Эмигрант из Америки Джон Росмэн из всех увиденных мест на планете для проживания выбрал Минск

12 Окт 2015 11:25

Автор:

Блог автора

Бывший житель Нью-Йорка рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», почему навсегда покинул Америку и за что любит белорусскую столицу.

IMG_9738_1 copy

– Я уехал из Америки почти 25 лет назад, – начал свою историю житель Минска американского происхождения Джон Росмэн. – Многие не могут понять, почему я это сделал. В юности многие мои сверстники с нетерпением ожидали, когда у них появится свой автомобиль. Кое для кого это было почти смыслом жизни – не надо просить родителей отвезти их в школу, на вечеринку или на свидание с подружкой. Считалось, что 4 колеса дают полную самостоятельность. Однако мне такое представление казалось иллюзией, потому что в поездке ты зависишь от светофоров, условий страховки, законопослушности пешеходов и водителей, тратишь время на поиски парковки, постоянно устраняешь какие-то неисправности.

– И у вас никогда не было своего автомобиля?

– Нет, я к этому вообще не стремился, хотя материально мог себе позволить. Права, правда, были. Навсегда отказаться от автомобиля подтолкнул один случай. Мне было 17 лет, мы с родителями ехали в машине, я – за рулем. Внезапно откуда-то выскочила собака и попала прямо под колеса. Спасти ее не удалось. И я вдруг представил себе, что таким образом под автомобиль мог попасть ребенок. Конечно, моя мотивация не пускать автотранспорт в свою жизнь намного шире и включает в себя еще экологию, собственное здоровье и видение «идеального города».

– Почему вы уехали из Нью-Йорка?

– Я уважаю Америку и не собираюсь убеждать кого-то, что американский уклад жизни – плохой. Просто он не для меня. Мне стало неуютно. Не захотелось жить среди небоскребов и сплошного потока транспорта. Там сильно развит культ автомобиля, а мой транспорт – велосипед. В Нью-Йорке совсем нет свободного пространства, любой даже самый маленький клочок земли кому-то принадлежит. И на велосипеде свободно передвигаться почти невозможно. Напрягало меня и то, что большинству американцев смысл жизни виделся только в какой-то наживе. Я стал путешествовать по планете, присматривался и выбирал место, где бы осесть. В начале 90-х годов прошлого столетия уехал в Советский Союз. Успел пожить в нем полтора месяца и еще 17 лет – уже в Российской Федерации. Сначала под Ленинградом основал небольшую фирму. Потом жил в Подмосковье. Местный рэкет мною не интересовался. Возможно, потому что я снимал скромное жилье и ездил не на «Мерседесе», а на обычном велике. Однако ощущение дома в тех местах ко мне так и не пришло. Около 10 лет назад побывал в Минске – участвовал в соревнованиях по фрисби. Увидел и сразу понял, что наконец нашел то, о чем всегда мечтал. И уже 7 лет живу здесь.

IMG_9807_1 copy

– Чем же вас так покорил наш город?

– Прежде всего чистотой и свободным пространством. Природой, к которой здесь особое, бережное отношение, ее доступностью. Людьми, их простотой и искренностью. Поразили простор городских улиц, роскошные парки и скверы. В Нью-Йорке, где я родился и вырос, застройка очень плотная. И зелени мало, и свободного места. Мне всегда хотелось большего контакта с природой, и в Минске это прекрасно получается. На велосипеде можно беспрепятственно ездить и по городу, и за его пределами – по полям, лесам, проселочным дорогам, населенным пунктам. Пространство открыто, с природой ты один на один. Ограничений очень мало. У меня часто спрашивают, какие любимые уголки есть в Минске. Я не могу ответить, какие конкретно, потому что для меня это весь город и вообще вся Беларусь в целом. Что касается веломаршрутов, то нравится ездить в Дрозды, район Новинок, Цны. Зеленые зоны везде в порядке, что приятно видеть с велосипеда. Объездил Минскую, Гродненскую, Брестскую, Витебскую области. В дальнюю дорогу беру байк с собой, часть пути проезжаю на поезде, потом пересаживаюсь на двухколесный транспорт.

– Быстро ли освоились в Минске?

IMG_9830_1 copy

– Адаптацию я прошел еще в России, когда переехал из Америки. А в Минске никакого дискомфорта не почувствовал. Спокойно, нигде не чувствуется агрессивности, воинственности. В белорусской «мове», которая кажется мне очень мелодичной, есть слово «памяркоунасць». Оно мне очень нравится, потому что отражает мудрость и рассудительность белорусского народа.

–Много ли у вас друзей в Минске и есть ли различия в понятии «дружба» здесь и в США?

– Друзья здесь есть. Больше всего в экологической сфере и велосипедном движении. Что одно другому, кстати, не мешает и часто пересекается. Если сравнивать дружеские отношения здесь и в Америке, больших различий не вижу. И там, и здесь люди разные. Надежность друга зависит не от национальности, а от качеств его души, порядочности. В Минске бывали ситуации, когда мне срочно требовалась помощь. И мне ее оказывали. Причем, бескорыстно. Но сейчас на планете меняется само понятие дружбы. Раньше люди часто встречались, сейчас знакомятся и общаются в соцсетях. В жизни такие друзья могут пройти мимо друг друга и даже не узнать. Мне кажется, переход на виртуальность уменьшает ценность дружбы.

