Когда на дорогах Минска появились пробки и как выглядела первая наружная реклама

03 Апр 2016 15:00

Автор:

Как в столице выглядела первая динамическая наружная реклама, когда на дорогах появились пробки, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости» во время экскурсии по улице Московской.

Гид: Вадим Зеленков, кандидат физико-математических наук, краевед.

Маршрут: площадь Мясникова — улица Московская — Бетонный мост.

Протяженность Московской улицы — чуть больше километра. И тем не менее уже более 100 лет этот небольшой участок дороги является одной из важнейших городских магистралей.

— Приезжего гостя, которому надо показать парадный Минск, на экскурсию по Московской не повел бы, — говорит Вадим Зеленков, который живет на этой улице с 1970-х годов. — Этот маршрут для минчан, которые хотят узнать больше о своем городе, о тех местах, про которые не так много информации.

Шаг первый

IMG_1312 copy

Встречаемся на площади Мясникова.

— Там, где еще недавно было трамвайное кольцо, а сейчас какие-то загадочные котлованы, стояло старое дореволюционное здание — в нем располагался один из загсов. Его снесли, скорее всего, когда начали прокладывать улицу Клары Цеткин, — рассказывает Вадим Исаакович. — Если повернуться в сторону трамвайных путей, можно представить роскошный вход на бульвар на улице Бобруйской 1950-х годов: колонны, Доска почета, аллея, сквер…

Останавливаемся перед Западным мостом.

— Его построили для Либаво-Роменской железной дороги, — поясняет экскурсовод. — Это единственный дореволюционный мост, который сохранился в городе в относительно первозданном виде, — в 1950-е годы его немного расширили, чтобы под ним проходил городской транспорт. Но троллейбусы там все-таки не могли ездить, поэтому в конце 1950-х со стороны площади Независимости возвели путепровод.

Шаг второй

Проходим вперед и останавливаемся за мостом, рядом с Республиканским Домом ДОСААФ (Московская, 6).

— На этой улице были в основном деревянные дома. Последний, на Московской, 2а, снесли всего года три назад, — указывает гид в сторону автостоянки за ДОСААФ. — Через дорогу, в доме № 5 на улице Толстого, которого уже нет, жила семья Стефании Станюты. Ее сын Александр Станюта — доктор наук, профессор университета, филолог и автор очень интересных книг о Минске, в которых он делится детскими воспоминаниями о том, как, например, в 1942 году вся улица была устлана трупами пленных красноармейцев или как гроб с телом убитого гауляйтера Кубе везли через Московскую на товарную станцию, чтобы отправить в Берлин.

Минуем пересечение Московской с Добромысленским переулком.

— Первый дом на Московской и он же второй на Толстого построили в середине 1960-х, — указывает Вадим Исаакович на угловое здание через дорогу. — В детстве он запомнился мне рекламой Минсктекстильшвейобувьторга. На крыше была изображена фигурка человека, большие буквы ОТ, шляпа, ДО, ботинки и какая-то одежда. С помощью подсветки каждая деталь поочередно выделялась. Это была едва ли не первая в Минске динамическая реклама.

Шаг третий

IMG_1147 copy

Подходим к дому № 12.

— Про него писал режиссер, писатель Олег Белоусов, который здесь жил, — рассказывает гид. — Белоусов автор замечательной книги «Мой город». Там есть и про Московскую. Например, про гастроном на первом этаже (зачитывает фрагмент из книги. — Прим. авт.): «Стены были расписаны удивительными картинами, на которых счастливые колхозники и колхозницы щедро предлагали покупателям немыслимые дары закромов родины».

Останавливаемся за гастрономом. Справа к Московской примыкает Молочный переулок. Слева — улица Рабкоровская.

