Белорусы Голливуда: как создавал Американскую киноакадемию родившийся в Минске Луис Барт Майер

04 Ноя 2015 11:02

Автор:

Среди множества выходцев из нашей страны, завоевавших всемирную славу, – родившийся в Минске Луис Барт Майер, самый успешный продюсер. Именно он создал Американскую киноакадемию и придумал награду, о которой мечтают люди кино всего мира.

Майер copy

Жизненный путь многих известных деятелей Голливуда начинался на белорусской земле. Одна из наиболее ярких личностей – Луис Барт Майер. Он же Лазарь Меир. Его жизнь, хоть и выставленная на всеобщее обозрение, была окутана мифами. Так, в официальных документах указано, что появился на свет Лазарь 4 июля 1885 г. в Минске. Тем не менее некоторые биографы высказывают предположение, что родился он 12 июля и годом ранее в местечке Дымер недалеко от Киева. А 4 июля – День независимости США – выбрал в качестве даты рождения, когда получал американское гражданство. Причем сначала указывал 1884, а затем 1885 год…

Он был третьим по счету ребенком в семье Якова Меира и Сары Мельцер. Жили они достаточно зажиточно. Но когда Лазарю было около двух лет, семья, опасаясь еврейских погромов, эмигрировала в Штаты. Сладкой жизни там не нашли. Хотя Яков Меир первым делом сменил фамилию на Майер, легче не стало. А тут родились еще двое детей, и семья из американского штата Род-Айленд перебралась в Канаду, в городок Сент-Джон, где глава семейства собирал металлолом и утилизировал бытовые отходы, а мать работала на птицеферме. Лазарь, ставший в Новом Свете Луисом, взялся за дело отца еще подростком и быстро обнаружил в себе то, чего не хватало Майеру-старшему: деловую хватку и организаторский талант. Через полгода он уже руководил двумя сотнями рабочих. Правда, все документы подписывал отец, потому что Луис был несовершеннолетним. Папаша же назвал компанию «Майер и сыновья», присвоив себе и фирму, и заслуги сына, что на всю жизнь испортило их отношения.

Луису это надоело, и, бросив все дела, он уехал в Бостон. Причиной тому стала еще и любовь. Случайная знакомая, которой 19-летний парень пожаловался на одиночество, показала ему фотографию любимой племянницы Маргарет Шенберг. Чрезвычайно романтичный Луис был пленен и начал ухаживать за девушкой, пытаясь добиться ее руки. Что было весьма непросто. Отец Маргарет считал Луиса недостаточно хорошей партией для дочери. Но в любви, как и во всем остальном, Майер не привык отступать. Через шесть месяцев они с Маргарет поженились. И это оказалось настоящим подарком судьбы. Маргарет была классической еврейской женой: поддерживала мужа, восхищалась им и всегда в него верила. Это плюс деньги тестя сделали свое дело: Луис приобрел небольшой полуразвалившийся кинотеатр и через полгода сделал из него самое модное и доходное заведение города. Майер не собирался останавливаться на достигнутом. На полученные деньги он стал скупать кинотеатры и через несколько лет уже владел самой большой киносетью в Новой Англии. И теперь ему уже мало было прокатывать фильмы: он хотел их производить. Правда, денег на собственную киностудию не хватало. Но Луису повезло: фильм «Рождение нации», выкупленный буквально за копейки, имел такой бешеный успех, что сделал Майера и других прокатчиков миллионерами. Луис увидел в этом знак божий и в 1914 г. основал свою первую киностудию ALCO. Нельзя сказать, что она сразу заняла лидирующее положение, но дела шли неплохо. А Майер понял, что будущее за Голливудом, поэтому переехал в Лос-Анджелес. Переломным моментом для него стал 1924 г.: в апреле нью-йоркский миллионер Маркус Лоу купил контрольные пакеты акций трех известных кинокомпаний, в том числе и Майера, и объединил их в одну корпорацию, предложив Луису пост вице-президента с неограниченными возможностями. Так возникла знаменитая кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer, или просто MGM. В течение последующих 27 лет Майер был бессменным руководителем киностудии, которая за это время стала самой крупной и успешной студией по производству полнометражных фильмов. А эмблема фирмы – изображение рычащего льва в ореоле из кинопленки – с тех пор хорошо известна поклонникам кино во всем мире.