– Что скажете о велосипедной инфраструктуре столицы?

– По ее улицам на велосипеде вполне можно было ездить еще тогда, когда я сюда переселился. В городе реализована замечательная идея – строить очень широкие тротуары, где есть место и для пешеходов, и для велосипедистов. В Америке и на Западе в городах тротуары очень узкие. На многих улицах на двухколесном транспорте вообще ездить запрещено. В Минске же тротуары – самые лучшие в мире. Я нигде таких не видел. Они создают ощущение простора, «воздуха» и отражают дух города. Плюс к этому за 10 лет многое изменилось к лучшему. Ездить стало еще легче. Появилось много велодорожек, парковок. Убрали по бокам дорог бордюры, которые нам мешали. Очень удобно стало двигаться, в частности, по проспекту Независимости. Я езжу на байке круглый год. Не холодно и не скользко, как считают некоторые. В гололед более скользко на ногах, чем на двух колесах с шипованными шинами. Не так давно купил для зимней езды фэтбайк. У него более толстые колеса. Почти мотоцикл, но без двигателя.

IMG_9776_1 copy

– В какой деятельности вы нашли себя в Минске?

– Белорусская столица – прекрасное место, где можно реализовать себя в очень многих сферах. Например, в экологии. Сейчас я возглавляю фонд «Экологический транспорт». Это прежде всего пропаганда велосипедов в повседневной жизни минчан как альтернатива загрязняющим окружающую среду автомобилям. Очень хочется изменить отношение горожан к двухколесному транспорту, чтобы они поняли, что это обычное средство перемещения, очень экологичное, полезное для здоровья и самое дешевое. Поддерживаю любое начинание, направленное на продвижение и развитие велодвижения. Сейчас курирую проект «Велокухня «Гараж 38», аналогов которому в СНГ пока нет. Это бесплатная общественная мастерская, созданная Минским велосипедным обществом в гараже № 38 недалеко от костела святого Роха. Проект полностью волонтерский, предназначен для оказания помощи начинающим и профессионалам в ремонте и обслуживании двухколесного транспорта. Бываю на «Велокухне» обычно по пятницам, иногда заезжаю в течение недели. Помогаю. Там проходят встречи участников так называемых велосипедных покатушек перед выездом. Проводим и небольшие мастер-классы, в том числе по английскому языку.

Что еще в перспективе?

– Сейчас в процессе реализации два экологических проекта, которые касаются оптимизации велосипедного движения в районе Слепянской водной системы и решения проблемы бесплатных автопарковок на зеленых зонах и в других местах. Машины все больше оккупируют свободное пространство в городе, в том числе зеленые зоны и тротуары, предназначенные для пешеходов и велосипедистов. И практически во всех дворах парковки бесплатные. Это поощряет захват машинами все больших территорий. В Европе за каждое машино-место надо платить. Если и здесь сделать все парковки платными, то автомобили перекочуют в многоэтажные паркинги или на платные стоянки в предназначенных для этого местах и количество велосипедистов возрастет естественным образом. Мы разработали для Минска парковочную систему. Приятно отметить, что во многих вопросах городские власти идут экологам навстречу. Считаю, что должен быть разумный баланс между общественным транспортом, личными автомобилями и велосипедами. Хочется, чтобы наш город стал еще чище и комфортнее для проживания.

Это что касается общественной деятельности. А чем зарабатываете себе на хлеб?

– Тружусь в одной из столичных компаний в качестве программиста. Разрабатываем программное обеспечение для сайтов.

– Чем увлекаетесь в свободное время?

– Изучаю «беларускую мову». Посещаю специальный курс. Слов знаю уже много, но не хватает разговорной практики. Когда слушаю белорусское радио, все понимаю. Иногда хожу на спектакли в театр им. Янки Купалы. А еще увлекаюсь фрисби. Играю давно. В Минске есть хорошие команды по этому виду спорта. Люблю читать книги, в том числе и белорусские издания. Телевизора у меня нет, мобильником тоже почти не пользуюсь, потому что считаю эти вещи неэкологичными. Жизнь без мобильника более спокойная и целенаправленная. С партнерами и друзьями общаюсь с помощью электронной почты.

– По родине скучаете?

– В Америке я был последний раз 4 года назад. Признаюсь, не скучаю, потому что родина – это не просто место, где человек родился, это корни, земля предков. А они у меня родом из Европы. Я сознательно отказался от американского гражданства и теперь ожидаю получения гражданства Республики Беларусь. В США остались родственники. Они приезжали в Минск, и город им тоже понравился. Я же заморским гостем здесь себя уже не ощущаю. Мало того. Как-то навестили нас велосипедисты из-за границы. Поехали с ними на прогулку по Минску. Проезжали возле Новинок. В поле цвела гречиха и стоял фургончик с пчелиными ульями. Пчелы летали и собирали нектар с цветков. И это прямо в городе! Иностранцы остановились и залюбовались зрелищем. В своих городах они такого не видели. И я ощутил гордость за Минск и Беларусь.

IMG_9786_1 copy

Фото Сергея Пожоги

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

TheRealLandera

Хороший материал.