— Во время войны на месте тех домов стояли деревянные, — показывает Вадим Исаакович в сторону виднеющихся вдалеке зданий между седьмым и девятым домами. — В одном из них со своими сестрами жил писатель Змитрок Бядуля. В 1916 году он поселил у себя Максима Богдановича, который пробыл у него долгое время, писал здесь стихи, работая тогда в городской управе. Домик этот находился на улице Толстого, но когда там стали строить многоэтажку, его перенесли на Рабкоровскую улицу.

Среди прочих зданий выделяется облицованный красной плиткой дом.

— В Минске немало домов с такой облицовкой — на улице Ленина, площади Якуба Коласа, площади Змитрока Бядули, — перечисляет гид. — Но этот был первым, на котором отрабатывалась такая технология. Построен в 1955–1956 годах. Когда-то его знали все мамы Минска, потому что здесь на месте обувного находился магазин детской одежды.

Шаг четвертый

IMG_1073 copy

Минуем подземный переход.

— Его построили в начале 1970-х, — говорит Вадим Зеленков. — До этого здесь была обычная зебра со светофором. И постоянно образовывались чудовищные пробки — иногда от моста до площади Мясникова. Если кто-то из жильцов, не подумав, развешивал белье на балконе, то после такой сушки сразу требовалась стирка. От выхлопных газов оно становилось серым. То, что построили этот переход, было огромным счастьем для жильцов окрестных домов.

Остановка за переходом в 1970-е годы называлась «Молочный завод», так как он находился неподалеку. Потом здесь построили довольно уродливую коробку, в которой разместились Министерство мясной и молочной промышленности и еще несколько организаций. Под банк это здание переделали лет десять назад.

Шаг пятый

IMG_0995 copy

Подходим к остановке «Улица Московская», она рядом с домом № 16.

— Это довоенное здание, — поясняет экскурсовод. — Раньше у него был номер 24. Здесь жил, например, поэт Аркадий Кулешов. В этом доме расположено почтовое отделение № 1. Оно открылось еще во время войны — в июле 1944 года в только что освобожденном Минске.

Через дорогу видим 3-этажный дом, это единственная дореволюционная постройка, которая здесь уцелела.

— Есть предположение, что это дом госпожи Вержбовской и именно здесь изначально размещалась библиотека имени Льва Толстого. Когда в 1910 году он умер, минчане решили открыть библиотеку его имени, написали семье Толстого. Софья Андреевна Толстая дала разрешение, сама приехала в Минск, привезла несколько десятков книг.

Библиотека несколько раз переезжала и пару десятилетий назад вернулась на родную улицу, но уже в дом № 18. На месте Академии управления стоял двухэтажный домик со сберкассой. В 1960-е годы там случилась трагедия, которая потрясла минчан. На сберкассу напали грабители, убили работниц. Одна из них была беременна. Ее муж шел за гробом и рыдал, а через год его арестовали, потому что выяснилось, что он все организовал. Потом никто не хотел работать в этой сберкассе, со временем здание снесли.

Шаг шестой

_NEV2487 copy

Проходим мимо Молодежного театра эстрады, Дома быта и через подземный переход выходим на Бетонный мост, за которым начинается улица Чкалова.

— Первые пробки на улицах Минска появились, когда была построена Московско-Брестская ветка железной дороги. Она разрезала город пополам, поэтому, чтобы проехать из одной части в другую, транспорт подолгу стоял у шлагбаумов. Тогда решили построить мост с Московской улицы на Койдановский тракт (улицу Чкалова). Первый дореволюционный мост был очень узким. Когда строили метро, его снесли и построили новый. Но какая-то часть старого основания все же осталась.

Фото Сергея Пожоги

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Klemm

Первая наружная реклама появилась когда над кузницей вывесили наковальню, над пекарней щит с булкой. Да, такая маленькая табличка, которая помогала ориентироваться купцам в Минске, еще не сожженном в 1067 году. Так что 2 тому, кто эту статью из курьера на сайте размещал. В газете (пдф-ка внизу есть, посмотрите), написано правильно — первая ДИНАМИЧЕСКАЯ реклама. Поправьте недоразумение.