Как меняется обслуживание жилфонда столицы с появлением служб заказчика

01 Апр 2016 14:40

Автор:

Блог автора

В марте во всех районах города заработали службы заказчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг горожанам.

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились в одну из них — КУП «Жилищное коммунальное хозяйство Октябрьского района г. Минска» (КУП ЖКХ Октябрьского района), чтобы посмотреть, что это за служба и как она работает.

Внешне о начале новой эпохи в жилищно-коммунальном хозяйстве района говорит только новая табличка на здании, которое жителям района хорошо известно, как ЖРЭО. Хотя и старая вывеска («ЖРЭО Октябрьского района») пока на месте. Забыли снять? Как выяснится позже, ничего подобного.

Нас встречает заместитель директора КУП ЖКХ Октябрьского района Дмитрий Гордон, который сразу начинает вводить в курс дела:

1O9A5615 copy

До реформы в ЖРЭО района насчитывалось 850 работников. Теперь 49 специалистов — штат КУП ЖКХ, 130 работников в ЖРЭО и около 150 человек в каждом из 4 ЖЭУ, которые образовались путем укрупнения и объединения 10 ЖЭС. Наряду с ЖЭУ как одна из подрядных организаций функционирует теперь ЖРЭО района. Там есть производственный, механизированный участки, участок запорно-переговорных устройств, участок по ремонту и благоустройству внутридворовых территорий, участок контрольных приборов и автоматики и лаборатория электрофизических измерений. Они на конкурсной основе проводят работы, которые не может выполнять ЖЭУ. Например, речь идет о тех видах, которые на конкретном участке востребованы редко, из-за чего держать специалистов, способных их выполнять, в ЖЭУ нецелесообразно. А в ЖРЭО они есть и, если брать в целом по району, работы им хватает.

Кто управляет жилфондом?

Как и на любом предприятии, в КУП ЖКХ Октябрьского района есть административный персонал и специалисты, на чьих плечах непосредственно производственные процессы. Руководитель, заместители по направлениям (социальным вопросам, экономике), бухгалтер — это аппарат управления. Есть здесь планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел по работе с обращениями граждан и юрлиц, отдел организационно-кадровой и правовой работы. Есть отдел капремонта, производственный, в который входит сектор технадзора и торгов и закупок, отдел благоустройства и санитарного содержания, абонентский отдел, который занимается вопросами энергосбережения.

Во время многочисленных обсуждений реформы системы ЖКХ не раз подчеркивалось: служба заказчика должна быть представителем интересов граждан, управлять их совместным имуществом и следить за тем, чтобы вверенные ей дома обслуживались качественно и постоянно.

— С каждым владельцем квартиры через РСЦ в течение года будет заключено два договора: на техническое обслуживание и на управление общим имуществом совместного домовладения. На основании этих договоров ЖКХ района выступает от имени населения заказчиком жилищно-коммунальных услуг, которые на данный момент в качестве подрядчика оказывают ЖЭУ. Исключение — услуги водоснабжения, водоотведения, газо-, электро- и теплоснабжения. На их оказание договоры граждане заключают напрямую с поставщиками услуг, — поясняет собеседник.

Фактически, служба заказчика — это управляющая компания для жилфонда района, где собственниками не избран иной способ управления. На обслуживании предприятия 493 многоквартирных жилых дома. 1 марта КУП ЖКХ Октябрьского района выиграло конкурс на исполнение функций заказчика в своем районе. К слову, участвовать в подобных тендерах могут, например, ЖКХ других районов.

В ближайшее время будут проведены конкурсы на определение подрядной организации для выполнения работ по текущему ремонту и благоустройству. Лот — территория одного из ЖЭУ. В тендере смогут участвовать организации из других районов, частные фирмы, соседние ЖЭУ.

