КЛАССИКИ ЖАНРА. Народный художник Беларуси Георгий Поплавский

26 Фев 2016 16:11

Автор:

Блог автора

 

Герой проекта агентства «Минск- Новости» Георгий Поплавский – известный белорусский график, народный художник Беларуси.

По просьбе корреспондентов «Минск-Новости» Георгий Поплавский провел экскурсию по своей мастерской.

– Нарисовать мысль легче, чем выразить ее словами, – говорит Георгий Георгиевич.

Лукавит. Рассказчик он профессиональный. Точно и сочно рисует словесные портреты. С иронией воссоздает эпизоды из прошлого. Четко расставляет акценты. В феврале ему исполнилось 85 лет. Лауреат многочисленных премий, обладатель всевозможных наград, академик. Давно и заслуженно признанный. Его мастерская – как декорация к «Клубу путешественников». Коллекция причудливых предметов сама собой собралась за жизнь. Граммофон проигрывал пластинки еще в отцовском доме, сомбреро в Мексике купил – «в них музыканты, марьячос, на свадьбах играют», барабан – «из Монголии вез». Увесистый камень, весь в саже, оказался сувениром из Исландии.

Кому-то, может, и смешно – тащить из Исландии кусок лавы… Зачем он? А мне нужен. Это же память. Да и просто интересно, – объясняет собиратель «сокровищ».

В лабиринте вещей – история времени. Иллюзия, что не так много лет прошло с тех пор, когда классики были молодыми и подающими надежды.

Семейные снимки

На столе пачка черно-белых фотографий. Сохранилось несколько довоенных. Первый семейный портрет – с мамой и сестрой. Георгию Георгиевичу года четыре.

В памяти осталось: старшая сестра читает мне сказку, смотрю на картинку, а вижу больше – представляю, что там дальше с Мальчиком-с-пальчик. Не знаю, откуда у нас эта книга с иллюстрациями Доре (Гюстав Доре – французский гравер, иллюстратор и живописец. – Прим. авт.). Мама на заводе работала, отец тоже, – вспоминает Поплавский. – Родители Бальзака читали. От детей взрослую литературу прятали. Но о существовании дома книги «Мужчина и женщина» с картинками мы знали.

6 copy

В армию призвали за год до окончания художественного училища.

Снимок, на котором еще совсем молодой Поплавский в военной форме, напоминает о службе в армии. Призвали за год до окончания художественного училища.

Служил прекрасно – только рисовал. Партийных работ не делал. Демонстрации оформлял, это да. Лозунги писал, портреты членов политбюро. Вы молодая, может, и не знаете. Был такой украинский художник Хмелько, автор картины «За великий русский народ!», она была растиражирована по всему Союзу. На ней человек сорок, Сталин принимает командование. У нас в части тоже такая висела. Мне поручили замазать Берию. Художественно. Так, чтобы незаметно было. Но в основном своими работами был занят.

Иллюстрации

По образованию я живописец. Когда дочь Катя родилась, срочно нужно было найти оплачиваемую работу. Только училище окончил. Пошел в Дом печати со своими армейскими рисунками. И мне сразу предложили проиллюстрировать книгу Джека Лондона «Смок Беллью». Я как услышал – Джек Лондон! Никогда не переживал, где найти работу. Книги оформлял, для журналов иллюстрации делал. До двух часов ночи за столом сидел. У нас кошка была, запрыгнет мне на плечи и спит. В институте учиться, работать, с друзьями-писателями встретиться, чтобы книгу новую отметить, – всё успевал. Удивляюсь здоровью.

иллюстрация к Сымону-музыке.-Сымон-музыка.-1982.-Литография.-23х38 copy

Иллюстрация к поэме Якуба Коласа «Сымон-музыка». 1982 год. Из коллекции художественной галереи «Дом картин».

Шаржи

На Поплавского часто рисуют шаржи. Самый причудливый, где он в образе танцующего Шивы. В Индии художник-путешественник был не раз. Под впечатлением от первой поездки, которая пришлась на начало 1970-х, придумал экзотическую кличку эрдельтерьеру, который в те годы появился в доме Поплавских.

– Назвал собаку Ганеш в честь бога мудрости и благополучия, покровителя путешественников, – рассказывает Георгий Георгиевич. – Но мы его обычно Гошей звали. Так привычнее.

IMG-4 copy

Георгий Поплавский и Василь Быков во время прогулки с Ганешем.

Верный пес – главный персонаж серии его работ «Прогулки с Ганешем» (1970-е гг.). По ее мотивам друзья нарисовали «перевертыши», где Гоша-Ганеш и его хозяин поменялись ролями.

