Чем дышит немецкая экономика, удалось узнать студентам БГЭУ

12 Фев 2016 11:50 1 комментарий

Автор:

Немецкий спасательный круг: студенты БГЭУ съездили в Германию и узнали, как поднять белорусские предприятия.

Учащиеся факультета маркетинга и логистики недавно вернулись из образовательной поездки в Германию. Они рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости», в чем секрет знаменитого немецкого качества и чего не хватает для экономического счастья белорусским предприятиям.

Программа «Современные модели управления образовательными практиками на примере Германии» – пилотный проект для факультета маркетинга и логистики БГЭУ. Он был подготовлен силами самих студентов факультета и профинансирован Германской службой академических обменов (DAAD) по направлению «Ознакомительные поездки студенческих групп». В рамках разработанной программы белорусская делегация посетила ряд ведущих университетов Германии, а также заглянула в «кузницу» таких всемирно известных предприятий: как завод BMW, логистическая компания DHL-Drehkreuzes в Лейпциге и концерн Volkswagen в Дрездене.

1.1 copy

Подобные международные проекты дают уникальный шанс обзавестись полезными контактами, – уточняет лектор Германской службы академических обменов Ларс Шмидт. – Я всегда говорю студентам: контакты – это самое важное. Особенно в современном мире, который меняется с потрясающей скоростью.

1 . Lars_Schmidt copy

Декан факультета маркетинга и логистики БГЭУ Александр Цыганков, в свою очередь, называет поездку необходимой практикой.

– На мой взгляд, это неотъемлемая часть учебного процесса, – отмечает А. Цыганков. – Мы обязаны показывать студентам, как организовано производство на лучших предприятиях в Европе, что лежит в основе успеха передовых немецких бизнесов, как добиваются высокого качества продукции и как организованы управление персоналом и работа на местах. Это важный опыт, переняв который, можно повысить эффективность деятельности отечественных предприятий.

2. Александр Цыганков copy

Но приживутся ли на белорусских предприятиях немецкие методы управления? Как ни крути, но от различий в подходах и менталитетах никуда не денешься.

– Приживутся, если проводить подобное ознакомление с лучшей практикой организации бизнес-процессов регулярно, – уверен Александр Цыганков. – Если работать добросовестно и рационально с точки зрения экономики предприятия – все получится. Эта не сложная схема действительно работает. В чем мы убедились, посетив ведущие немецкие предприятия.

Рабочая обстановка на предприятиях в Германии несколько различается от белорусской. Это отметили уже сами студенты.

В качестве примера можно привести филиал концерна Volkswagen, – уточняет студентка 3-го курса Ирина Евсевицкая. – На выполнение своей работы каждому сотруднику дается определенный отрезок времени. Но в этот промежуток его никто не подгоняет и не напоминает про дедлайн, кроме того, у него есть время на небольшой перерыв или другие необходимые личные дела. Таким образом, работник знает свои обязанности и не нуждается в дополнительных подстегиваниях. Также на немецких предприятиях большое внимание уделяется коллективным обсуждениям, где каждый сотрудник может высказать свое мнение, выступить с конкретным предложением относительно достижения и реализации поставленных задач на определенный момент времени.

3.Ирина Евсевицкая copy

Важную роль на немецких предприятиях играет работа в команде, – дополняет третьекурсница Анастасия Климко – Каждый сотрудник несет ответственность не только за себя, но и за коллегу.

4.Анастасия Климко copy

При посещении ассоциации «Объединение транспорта и логистики в Берлине» студенты поинтересовались соотношением в заработной плате сотрудников с высшим образованием и с профессионально-техническим. Решающие критерии размера зарплаты – навыки, способности и самоотдача сотрудника, а не наличие диплома.

Нередки ситуации, когда человек без высшего образования выполняет свою работу качественнее и с большей охотой, чем его коллега с дипломом вуза. В таком случае, он и получает соответствующее денежное вознаграждение. – добавляет студентка 3-го курса Анастасия Кропис. – Еще один показательный момент в деятельности немецких предприятий – личная мотивация персонала. Каждый сотрудник выполняет свою работу с душой, старается сделать на отлично. В нашей же стране чаще применяют методы внешнего стимулирования, и большая часть работников не стремится улучшить качество своего труда, если за это не положено денежное вознаграждение.