Техобслуживанием жилфонда района до конца года занимаются ЖЭУ. Затем, как и в случае с текущим ремонтом, будет объявлен конкурс на определение организации, которая будет выполнять эти работы дальше. Возможно, его выиграет нынешний подрядчик, а может, кто-то другой. Во втором случае ЖЭУ придется «ужиматься», ведь часть объемов работ будет потеряна.

С победителями торгов договоры также планируют заключать на год. Затем — новые торги.

На стороне жильцов

По сути, ЖКХ выступает контролирующим органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства района. Его цели и задачи — чтобы работы были выполнены, услуги оказывались качественно, а их стоимость была минимальной. И, разумеется, чтобы жители были довольны.

1O9A5625 copy

Татьяна Скуратович — ведущий специалист производственного отдела ЖКХ Октябрьского района

Для этого функции заказчика и подрядчика и разделили, — рассказывает Д. Гордон. Учредители теперь тоже разные: у ЖЭУ — районная администрация, у КУП ЖКХ — Мингорисполком. Если раньше ЖРЭО все время вынуждено было лавировать между интересами граждан и интересами ЖЭС, то теперь служба заказчика в лице ЖКХ района всецело стоит на стороне жителей, чьи интересы представляет. Это нормальные коммерческие отношения. Раньше, например, если работа выполнена плохо, ЖРЭО могло объявить директору ЖЭС выговор, теперь ЖКХ карает своих подрядчиков исключительно рублем: не выполнил работу или выполнил некачественно — не получил оплату или получил меньше.

Контроль качества

Наболевшая для многих горожан тема — уборка в подъездах. По действующему законодательству жильцы могут выбрать один из трех способов санитарного содержания мест общего пользования: получать эту услугу от работников ЖЭУ, нанять себе другую организацию для выполнения этих работ либо убирать самостоятельно, если на это согласны все жильцы подъезда.

При любом из этих трех вариантов ЖКХ района контролирует выполнение работ. Проверки осуществляет как служба заказчика, так и санслужба. То есть отказаться от услуги по уборке и превратить подъезд в сарай не получится. Если работы не производятся, служба заказчика как уполномоченный орган примет меры: подъезд не убирается жильцами — вернут уборщика и выставят счет за его услуги в жировке в пределах установленных тарифов.

Любопытный факт: жилищные организации активно сотрудничают с исправительным учреждением открытого типа, которое находится на территории района. В результате в уборке жилфонда задействовано немало людей, которые отбывают там наказание в виде ограничения свободы. Работая, они могут погашать задолженности перед государством и имеют возможность выходить за территорию. Для нанимателя в таких кадрах свои плюсы: их постоянно проверяют на состояние алкогольного опьянения, то есть они всегда трезвые. Кроме того, за нарушение режима им могут изменить меру наказания, следовательно, в интересах такого работника трудиться добросовестно: можно и себе денег заработать, и долги государству возмещать.

Заказчика надо знать в лицо

На предприятии работает технадзор в сфере капремонта, текущего ремонта, благоустройства и содержания территории…

По словам Д. Гордона, хоть служба заработала не так давно, граждане уже сориентировались: 95 % со своими вопросами обращаются в ЖКХ района и лишь 5 % — в ЖРЭО. Помимо рабочего времени, когда жильцы могут приходить со своими пожеланиями и предложениями, по вечерам проводятся выездные приемы граждан по месту жительства, по субботам — прямые телефонные линии и приемы, есть электронный ящик, на который жильцы могут писать свои обращения.

1O9A5618 copy

Специалист отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Анна Мельникова разбирается с письмами

Кроме того, все обращения в контакт-центр ЖКХ г. Минска доходят до адресата, а заявки, оставленные на портале «Мой Горад» 115.бел, тщательно отслеживаются. В службе заказчика по содержанию жилфонда Октябрьского района ожидают, что работа в новом формате даст свои плоды: услуги станут более качественными, а количество жалоб от жителей сократится.

Фото Сергея Шелега

Комментарии к статье
Добавить комментарий