремленность, желание постоянно повышать свой уровень – без этих качеств сложно было бы достичь того, чего достиг Евгений. Но прежде чем научиться всему этому, ему… повезло. Так он считает. Повезло с родителями и учителями:

– Сколько себя помню, и дедушка, и папа-военный интересовались историей. Когда пошел в 5-й класс, мама посоветовала внимательно отнестись к этому увлекательному предмету. По обоюдному решению родителей она не работала до моего подросткового возраста и много времени посвящала нам с сестрой, приучая в том числе к трудолюбию, организованности, ответственности. Понять, что история – мое призвание, помогли педагоги, и прежде всего Вера Александровна Сечкова, учитель истории высшей категории, которая и сейчас работает в школе.

И все же почти до конца 11-го класса Женя был уверен, что будет поступать на юрфак (на специальность «политология»). Но после долгих размышлений между историей и правом выбрал все-таки первое.

– Не последнюю роль сыграли в выборе и преподаватели истфака БГУ, которые вели сборы по олимпиаде по истории: после городского этапа нас готовили к республиканскому. От них узнал многое про факультет, и мне захотелось там учиться, о чем ни разу не пожалел.

Как дипломант республиканской олимпиады Женя имел право поступать на истфак без вступительных испытаний. И был он, наверное, единственным счастливчиком, пришедшим на выпускной вечер с легким сердцем, не думая о предстоящем ЦТ.

Теория и практика

Когда, будучи студентом, стал учительствовать, не все сразу пошло гладко, хотя замечательно учился и был активным общественником. Просто представления о школьном учебном процессе несколько отличались от реалий, ведь работать юноша начал еще до первой университетской практики. Это касалось и оформления необходимой документации, и непосредственно проведения занятий.

IMG_6202 copy

– Первое время успевал делать на уроках в лучшем случае половину из запланированного. Пришлось учиться ужимать планы конспектов. Постепенно втянулся, во многом благодаря помощи опытных коллег. Мне кажется, в университете нужны изменения в области методики преподавания: необходимо уходить от чистой теории и делать предметы практико-ориентированными, чтобы студенты могли еще до практики применять свои знания на семинарах.

Не детские проблемы

Ему нравится не только сам процесс передачи знаний ребятам, но и то, что он участвует в формировании их личностей. Но всякому в школе известно, что с учащимся далеко не всегда удается найти даже общий язык, не то что повлиять на его личность.

IMG_5971 copy

– В моей победе в одном из последних конкурсов есть вклад учеников, – улыбается мой собеседник. – Очередной этап состязаний предполагал участие детей, и они с удовольствием это делали.

IMG_6048 copy

– Исходя из опыта своей жизни и общения с детьми, уверен, что для их развития прежде всего важна работа семьи, потом – школы, – продолжает Евгений. – И там, и там, к сожалению, недорабатываем. А в основе многих современных проблем лежит то, что родители нынешних детей сами росли на изломе эпох, в постперестроечное время, когда старые ценности были разрушены, а новые не сформировались. Им объективно сложнее воспитывать детей в стабильной ценностной среде. Не последнюю роль в формировании личности детей играет прогресс – гаджетомания, погружение в мир игр, кино. Здесь важна роль родителей, которые всегда должны общаться, разговаривать с детьми. Так было принято в моей семье. Думаю, если у женщины есть возможность сидеть с ребенком как можно дольше, она должна ею воспользоваться. Или, по примеру одной моей знакомой, найти работу, которую можно выполнять на дому.

Еще более серьезная для детей проблема – неполные семьи. В таких ситуациях вряд ли учитель может чем-то помочь ребенку, кроме того что уделять ему еще больше внимания…

Личность с разных сторон

– Я не ставлю задачи делать из учеников историков: во-первых, столько не нужно, во-вторых, далеко не всем это подходит. Если выпускники изберут любое гуманитарное направление, углубленное изучение истории однозначно принесет им пользу – легче будет сдавать ЦТ и учиться в вузах.

IMG_6251 copy

Молодой педагог придерживается мнения, что любой образованный человек должен знать как минимум историю и литературу. Поэтому порой дает детям задания, которые находятся на стыке школьных дисциплин:

– Современные учащиеся читают мало, в основном программные произведения. Я иногда предлагаю им прочесть и обсудить книги, не включенные в программу, но позволяющие лучше разбираться в некоторых исторических процессах.

Например, притчу Джорджа Оруэлла «Скотный двор», своеобразно объясняющую истоки возникновения коммунистического общества. Или книгу «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, из которой ребята увидели, каким может стать общество, если они не будут читать. Многие из них поначалу неохотно берутся за такие произведения, но потом признаются, что почерпнули нечто новое для себя. Заметил, что некоторые книги, изучаемые по программе, дети просто не понимают. Мне кажется, программы необходимо корректировать. Опыт многих поколений показал, что Достоевского в школе изучать бесполезно: 20–22 года – тот возраст, когда можно осмыслить его произведения. Когда мы заставляем школьников делать что-то, для чего они еще не созрели, возникает отторжение.

IMG_6339 copy

Среди подопечных Евгения есть те, кому трудно выбрать будущую профессию. У одного такого учащегося, по словам педагога, довольно креативное мышление. Чтобы дать выход его способностям, он поручил ему подготовить 5 вариантов… рекламы школьной парты. Может, действительно, рекламный бизнес – будущее парня?

О социальной значимости профессии

– К сожалению, социальную значимость профессии учителя у нас пока не вполне осознают, – считает Евгений. – Ситуация развивается по замкнутому кругу: пока не придет понимание важности учителей для развития общества, не вырастут их зарплаты; чтобы подняли зарплаты, нужно показать высокий уровень преподавания.

DSCN4189 copy

А для достижения такого уровня педагогу необходимы время и возможность более качественно готовиться к урокам, заниматься самообразованием. Ему ничто не должно мешать сфокусироваться на детях и уроках. Педагог не обязан, как военный, постоянно находиться в готовности подняться по тревоге. Как любой человек, он нуждается в отдыхе не только во время отпуска. Если ситуацию в этом плане удастся переломить, сами собой исчезнут проблемы «выгорания» учителей, массового ухода из профессии.

Впрочем, некоторые сдвиги в этом плане прослеживаются. Приятно также, что в школах крепнет наставничество, появляется корпоративный дух.

IMG_6120 copy

 

Фото Сергея Пожоги и из архива школы

 

Еще материалы рубрики:

МИНСКИЙ МАСТЕР – 2015. Лучший почтальон

МИНСКИЙ МАСТЕР – 2015. Лучший представитель милиции

МИНСКИЙ МАСТЕР – 2015. Лучший машинист эскалаторов

МИНСКИЙ МАСТЕР – 2015. Лучший официант

МИНСКИЙ МАСТЕР – 2015. Лучший кондитер

Комментарии к статье
Добавить комментарий