Журналисты агентства «Минск–Новости» провели планерку за кулисами Большого театра

26 Мар 2016 14:30

Автор:

Блог автора

«Город в городе» – так называют Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

Здесь работают более тысячи человек. Каждый раз на спектакль приходит еще тысяча, а то и больше зрителей.

Куда ведут иностранцев? В Большой! Где ищут настоящий дух театра и храм искусства? В Большом! И вот в этом храме, в этом «городе в городе», прошла очередная выездная планерка журналистов агентства «Минск-Новости».

Генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко встретился с журналистами в Камерном зале имени Л.П. Александровской.

_NEV4180 копия

Гордостью и подлинным национальным достоянием, визитной карточкой государства и одним из символов его независимости называют наш театр. Это не мои слова. Это слова Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Подписываюсь под ними, понимая, какая ответственность лежит на тех, кто работает в Большом, – сказал В. Гридюшко. – Мы театр репертуарный, традиционный. Не ищем дешевой популярности, не поддаемся моде, которая противоречит основным постулатам нашего театра, но и не боимся экспериментов. Много гастролируем. Открыли филиалы в разных регионах Беларуси. Ведем активную международную деятельность, заключили десятки соглашений о сотрудничестве с крупнейшими театрами стран ближнего и дальнего зарубежья. С тех пор как театр открылся после масштабной реконструкции в 2009 году, прошло более 60 премьер. Сегодня в репертуаре вы насчитаете около 80 наименований спектаклей – это в равных пропорциях опера и балет. У нас несколько больших проектов, например Минский международный Рождественский оперный форум, фестиваль оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов». Проекты, которые удаются сразу, становятся традиционными, заметными в Европе.

Диалог с журналистами агентства «Минск-Новости» шел в деловой  и дружелюбной атмосфере. Акул пера интересовали и грядущие премьеры, и то, как определяется периодичность спектаклей в репертуаре, и что делает Большой для детской аудитории, и сколько сил нужно приложить для того, чтобы спектакль стал зрительским, и куда уходят артисты после того, как им назначается пенсия… Владимир Павлович был откровенен в своих ответах. Особое оживление вызвал вопрос о том, сколько получают артисты за свой нелегкий труд.

_NEV4178 копия

У нас разработана балльная система премирования, – отметил гендиректор. – В творческой среде нет и не может быть уравниловки. У всех разные затраты физической и душевной энергии, разный уровень подготовки и самоподготовки и многое другое. Мы можем делать и делаем персональные надбавки, выплачиваем премии из тех средств, которые зарабатываем. Мы ценим артиста.

Отдельной темой стали так называемые кассовые спектакли. Зритель тянется к Большому. Национальный статистический комитет подготовил отчет, согласно которому Большой театр Беларуси оказался в прошлом году самым посещаемым в нашей стране: почти 245 тысяч посещений!

Чем мы привлекаем? – переспросил В. Гридюшко. – Премьерами! Когда театр распахнул двери после реконструкции, мы стали делать по 8–10 премьер в год! Приглашаем прославленных артистов из других театров, и эта практика сохранилась по сей день. К примеру, у нас заглавную партию в опере «Иоланта» исполняет солистка театра «Санкт-Петербургъ» Валентина Феденева… Еще одна «привлекательная составляющая» – гибкая политика с ценами на билеты. В итоге у нас нет пустых залов.

Журналистская планерка продолжилась экскурсией по закулисью, которую провели ведущие специалисты отдела гастрольной и культурно-презентационной деятельности Ольга Цвирко и Ирина Ерош. Нам показали, как работают пошивочный и живописный цехи, завели в гримерки и на малую сцену, где в этот момент шла репетиция оперы для детей и взрослых «Доктор Айболит» – в канун ее очередного показа, рассказали, как монтируются декорации к вечернему показу балета «Спартак». Путешествие по волшебным закоулкам огромного здания оказалось не просто интересным, а изобилующим открытиями. На наши головы обрушилось множество фактов, фактиков и цифр, из которых театр предстает известным незнакомцем.

