Как помочь «особенному» ребенку – репортаж из детского коррекционного центра

22 Мар 2016 09:35

Автор:

Блог автора

Как помогают «особенным» детям и их родителям в столице? Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района г. Минска».

Одиннадцатилетнего сына Максима Ольга приводит в центр уже много лет.

То, что мой ребенок особенный, поняла не сразу, – едва сдерживая слезы рассказывает женщина. – Тревогу забила спустя полгода, заметив, что сын отстает от сверстников. Диагноз медиков прозвучал как приговор: детский церебральный паралич с задержкой психического развития.

IMG_2018_1 copy

В одночасье жизнь семьи разделилась на «до» и «после». Принять диагноз помогла психолог, консультирующая супругов в центре, и вера в то, что испытание посылается по силам.

Как жить дальше? – на секунду Ольга задумывается. – Вылечить Максима невозможно. В наших силах научить его простым вещам – говорить, ориентироваться в быту – помочь адаптироваться в обществе.

IMG_2189_1 copy

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации помогают детям с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития. Воспитанники, как правило, имеют не одно, а сразу несколько особенностей. К примеру, нарушение опорно-двигательного аппарата с нарушением интеллектуального развития или зрения, или слуха.

IMG_2114_1 copy

Сейчас в центре обучаются 32 ребенка, – рассказывает директор ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района г. Минска» Татьяна Пивоварчик. – Они воспринимают учреждение как школу: родители приводят ребят утром, забирают – вечером. Все дети воспитываются в благополучных семьях: родители любят их беззаветно и умеют радоваться каждому новому звуку, улыбке, движению.

IMG_2171_1 copy

В центре – особая атмосфера. Каждая деталь интерьера, созданного умелыми руками сотрудников, проникнута любовью. Здесь нет места формализму и равнодушию: особенные дети чувствуют особенно.

IMG_2221_1 copy

IMG_2223_1 copy

Эмоциональная сфера у наших воспитанников более сохранна, чем остальные, – отмечает директор центра. – Часто они не могут выразить мысли словами, но ощущают мир на каком-то другом уровне. Они особенно чувствительны.

IMG_2130_1 copy

IMG_2147_1 copy

IMG_2154_1 copy

IMG_2158_1 copy

При поддержке районной администрации долгие годы в центре создаются максимально комфортные условия для обучения детей-инвалидов. В зале адаптивной физкультуры специальное оборудование – оксицикл, тренажер Гросса, ходунки, сенсорные дорожки, реабилитационные качели, горка для обучения ходьбе, валики, фитболы – оно расслабляет мышечный тонус, позволяет детям почувствовать и, по возможности, научиться управлять собственным телом.

IMG_2281_1 copy

К каждому ребенку специалисты подходят индивидуально. Все шкафчики и рабочие места маркируются, чтобы дети могли ориентироваться в помещении. На занятиях они учатся считать, сравнивать предметы, отвечать на вопросы. В комнате социальной адаптации, которая оборудована бытовой техникой, старшие ребята заваривают кисель, делают бутерброды, готовят салаты. Осваивают нехитрые домашние дела – разогревают пищу, убирают мусор, сортируют чистое и грязное белье. В работе педагогов нет клише и универсальных методик, распознать потребности и возможности каждого ребенка им помогает сердце.

Иногда даже обычная потребность, скажем, прием пищи, над которой здоровый человек не задумывается, с особенным ребенком может растянуться на час, – делится заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района г. Минска» Наталья Секретарева. – Поэтому наших педагогов, воспитателей, помощников воспитателей отличают терпение и профессионализм.

IMG_2406_1 copy

IMG_2417_1 copy

IMG_2450_1 copy

Используя специальные методики, педагоги центра стараются максимально скорректировать нарушения ребенка. К примеру, научить говорить, выражать просьбу, считать, пользоваться бытовыми приборами, готовить еду – подготовить ко взрослой жизни. Как это произошло с одним из выпускников центра Сергеем Шапетько.

Сыну 33 года, у него – синдром Дауна, – рассказывает мама Мария Ивановна. – Конечно, нам многое пришлось пережить, но мы справились. Как жить дальше, если в семье появился особенный ребенок? Полюбить его и помочь найти себя в этом мире.

IMG_2506_1 copy

Директор центра подчеркивает, что с возрастом здоровье детей-инвалидов не улучшается. На то, чтобы понять, а главное принять это, родителям нужно время: кому-то полгода, кому-то намного больше. Важно не раствориться в собственном горе. Научиться жить дальше, сохранить себя и семью.

Справочно

В Ленинском районе живут более 3.200 детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. Центр работает с 1998 г. За эти годы его выпускниками стали 16 детей-инвалидов.

Фото Сергея Пожоги

Комментарии к статье
Добавить комментарий