5.Кропис Анастасия copy

Пусть работника в Германии ценят не только за наличие диплома высшего учебного заведения, но именно немецкое образование, а точнее его организация, закладывает необходимые для сотрудника качества: ответственность, профессионализм и стремление выкладываться на все 100 процентов. Уже с первого курса ты полностью за себя в ответе.

С первого учебного дня студентов уже приучают к самостоятельности и ответственности, – рассказывает студентка 3-го курса Виктория Бунас. – Так, студент сам определяет количество дисциплин для изучения в семестре, исходя из своих возможностей и в соответствии с интересами и целевыми ориентирами. Наверное, в этом причина той самой знаменитой педантичности и, как следствие, высокого качества работы, продукции и маркетинга в целом.

6.Виктория Бунас copy

Высшее образование в Германии – это, в первую очередь, возможность для студентов получить необходимые профессиональные знания, нежели обязательное требование при трудоустройстве. – добавляет декан факультета маркетинга и логистики БГЭУ Александр Цыганков. – Сегодня необходимость впитывать знания, понятие их востребованности в последующей профессиональной деятельности, появляется у все большей части и наших студентов. Можно выделить и еще один аспект – в Германии нет массовой подготовки специалистов, какая наблюдается в белорусских вузах. А это тоже немаловажный фактор в обеспечении высокого качества подготовки.

Не секрет, что многие белорусские студенты видят свое будущее исключительно в Европе. Но каковы в действительности перспективы трудоустройства наших выпускников в странах Евросоюза?

7 copy

Подготовка и возможности успешных белорусских студентов не отличаются кардинально от европейских, – поясняет Александр Цыганков. – Белорусские студенты могут составить серьезную конкуренцию в процессе обучения своим немецким коллегам. Я это увидел на примере университета в городе Миттвайда, с которым у БГЭУ существует программа обучения с выдачей «двойных дипломов». Наши студенты достойно представляют факультет, более того – лидируют по некоторым направлениям учебной деятельности и тем самым зачастую стимулируют немецких сокурсников.

 Подобные образовательные программы дают белорусским студентам шанс найти свое место под европейским солнцем. Но это, как выясняется, отнюдь не главное. Студенты возвращаются на родину и стараются реализовать здесь полученные навыки.

8 copy

Эта поездка дала нам увесистый багаж знаний, – отмечает Анастасия Климко. – Не только в контексте будущей специальности маркетолога, но и в расширении кругозора и развитии немецкого языка. (Не зря общение с носителями иностранного языка называют самым продуктивным и полезным методом изучения. – Прим. авт.) И весь этот багаж мы можем и должны применять в нашей стране. Задача нашего поколения как раз в том, чтобы сделать лучше и белорусскую систему маркетинга, и экономику страны в целом. Это можно осуществить с помощью европейского опыта.

10 copy

Суть образовательных поездок еще раз поясняет декан факультета маркетинга и логистики БГЭУ.

Цель образовательной поездки – не вывезти студента из Беларуси и показать, мол, вот там, в Европе, есть чем заняться, – уточняет Александр Цыганков. – Суть в том, чтобы наши ребята получили новые знания в своей профессиональной области и потом могли применить их в своей стране.

9 copy

– Цель данной программы – дать возможность иностранным студентам углубить страноведческие знания о Германии, получить представление об её научной, экономической, политической и культурной жизни, придать новый импульс профессиональным контактам – дополняет коллегу Ларс Шмидт. – Также эта программа призвана способствовать укреплению контактов между немецкими и иностранными вузами, а также развитию личных связей между немецкими и иностранными учеными и студентами. Важно взять то лучшее, что есть в каждой из двух стран и объединить.

Сегодня Германия рассматривает белорусский рынок как перспективного партнера, продолжает Ларс Шмидт. Показателем интенсивного обмена опытом, обмена бизнесом, если так можно выразиться, выступает Белорусско-немецкий экономический клуб, Информационный центр немецкой экономики (дочерняя структура Немецкого союза промышленно-торговых палат, которая реализует в Беларуси концепцию DEinternational по оказанию коммерческих услуг немецким и белорусским предприятиям, заинтересованным в налаживании делового сотрудничества. Прим. авт.).

11 copy

Фото из архива Александра Цыганкова

ТЕГИ: БГЭУ
Комментарии к статье
Добавить комментарий

Галиновский Олег Иванович

Экономика Германии нацелена на внедрение новых достижений или инноваций и у них есть перспективные планы, второе — это участие малых и средних предприятий со своими перспективными продуктами, третье — это финансирование и контроль со стороны банков или фондов