Руководитель Спецкомбината КБО предлагает создать ассоциацию ритуальных организаций страны

20 Дек 2015 15:00

Автор:

Блог автора

О новшествах в сфере ритуальных услуг, особенностях их рекламирования, необходимости объединения профильных организаций корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с директором УП «Спецкомбинат КБО» Николаем Ракевичем.

– Николай Петрович, в начале декабря в столице при поддержке Мингорисполкома прошла Международная специализированная выставка похоронных принадлежностей и услуг «Мемориал-2015. Камнеобработка». Нужны ли подобные широкие презентации?

– Они позволяют обменяться опытом, познакомиться с новыми разработками, заключить соглашения о сотрудничестве. Если в прошлом году в таком же международном форуме в Минске приняли участие 36 ритуальных организаций, то в нынешнем – 73. Из них более десятка – из России, Украины, Польши, прибалтийских республик и впервые – из Греции. Наши специализированные предприятия многое заимствуют у зарубежных коллег. Например, у нас нет материалов и станков для камнеобработки. Закупаем их за рубежом, в частности в России. Из последних приобретений Спецкомбината КБО – гробы, обшитые кожвинилом. В текущем году изготовили пока несколько аналогов, и они стали пользоваться спросом. Также начали производить легкие разборные конструкции с тентом размером примерно 6 на 4 метра, применяемые для защиты от солнца, атмосферных осадков во время церемонии прощания с усопшим на кладбище.

– Примечательно, что выставку посетили более 10 тыс. человек. Все-таки представленная на ней продукция, не умаляя ее эстетической стороны, специфическая. Казалось бы, кто станет любоваться новеньким отполированным гробом, как картиной Леонардо да Винчи? И впрок такой товар не приобретешь.

– На выставку приходили, чтобы присмотреть надмогильное сооружение, крест для замены, какие-то элементы для благоустройства участка. Интересовались и гробами. Так, на экспозиции нашего предприятия внимание одной женщины привлек гроб-саркофаг. Мы его также позаимствовали у российских производителей и доработали таким образом, что крышка разделена не поровну на две половины, а так, что одна половина, у изголовья, которая обычно откидывается во время церемонии прощания, меньшая – около 40 % от общей длины. Посетительница спросила у меня, чье производство, в каком количестве такие гробы имеются, будет ли возможность купить, когда понадобится. Были вопросы и по поводу продукции камнеобработки. Надгробие, изготовленное полностью из гранита, для многих дороговато. Вариант подешевле – мозаичные памятники. Берут заготовку из цемента, щебенки и гравия, а центральную часть лицевой стороны, где размещают портрет, ФИО, даты рождения и смерти, выполняют из гранита. Все это шлифуют, полируют с использованием современных технологий. Средняя стоимость такого памятника – около 2,5 млн рублей, что в два раза ниже цены сооружения из гранита.

– Пользуются ли спросом монументальные надгробные сооружения, изготовленные из мрамора, с различными скульптурными композициями? До какого предела может доходить цена?

– Их приобретают реже, в основном состоятельные люди. Цена комплекса может достигать сотен миллионов рублей. В конце 1990-х одна женщина похоронила на Кальварийском кладбище сына, он дожил до 22 лет. И все деньги, которые у нее были накоплены на покупку квартиры сыну – огромная сумма, – вложила в благоустройство могилы и прилегающей территории. Кроме установки дорогого надгробного сооружения вымостила дорожки, высадила аллею, сделала подсветку. До сих пор она почти каждый день приходит на могилу и ставит живые цветы. Вообще, на могилу можно установить не любое монументальное надгробие, а только соответствующее определенным в законодательстве размерам: по высоте – до 180 см, по ширине и длине – не больше участка. Двухместный участок, к примеру, не превышает 2 на 2,3 метра. Откровенно говоря, мы никогда не призываем вкладывать в благоустройство захоронения большие средства. Настоящая память о близком человеке заключается не в этом. Но если люди хотят как-то подчеркнуть свои особые чувства, мы всегда относимся к этому с уважением.

– Как оцениваете существующие способы продвижения ритуальной продукции? Порой рекламодатели ведут себя не совсем корректно, например, бросают листки в почтовые ящики или размещают большие конструкции на улицах.

– Безусловно, нужно придерживаться определенного такта. Другой вопрос – эффективность такой рекламы. Раньше Спецкомбинат КБО размещал рекламу в газетах, метро, на сайтах. Но, как выяснилось, она не дает результата в силу специфики продукции. Понравившийся образец просто так, без повода, никто не купит. Люди начинают рассматривать и подбирать варианты ритуальных услуг и принадлежностей, только когда случается горе. А это происходит, как правило, неожиданно, как бы мы в мыслях к этому ни готовились. Какое-то время рекламу размещали на обратной стороне жировки. Некоторые получатели видели в этом своеобразный подтекст: дескать, заплати за квартиру и спи спокойно. Даже поступали жалобы.

– Подавляющее большинство профильных предприятий – частные. Как выдерживаете конкуренцию?

– Действительно, из белорусских организаций, участвовавших в выставке, государственных было только две – минская и брестская спецорганизации. Лет пять назад около 50 % от всех ритуальных услуг в столице оказывало наше предприятие. Сегодня этот показатель снизился примерно до 30 %, не считая копки могил. Эту услугу предоставляем только мы. Поэтому наш основной козырь – качество обслуживания. Плюс внедрение новинок. Был случай, когда гроб с телом покойного буквально развалился при спуске с лестницы в многоэтажном доме. Оказалось, его приобрели у какого-то частника, не исключено, что у фирмы-однодневки. Гроб, даже самый дешевый, должен быть из дерева, а не из ДСП, МДФ и тому подобных материалов. Убежден, что спецорганизациям нужно не столько конкурировать, сколько сотрудничать. При Министерстве ЖКХ создан совет директоров госпредприятий, осуществляющих ритуальное обслуживание населения, председателем которого я являюсь. Но на сегодня этого уже мало. Для координации действий, выработки единых подходов в сфере похоронного дела, продвижения каких-то законодательных инициатив нужна ассоциация, в которую бы входили профильные организации страны независимо от формы собственности. Например, в текущем году принята новая редакция закона «О погребении и похоронном деле». Но старые правила содержания мест захоронений сегодня требуют переработки. К сожалению, здесь мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые нужно срочно решать с участием Минюста и Минжилкомхоза. Необходимо понимать, что эти правила – основной документ, по которому живет и осуществляет свою деятельность спецорганизация на местах погребения, куда со своей бедой ежедневно обращаются сотни наших граждан. Думаю, что при наличии ассоциации этот и другие вопросы решались бы намного быстрее и эффективнее. Кстати, в России создано около десятка подобных ассоциаций. Мы давно считаем, что необходимо объединить все похоронные организации, которые серьезно занимаются своим делом.

Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена

Комментарии к статье
Добавить комментарий