– Это пять или шесть графических листов. Сюжеты такие: Гоша принимает ванну, а я держу полотенце, Гоша выгуливает меня, – смеется Поплавский, вспоминая ту шутку.

Портрет жены

7 copy

С семьей на этюдах.

– Я раньше всех на курсе женился. Познакомились с Наташей, когда в художественное училище поступили. Это 1947-й. Она график. Вот эту работу сделала, когда я ушел в плавание (показывает на гравюру на стене). У меня такой же свитер был, как на герое, она мне связала. Помню, вернулся из творческой поездки в Австралию. Пока меня не было, они с Катей, нашей дочкой, сделали серию работ про Австралию. Наташа хоть там и не была, но знает больше, чем я. Читать любит страшно.

Зарисовки мореплавателя

Фирменный имидж Поплавского – хэмингуэевские борода и усы – сближает его с суровыми романтиками, мореплавателями из циклов его работ «Командоры» и «Море Беринга». Во время плавания к острову Ньюфаундленд закалил характер.

– Поскольку пассажирам на промышленном судне находиться запрещено, меня оформили матросом-уборщиком. За пять дней до отплытия полагалось быть на борту. Я пришел за четыре. Боцман матом орет: «Где шатаешься? Твой груз прибыл». Думаю: какой у меня груз? Этюдник, холсты. Орет: «Как какой?! Бочки с хлоркой, метла». Пытаюсь объяснить, что я художник. А он: «Все вы художники! По документам ты матрос-уборщик». Мне посоветовали, что надо попасть на прием к начальнице одной, только она может помочь. Пошел в управление, там народу – не пробиться. Она сначала не поверила, что я художник. Решила: алиментщик, наверное. Но объяснил, что жена отпустила. Поговорили – прихожу на борт. Капитан встречает: «Георгий Георгиевич, будьте добры в кают-компанию». Месяц ко мне присматривались. Когда видели, что я и в непогоду пишу на палубе, кричали: «Идите в каюту, мы никому не скажем». А кому говорить? Не могли понять, зачем мне это плавание. Потом сдружились. Просили на кальке рисовать якорь, русалку, они потом наколки делали. В плавании пробыл в общей сложности шесть месяцев. Нарисовался. Больше не выдержал бы. Каждый день одно и то же, одно и то же…

Автографы

Подборка черно-белых фотографий на стене – есть о ком вспомнить: Алесь Адамович, Василь Быков, ансамбль «Песняры» в полном составе… Многие снимки с автографами. Например, Дина Рида.

– На концерте Дина Рида пришлось дуэтом с ним спеть. Он обратился в зал: «Есть ли среди вас девушка, которая хочет замуж?» Спустился в партер, выбрал посимпатичнее, на микрофон показывает, чтобы она подпевала. Потом спрашивает: «Есть ли среди вас комсомольский босс?» Подошел к парню – крепкому, в красной рубашке. Мы с Наташей смеемся. И тут он говорит: «Сейчас хочу, чтобы мне помог человек, который любит русскую водку». И ко мне подходит. Я в кресло вжался, но пришлось петь.

Кисти

– Говорят, художником надо родиться. Но кто знает, когда проявится талант? Гоген сначала финансистом был, брокером… Если о себе говорить, отец хотел, чтобы я стал слесарем, как он. Или фотографом. А я с детства рисовал. Любил копии делать. Их родственникам дарили на праздники. В школе звали – художник. Кисти сам делал – состригал кончики волос у сестры. Но самые лучшие получались из поросячьей щетины, точнее, из пуха с ушей свиньи. Сейчас таких кистей нет.

Мольберт

– Мог бы дома сидеть, телевизор смотреть, а я работаю, – шутит Поплавский.

На мольберте – неоконченный женский портрет.

– У меня как в анекдоте: «Слушай, а сколько тебе лет?» – «Девятый десяток». – «И тебе не надоело жить?» – «Надоело, но столько дел, столько дел»…

Дополнительная информация

Поплавский-1 copy

Георгий Поплавский – график, живописец. Академик Национальной академии наук Беларуси, народный художник Беларуси. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь, премии Союзного государства в области литературы и искусства и других.

Автор иллюстраций к произведениям Я. Купалы, Я. Коласа, А. Кулешова, В. Короткевича, В. Быкова, А. Адамовича, классиков мировой литературы.

На конкурсе в Лейпциге 1968 г. за оформление книги «Новая земля» Я. Коласа получил диплом «Красивейшая книга мира». За станковые листы «Индийский дневник» и оформление книги древнеиндийских притч «Тиракурал» в 1974 г. удостоен международной премии имени Дж. Неру.

Фото Евгения Коктыша

Комментарии к статье
Добавить комментарий