Права и обязанности покупателей — кто и за что отвечает

30 Янв 2016 12:00

Автор:

Блог автора

Когда потребитель должен оплачивать разбитую в магазине банку и кто несет ответственность за вещи в камерах хранения, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

 Ситуация № 1

Ребенок уронил банку сока, когда рассматривал этикетку. Сделал это нечаянно, поэтому его мама уверена: оплачивать нанесенный ущерб она не должна. Несет ли ответственность за поврежденный товар покупатель?

пучик copy

На подобные случаи распространяются общие положения гражданского законодательства о возмещении причиненного ущерба, – комментирует заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик. – На самом деле в пункте 14» Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания» (утверждены постановлением Совета Министров от 22.07.2014 № 703) четко прописано: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя».

Ситуация № 2

Марина поскользнулась на мокром полу в торговом зале и уронила бутылку коньяка, которая, понятное дело, разлетелась вдребезги. Кто виноват?

1O9A5325 copy

В таком случае нужно доказать, что ущерб причинен не по вашей вине, тогда оплачивать разбитое не придется, – пояснила председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша.Если пол был мокрым, то виноват магазин, некачественно оказывающий услуги.

А если речь идет об узких проходах в магазинах, интересуюсь у специалистов. Существуют нормативы, регулирующие ширину проходов в торговом зале, отвечают на мой вопрос собеседники. Если вы зацепили товар на полке, потому что было слишком мало места, виновата администрация гипермаркета. Но все эти факты имеют значение только в том случае, если они задокументированы и подтверждены доказательствами. Оказавшись в подобной ситуации нужно потребовать составить акт о порче товара. Указать в нем все сопутствующие обстоятельства: скользкий пол, узкие проходы между стеллажами. На основании этого документа можно обращаться в суд.

Если потребитель виноват, он может добровольно возместить магазину стоимость испорченного товара, – отметила А. Суша. – В противном случае администрация торговой точки вправе требовать от него оплаты только через суд.

Ситуация № 3

Покупатель пришел в магазин за батоном и корзинку решил не брать. Администратор категорична: без инвентарной корзины его не обслужат.

Пользоваться корзинами, тележками или другими приспособлениями покупатели вправе, но не обязаны, – подчеркнул Владимир Пучик. – Однако класть товар в сумки запрещается. Это четко прописано в постановлении № 26 Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 г. Для обеспечения сохранности вещей покупателя – хозяйственных сумок, чемоданов и другой крупногабаритной поклажи – администрация торговой точки обязана оборудовать специальное место.

Ситуация № 4

Покупатель зашел в магазин с рюкзаком, а кассир попросила показать содержимое ручной клади.

– Продавцам и кассирам запрещено предъявлять такие требования, – комментирует ситуацию Владимир Пучик. – Это может сделать только охранник, и то если у него есть лицензия на охранную деятельность. При этом он обязан показать документы. В противном случае потребитель может сказать: «Извините, это мое личное имущество». Если все-таки подозрение есть, а лицензии нет, работники магазина должны вызвать милицию, которая и разберется во всем.

В случае, если охрана не пускает с сумкой в торговый зал и просит оставить поклажу в камере хранения, действия работников торговой точки неправомерны. Продавец или охрана не могут препятствовать входу с вещами, поясняют специалисты. Вы имеете право делать покупки хоть с чемоданом.

Ситуация № 5

Случаи воровства из ячеек камер хранений в гипермаркетах частые. Кто все же отвечает за безопасность имущества покупателей?

Размещенные в торговых объектах предупреждения «За оставленные в ячейках (гардеробах) вещи администрация ответственности не несет» противоречат действующему законодательству и вводят покупателей в заблуждение, – объясняет В. Пучик. – В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Республики Беларусь магазин отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение.

Более того, магазин обязан возместить покупателю, пострадавшему от кражи из камеры хранения, убытки в течение 7 дней со дня подачи заявления (в соответствии со статьей 33 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»).

Комментарии к статье
Добавить комментарий

виталий

Добрый день. А кто подскажет где гарантия на то что ручная кладь будет не наполнена не оплаченым имуществом магазина(как это часто бывает) или покупатель заходит как выше написано с чемоданом, расстояние между прилавками согласно нормам, но покупатель слишком близко находился к стеллажу с товаром, по какой то причине на что отвлекся, повернулся и своей ручной кладью сбил и испортил товарный вид (грубо говоря испортил товар), кто будет виновен в данной ситуации если в магазине нет камер видео наблюдения или они по каким то причинам на тот момент не работали, а тот покупатель пользуясь правилами составленными министерства прав потребителей отрицает свою вину. Мативируя это тем что таким то указом не запрещено покупателю заходить в торговый зал с тем чем мне хочется.
Что касается краж с камер хранения, много случаев бывает, но бывает и то что два человека или группа людей сговариваются заранее о том что кто то совершит кражу из камеры хранения и зная тот пункт что магазин несет полную ответсвенность не вызывает участкового, а выдвигает какие-то претензии к данному магазину и откуда администрация того магазина может быть уверена что потерпевший покупатель не наговорит того чего фактически там не было, просто для того чтобы получить выгоду с похода в магазин. Не вызывают участкового(следственный комитет), а винит во всем магазин?