Большой театр Беларуси представляет первую оперную премьеру года – «Макбет»

16 Мар 2016 13:30

Автор:

Блог автора

Пять опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди находятся сейчас в репертуаре Большого театра Беларуси.

Это «Аида», «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Набукко». 19 марта семейство пополнится шестой постановкой. Ею станет опера «Макбет» по мотивам одноименной трагедии Шекспира.

– Италия – родина оперы, Верди – отец оперы. Лучше, чем музыка Верди, в оперном искусстве ничего нет, это вершина, – говорит дирижер-постановщик «Макбета», главный дирижер Большого театра Беларуси, заслуженный артист Украины Виктор Плоскина.

№ 2 Виктор Плоскина copy

– Обращение театра к «Макбету» неслучайное. Задумывая премьеру, мы всегда спрашиваем самих себя: кто это споет? – продолжает Виктор Плоскина. – Сейчас в Большом работают две хорошие группы: баритоны – Петров, Трифонов, Громов и сопрано – Шарубина, Петрова, Третьяк. Они репетируют ключевые партии Макбета и леди Макбет. Первый показ оперы состоится 19 марта, второй – 20 марта. Материал новый и для театра, и для зрителя. Это первый полноценный «Макбет» на сцене Большого театра Беларуси, и, уверен, у нас получится знаковый спектакль.

«Макбет» в Большом – белорусский продукт. Над оперой работает большая команда театра: дирижер-постановщик Виктор Плоскина, режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, художник-постановщик Александр Костюченко, хормейстер-постановщик Нина Ломанович, балетмейстеры-постановщики Юлия Дятко и Константин Кузнецов…

О своем видении оперы Джузеппе Верди рассказал режиссер-постановщик «Макбета», главный режиссер Большого театра Беларуси, обладатель медали Франциска Скорины Михаил Панджавидзе:

– У Шекспира сказано о Макбете так: «Не из-за вас он впал в порок, а сам бездушен и жесток». Сам! Пороки – это продолжение наших недостатков. Гордыня – продолжение гордости. Безрассудство – продолжение храбрости. Трусость – продолжение осторожности… Макбет отверг каноны божьи. Человек незаурядный, обласканный властью, защищенный статусом национального героя, он скатился в пучину безверия и нигилизма. И началось полное разложение личности. Действие оперы происходит в XI в. в католической Шотландии. С религиозностью там все серьезно. Но если человек перестает верить, жизнь для него – тоска, а смерть ужасна.

Жена… Она рядом с мужем – в нужное время и в нужном месте. Леди Макбет – еще одна жертва Макбета. Он развратил ее, распалил тщеславие. В своей сути леди Макбет – второе я Макбета. Поэтому и подталкивает идти в преступлениях до конца.

№ 3 Михаил Паджавидзе copy

– В сегодняшнем обществе вы видите макбетов?

– С недавнего времени я перестал заниматься проблемами сегодняшнего общества и никаких социально-политических аллюзий делать не собираюсь. Близится столетие великих потрясений – я имею в виду революции, и, мне кажется, человечеству пора уже вразумиться. Никогда ничего хорошего из насилия не происходит. Если вернуться к опере, то раздутое честолюбие, повторю, это один из пороков, который низводит человека до звериного облика.

– Говорят, ведьмами на сцене будут мужчины, танцовщики…

– Верди написал хор ведьм, но мы вернулись к Шекспиру, у него три ведьмы. Может, это и не ведьмы, а некая всепроникающая субстанция – духи земли? Хор их озвучивает. А танцуют, действительно, мужчины.

– Что происходит с Макбетом в конце оперы? Он раскаивается?

– Нет. У нас нет последней арии, в которой Макбет осмысливает происходящее, и это правильно, по Шекспиру. В первой редакции оперы Верди пытался облагородить своего персонажа, пробовал написать арию раскаяния, хотел быть адвокатом Макбета, но во второй редакции отказался от этого. Обменявшись парой фраз с Макдуфом, Макбет погибает от его руки. Погибает очень быстро, без соплей. Некоторые говорят: потеряно развитие образа. А мне кажется, это и есть то самое развитие образа: человек-тварь исчезает с земли без следа, не оставляя после себя ни потомства, ни государства… Черт не может созидать, черт может только разрушать.

– На что зритель должен настроиться, идя на ваш спектакль?

– Я использовал приемы, присущие театру Шекспира, приемы реалистического и символического театра. На меня в свое время произвела впечатление постановка «Макбета» Эймунтасом Някрошюсом в Большом театре России. Но прямых заимствований нет.

Остается добавить, что опера идет на итальянском языке.

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Татьяна

В Большом театре идут не четыре оперы Верди, а пять! Вы забыли про «Набукко». «Макбет» станет шестой оперой.

Светлана Шидловская

Спасибо, Татьяна, за уточнение. Уже исправили заметку. Данные для нее я брала с сайта театра, а там в разделе «Репертуар» о «Набукко» почему-то забыли, увы…