Темпы строительства третьей линии метро увеличатся в разы

14 Дек 2015 15:56

Автор:

Блог автора

В возведении метро грядут большие перемены. 9 ноября завершилась поставка нового тоннелепроходческого комплекса. Какие он имеет характеристики и как будет эксплуатироваться?

На эти и другие вопросы корреспондента агентства «Минск-Новости» отвечает главный механик УП «Минскметрострой» Максим Тарашкевич.

IMG_4110 copy

– Максим Владимирович, почему белорусская сторона остановила свой выбор на механизированном щите именно компании CSM Bessac из небольшого французского городка Сен-Жори и в какую сумму он обошелся?

– К приобретению этого дорогостоящего оборудования наше предприятие подходило ответственно и взвешенно, после основательного анализа всего мирового рынка. В 2013 году в Минске прошел первый тендер, в котором приняли участие четыре иностранные фирмы из Германии и США. Но все их предложения были отклонены, так как не соответствовали техническому регламенту и заданию, предъявленному «Минскметростроем». В минувшем году состоялся повторный тендер с участием немецких и французских производителей. По результатам тендера мы остановились на варианте французской компании CSM Bessac, которая предоставила наиболее выгодные условия. Окончательная цена составила 11 млн 670 тыс. евро.

IMG-4115 copy

– Почему произошел сбой в поставке оборудования в Минск?

– По условиям тендера последние части щита должны были быть доставлены на таможенный склад к 9 августа. Однако, как уведомила нас французская сторона, при контрольной сборке на заводе в Сен-Жори был обнаружен дефект главного привода (подшипника), изготовленного в Германии. Пришлось ждать замены, сроки поставки, разумеется, сместились. В соответствии с положениями договора мы выставили неустойку французам, она составила 230 тыс. евро.

– Как проходило обучение белорусских метростроителей и в чем оно заключалось?

– В Сен-Жори на месяц командировали четырех специалистов «Минскметростроя». Там они участвовали в сборке щита и его тестировании. Также представители CSM Bessac провели в Минске занятия и консультации по навигации и обслуживанию проходческого комплекса. А затем за рубеж на приемку оборудования отправились руководители нашего предприятия.

DCIM108MEDIA

– Каковы технические параметры комплекса, сколько человек его обслуживают?

– Диаметр – 6 м, длина – более 90 м, масса – около 550 т. Максимальная производительность без технических перерывов и ремонтов при трехсменной работе – 500 м проходки в месяц. Нормативная производительность с учетом всех перерывов – 250–300 м, что в 5–6 раз превышает возможности оборудования, использовавшегося при строительстве первых двух линий метрополитена. Достоинство нового щита не только в его высокой выработке, но и в безопасности для обслуживающего персонала. Этот современный комплекс функционирует по принципу грунтопригруза, то есть автоматически создает давление на лобную стенку забоя при его прохождении и сооружении, что исключает работу в этом месте людей. Прежде метростроители крепили забой деревянной опалубкой, использовали отбойные молотки, топоры и лопаты. Порой они это делали в очень сложных условиях, по колено в грязи. Бывали обвалы породы, людей засыпало грунтом… Теперь все автоматизировано, а человеческий фактор полностью исключен. При новом щите также предусмотрена более оперативная откатка и доставка грунта на поверхность локомотивом с вагонетками. В общей сложности в смену на нем задействованы от 12 до 15 человек. Планируется использовать его в три смены, без выходных и праздников. Нужно форсировать темпы возведения третьей линии, нагонять время, упущенное не по нашей вине.

– Каков срок службы проходческого комплекса, есть ли гарантия на него в целом или только на его отдельные части?

– Гарантия поставщика на все узлы, включая подвижной состав, – один год. На расходные материалы – фрезы, лопатки и ковши – она не распространяется. Ресурс щита рассчитан на прохождение 10 км тоннеля, хотя при нормальной эксплуатации он может функционировать и дольше, пока не устареет морально. В рамках программы по импортозамещению «Минскметрострой» уже ведет переговоры с рядом белорусских предприятий, которые со временем смогут изготовить необходимые для проходческого комплекса запасные детали, узлы и расходные материалы. В крайнем случае можем обратиться к россиянам, которые их уже производят.

– Когда начнутся сборка и эксплуатация щита?

– Ориентировочно 15 декабря в Минск прибудет группа специалистов компании CSM Bessac, которая выполнит шеф-монтаж и обучение сборке щита. Кроме этого, французы будут три месяца проводить занятия в специально оборудованных модулях с обслуживающим персоналом проходческого комплекса. Монтаж и наладка займут чуть менее двух месяцев, хотя нам, конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс прошел быстрее. После тестирования, как планируется, в феврале начнется эксплуатация щита. Вначале он будет использоваться на сооружении первых четырех станций первого участка третьей линии. После прохождения каждой из них щит будут демонтировать и доставлять для сборки на следующую станцию. Конечно, темпы нашей работы замедлятся, но иначе невозможно. В то же время это позволит нам проверить состояние всех узлов механизированного комплекса. В соответствии с договором французская сторона должна обеспечить технологическое и техническое сопровождение первых 500 м проходки. Стартовая скорость продвижения при врезке – 50 м в месяц. После этого механизированный комплекс выйдет на крейсерскую скорость – 250–300 м в месяц.

Комментарии к статье
Добавить комментарий

ruslan

А что нашчот зарплаты праходчикам я вот праходчик а как вижу свою зп думою как прожить за эти деньги