_NEV4183 копия

Вот кое-что из услышанного и увиденного.

В мае Большому театру исполняется 83 года. За это время на сцене было поставлено 20 тысяч спектаклей.

Здание театра создано по проекту архитектора Иосифа Лангбарда – самого мистического из всех зодчих Минска. Мистика – в потрясающем долгожительстве построенного. Перед войной по проектам Лангбарда были сооружены 4 крупных объекта: Дом правительства, Театр оперы и балета, Дом Красной армии и здание Академии наук. Война их потрепала, но все они сохранились – при том, что Минск лежал в руинах. В войну авиабомба попала в Большой театр в том месте, где сейчас находится сцена. Но театр уцелел. Оккупанты вывезли его убранство в Германию, а в самом здании устроили конюшни.

Театр пережил две масштабные реконструкции: в 1948-м и 2009-м годах. Последняя превратила его в настоящий дворец. Например, орнаментальный рисунок полов фойе выполнен из 9 видов гранита. На золочение лепнины в фойе и в зрительном зале ушло около 3,5 килограмма сусального золота…

По фасаду во время последней реконструкции были установлены многотонные скульптуры. Это изображения четырех муз – танца, театра, музыки и поэзии. Зрителей у входа в театр встречает пятиметровый Аполлон с двумя нимфами. В театре более трех тысяч дверей и около полусотни камер наружного наблюдения.

Сцена – ультрасовременный трансформер. Есть два десятка площадок, которые могут подниматься и опускаться, менять угол наклона. Благодаря специальным люкам, например, в опере «Макбет» вдруг из «волшебного чана» – из ниоткуда! – появляются одна за другой девочки-видения.

Сценический комплекс обслуживают более трехсот электродвигателей. В службе эксплуатации сцены работают 11 человек. Особенно им достается, когда идут оперы — «Набукко», «Аида», «Царская невеста», «Макбет».

Оркестровая яма также механизирована. При необходимости ее можно убрать в трюм на глубину 15 метров, где, разумеется, обитают «призраки оперы».

Наклон пола на главных подмостках и в репетиционном зале – 4 градуса. Когда ставили балет «Маленькая смерть», танцовщикам приходилось держать ногой рапиры, положенные на пол: круглое навершие эфеса так и норовило покатиться. «Эта сцена заставляет работать!» – воскликнул народный артист России Николай Цискаридзе, приглашенный станцевать в Минске.

В театре нет микрофонов. Голоса и инструменты – все в натуре. Зрителям всегда комфортно – в зале работает система климат-контроля. В связи с деноминацией Большой театр «уйдет» с денежных купюр. А пока здание еще можно увидеть на сторублевке…

_NEV4185 копия

_NEV4190 копия

_NEV4194 копия

_NEV4198 копия

_NEV4204 копия

_NEV4207 копия

_NEV4209 копия

_NEV4210 копия

_NEV4220 копия

_NEV4223 копия

_NEV4230 копия

_NEV4232 копия

_NEV4233 копия

_NEV4239 копия

_NEV4244 копия

_NEV4248 копия

_NEV4249 копия

_NEV4252 копия

_NEV4254 копия

_NEV4257 копия

_NEV4260 копия

_NEV4264 копия

_NEV4266 копия

_NEV4269 копия

_NEV4278 копия

_NEV4283 копия

_NEV4284 копия

_NEV4285 копия

_NEV4290 копия

_NEV4298 копия

_NEV4303 копия

_NEV4305 копия

_NEV4308 копия

_NEV4314 копия

_NEV4318 копия

_NEV4323 копия

_NEV4345 копия

_NEV4360 копия

_NEV4369 копия

Фото Елизаветы Добрицкой

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Екатерина

Прекрасный репортаж!!!!!! И замечательная затея!!!!