Как крутят кино: смотрим картины культовых японских режиссеров из аппаратной «Победы»

14 Ноя 2015 10:20

Автор:

Блог автора

Последняя возможность увидеть фильмы Куросавы, Одзу, Имамуры и других знаковых японских режиссеров в оригинале есть у зрителей кинотеатра «Победа» 14 и 15 ноября.

Ретроспектива, открывшаяся в дни «Лістапада», посвящена 120-летию старейшей кинокомпании Японии – «Сётику». Бобины с киношедеврами прилетели в Минск из Токио. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в аппаратной кинотеатра «Победа» за два часа до начала сеанса.

Всё это – японское кино, – инженер кинотеатра Валерий Алексеевич показывает на бобины, сложенные столбиками. – Один фильм весит килограммов тридцать.

Как будто предупреждает: «я бы на вашем месте и не пытался поднять».

LK2A0062 копия

Фильмы хранятся в «разобранном виде». Полнометражная картина на полтора-два часа – это шесть коробок с пленкой. Перед показом раньше – киномеханик, а теперь инженер соединяет части на перемоточном столе.

Сначала скотч, потом – пресс, – комментирует Валерий Николаевич, отработанными движениями пальцев соединяя 35-миллиметровку, на которой культовый фильм Сёхэя Имамуры «Мне отмщение, и аз воздам (Месть принадлежит нам)». И шутит: – Главное – не нарушить последовательность, чтобы зритель не увидел финал раньше времени.

LK2A0063 копия

Проверяет, есть ли повреждения на пленке, глядя в дефектоскоп.

На предсказуемый вопрос: «Что делать, если во время показа она порвется?» отвечает спокойно и категорично:

Этого не произойдет.

Поясняет, что современная кинопленка очень прочная. Даже если специально попытаться порвать – не выйдет.

LK2A0054 копия

LK2A0075 копия

«Победа», разумеется, как и все кинотеатры, перешла на «цифру». Но сохранила возможность крутить кино, иначе говоря, показывать фильмы с пленки.

– Чешская аппаратура – замечательная, – говорит Валерий Николаевич, указывая на два кинопроектора.

LK2A0078 копия

Знает, о чем говорит. В системе «Киновидеопроката» работает с 1978 года. Отучился на киномеханика и пришел в «Партизан» (теперь это Дом кино).

LK2A0113 копия

То оборудование, на котором начинал, на углях работало. Тяжело было. Ходили, как кочегары. Руки черные, – вспоминает собеседник.

На два угольных электрода – положительный и отрицательный – подавалось напряжение. Когда эти две трубочки соединялись между собой, возникала дуга – источник света на экран. Электроды сгорали, как бенгальские огни. Каждые десять минут их надо было менять. Фильм демонстрировался с двух проекторов. Пока шли первые десять минут, киномеханик отводил электроды и менял пленку на другом проекторе. В это время изображение на большом экране могло быть неидеальным.

Сегодня в эпоху цифровых технологий эти рассказы звучат, как предания глубокой старины. Да и сама профессия «киномеханик» – уже история. Специалисты старшего поколения либо ушли из кинотеатров, либо, как Валерий Алексеевич, переквалифицировались в инженеров, чтобы работать с «цифрой».

Гул проектора отвлекает от извечных размышлений о быстротечности времени. Валерий Николаевич поставил фильм на перемотку.

LK2A0085 копия

LK2A0088 копия

Показывает, как на кинопленке выглядит звуковая дорожка. Ее можно рассмотреть на просвет:

Видите ромбики-треугольники по краю?

В комнате за стеной раньше был радиоузел. Сегодня здесь подсобное помещение.

Комнатка буквально доверху была забита аппаратурой. Колонки, усилители – чего только не было! Все заменила система DOLBY.

LK2A0097 копия

Смотрю через оконце на кинозал – пока темно, до сеанса еще час.

Экран освещает ксеноновая лампа, мощность 3-4,5 кВт, – поясняет специалист.

LK2A0091 копия

LK2A0111 копия

Но как-то не хочется вникать в технические характеристики. Опасаюсь, что, зная их, будет сложнее верить в магию кино.

С «цифрой» проще работать, конечно, чем с пленкой. Да и изображение гладкое, идеальное. А у пленки есть такая особенность, как зернистость. Если копия не лучшего качества – на экране все плывет, – отвечает Валерий Николаевич на мой вопрос, чем отличается цифровое изображение от пленочного, и добавляет: – И все равно есть что-то такое в кинопленке, чего нет в «цифре». Как бы это объяснить… Ощущение воздуха на экране, что ли. Это как слушать музыку не в записи, а в живом исполнении. 

LK2A0094 копия

Вечером 14 ноября можно посмотреть в «Победе» «Желтый платочек счастья» Ёдзи Ямады (1978), «Крепость из песка» Ёситаро Номуры (1974) и «Токийские сумерки» Ясудзиро Одзу (1957). 15 ноября «Утамаро и его пять женщин» Кэндзи Мидзогути (1946), «Идиот» Акиры Куросавы (1951) и «Мне отмщение, и аз воздам (Месть принадлежит нам)» Сёхэя Имамуры (1979). Ленты демонстрируются на языке оригинала с субтитрами на русском.

Справочно

Компания «Сётику» основана в 1895 году в Токио. Изначально занималась постановками театра кабуки, с 1920 года – кинопроизводством.

Фото Алексея Колесникова

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий