Композитор Олег Елисеенков: вкус белорусской публики в музыке довольно консервативен

07 Фев 2016 19:00

Автор:

Блог автора

Чем удивить публику на творческих вечерах и как нужно учить студентов?

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заслуженный деятель искусств, доцент кафедры искусства эстрады Белорусского государственного университета культуры и искусств, композитор и исполнитель Олег Елисеенков.

– Олег Николаевич, доцент кафедры искусства эстрады – достойный статус. И все же в чем заключается ваша деятельность в университете?

– Во-первых, я преподаю студентам предмет «Компьютерная аранжировка». В отличие от скрипки, фортепиано, баяна и цимбал он не имеет истории, поэтому мы сами создали программу занятий и продвигаем новый вид творчества. Конечно, это не только аранжировка песен. Мои студенты пишут музыку, например, для ансамбля «Бяседа», а также сотрудничают с Государственным ансамблем танца Беларуси. Во-вторых, у меня есть рабочий кабинет, где в свободное время занимаюсь музыкой. Ко мне приходят артисты, здесь же я храню все афиши и дипломы. Студентам интересно сюда заходить, потому что можно запросто встретить Сашу Солодуху или Анатолия Ярмоленко. Благодаря этому ребята могут неформально пообщаться с мэтрами эстрады, получить новую информацию и знания, а также предложить свое творчество. Считаю, это очень важно для начинающих специалистов, да и для мэтров полезный опыт. Они с удовольствием идут на контакт. Приходят ко мне и поэты, но их, к сожалению, меньше знают. Также стараюсь проводить мастер-классы, чтобы на кафедре витала творческая атмосфера. Да и мне самому важно, чтобы работа давала драйв.

– А ведь раньше композиторы просто садились и сочиняли музыку. Сегодня грани сочинительства и работы с техникой стерлись?

– Самое главное в любом случае – творчество. Знаете, в академии музыки есть кафедра композиции, готовящая композиторов академической музыки, а наша специальность готовит эстрадных музыкантов. Опять же в любом обучении творческой профессии неизвестно, как за пять лет разовьется талант, продвинешься ты или останешься на уровне первого курса. У каждого человека есть свой запас таланта и работоспособности. Но любая аранжировка – это вид композиторского творчества, которое, в свою очередь, – химическая реакция веществ в мозгу. Компьютер не может запустить эту реакцию! А вот то, что ты слышишь в голове, компьютер помогает донести до аудитории. Если говорить профессионально, то компьютер – это только первый шаг, особенно что касается эстрады. Следующий этап начинается уже в студии. Мы с Сашей Солодухой весь альбом «Берега» делали с аранжировщиком Стаса Михайлова в его студии. Такой специалист взаимодействует еще и со звукорежиссером, музыкантами и так далее. Надо понимать, что за артистом труд многих людей. И если коллектив «АББА» стоял на сцене вчетвером, то за сценой – еще двадцать человек!

– Как думаете, для современной эстрады характерно высказывание «все гениальное просто»?

– Музыка – это конструкция. И делится она на правильную и… красивую. При этом вся красивая музыка – правильная, ее можно математически рассчитать, чем и занимаются музыковеды. Гениальное произведение очень легко поддается таким вычислениям и разборам. При этом не вся правильная музыка – красивая. Можно сколько угодно рассчитывать, но если не будет вдохновения, далеко не уедешь.

На мой взгляд, вкус белорусской публики довольно консервативен. И дело тут именно в менталитете. Сегодня популярны песни 1970–1980-х гг. И это странно, потому что вряд ли люди в то время увлекались музыкой военных или послевоенных лет. Получается, что революция, которая произошла с появлением электрогитар и рок-н-ролла, до сих пор идет. Большего по масштабу события в музыкальном мире пока не было. Поэтому наша публика консервативна – цепляется за старые ритмы, понимая, что особо нового ничего не появилось.

– В свое время вы возглавляли музыкальную редакцию Белтелерадиокомпании. Музыки в эфире в то время было больше?

– Я многому научился в той должности, но и сложности случались. Моя жена считает, что именно там я подорвал здоровье (улыбается). Тогда журналисты, режиссеры и операторы имели музыкальное образование. И вы не увидели бы таких ляпов, когда выступает первая скрипка, а на экране показывают барабанщика, ожидающего своей партии. Благодаря мастерству коллектива нам удавалось вести уникальные и профессиональные трансляции со «Славянского базара», где каждую секунду эфира можно было превратить в картину на стену. Сейчас узкой музыкальной специализации на ТВ практически не существует, нет разделения специалистов, которые занимались бы разными сегментами музыки, будь то рок, классика, фольклор или джаз, – все объединено в понятие «шоу-бизнес». Я все больше смотрю классическую музыку, нежели эстрадную. Мне нравится российский канал «Культура», а также европейские каналы, которые транслируют такие шоу.

– Благодаря вам отечественный слушатель открыл для себя многих белорусских артистов. Сейчас работаете с молодежью или с уже состоявшимися музыкантами?

– Помню, как лет десять назад дирижер Михаил Финберг предложил мне создать студию «Гран-При» для подготовки новых голосов для оркестра. В результате кастинга к нам пришли Дима Колдун, Петя Елфимов, Леся Кодуш и Слава Нагорный, Вера Каретникова, группа «Ванильное небо». Все эти артисты и сегодня в обойме, на эстраде, а это говорит о том, что мы все правильно сделали. Думаю, работая с молодыми исполнителями, нужно уметь вовремя разглядеть талант и простое желание славы.

Каждый достойный артист имеет свое имя и музыкальное лицо, и очень важно на этот образ создать продукт, почувствовав особенность человека. Раньше часто слышал выражение «хорошая песня, но не моя». Действительно, у каждого исполнителя есть свой репертуар. А молодые артисты должны хотя бы хорошо петь, а вот о чем – для них на первых порах не так важно.

– На ваш взгляд, композитор должен быть известным?

– В наше время композитор – это еще и артист. А артист обязан быть если не популярным, то хотя бы известным. Это закон профессии! И когда меня куда-то приглашают, я сам сажусь за рояль. Признаюсь, раньше к этому относился с высокомерием и смеялся. А сейчас понимаю, что очень важно показать себя. Ну а если есть возможность спеть, то это вообще замечательно. Мне это интересно, надо поддерживать творческую форму. К тому же это возможность проверить песни на публике: как старые – насколько они крепки, так и новый материал. Поэтому приятно, когда публика подпевает, особенно композиции, которые есть в репертуаре Анатолия Ярмоленко и Александра Солодухи.

Комментарии к статье
Добавить комментарий