Луис, словно астроном, одержимый страстью открытий, был неутомим в поисках новых звезд. В 1924 г. в Берлине он впервые увидел 19-летнюю шведскую актрису Грету Гарбо. Через несколько лет она стала звездой первой величины в созвездии Майера. Он открыл и выпестовал Рудольфа Валентино и Кларка Гейбла, Джуди Гарланд (мать Лайзы Минелли) и Марио Ланца. В свете юпитеров MGM расцвел талант Джона Гилберта, Эвы Гарднер, Фреда Астера, Кэтрин Хепберн, Спенсера Трейси. У Майера снимались Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор и многие другие замечательные актеры, в том числе и русские Михаил Чехов и Алла Назимова.

Успех Луиса Майера заключался в его безошибочном чутье на вкусы публики. Он предвидел, какой фильм станет пользоваться успехом, и нередко сам вмешивался в процесс кинопроизводства. Кроме того, он хорошо разбирался в людях: весь персонал – от уборщиц до ведущих актеров – Луис подбирал сам. Майер при этом считался очень деспотичным и безжалостным руководителем. Все актеры ходили по струнке. Когда Джон Гилберт нахамил боссу, тот сказал, что даже если его увольнение обойдется студии в миллион долларов, он все равно сделает его безработным. А когда Кларк Гейбл отказался от главной роли в фильме «Унесенные ветром», Майер спросил: «А нищим ты хочешь стать?» Кларку пришлось смириться, а результат известен всем: фильм имел оглушительный успех, превратив Гейбла в мировую звезду. Ведя переговоры по контрактам с актерами, Майер стремился оставить их зарплату на довольно низком уровне, прибегая к самым разным способам, включая шантаж. Элизабет Тейлор описала Майера как монстра, но другие актеры считали его чуть ли не отцом родным. Кэтрин Хепберн называла его хорошим человеком и утверждала, что лично договаривалась о многих своих контрактах с Майером.

Глава MGM был дальновидным бизнесменом, фонтанировал идеями и всегда смотрел в будущее. По его предложению и с его активным участием в 1927 г. была создана Американская академия киноискусства. Майер придумал процедуру награждения лучших фильмов года специальной наградой – позолоченной статуэткой рыцаря с мечом, стоящего на катушке с кинопленкой. Так за Майером навсегда закрепилось прозвище «отец «Оскара».

Но после Второй мировой войны личная жизнь стареющего мэтра вошла в темную полосу: он развелся с женой, рассорился с дочерьми и жил один в огромном доме. Новый брак – с бывшей актрисой Лореной Данкер – на какое-то время скрасил его жизнь, но и здесь не все было гладко. Дочь Лорены не желала подчиняться патриархальным правилам жизни, которые пытался установить отчим.

В 1950-е гг. политика MGM устарела, и этим воспользовались молодые помощники Майера. В результате интриг им удалось отстранить босса от дел. Он всячески пытался вернуть свое влияние, но не успел. 29 октября 1957 г. Луис Майер скончался от лейкемии. По иронии судьбы с его смертью пришла в упадок и когда-то великая студия MGM, которая сейчас не входит даже в десятку крупнейших кинокомпаний.

А вот другое детище Майера – Американская киноакадемия – живет и процветает. Кстати, на склоне лет кинопродюсер тоже удостоился «Оскара» – «за неоценимый вклад в киноискусство». И с этим трудно поспорить. Посудите сами: существовал бы Голливуд в том виде, какой он есть сейчас, если бы не Луис Майер?

Материал подготовили Любовь Шиенок и Иван Кахнович

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий