Экологический рейд на полигоне отходов «Тростенецкий»

05 Апр 2016 11:55

Автор:

Блог автора

Какие подвохи скрывает кузов самосвала, направляющегося на городскую свалку? Корреспондент агентство «Минск-Новости» выяснила это с вместе с участниками экологического рейда.

На полигон твердых коммунальных отходов «Тростенецкий» отправляемся с сотрудниками Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Во второй половине дня сюда плотной вереницей тянутся самые разные большегрузы и тракторы. В кузовах — мусор, собранный на улицах города, с территорий предприятий, производств, земельных участков… Сущее раздолье для Плюшкина, если приглядеться повнимательнее. Но у экологов задача серьезнее, чем у гоголевского персонажа. Им необходимо проверить, нет ли среди отходов ценного груза — вторичных материальных ресурсов (ВМР).

— Как показывает практика, вместе с обычным хламом машины могут доставлять на полигоны картон, полиэтилен, ПЭТ-бутылки и другие разновидности ВМР… А ведь их захоронение в Беларуси запрещено. К сожалению, не все это правило соблюдают, — рассказывает по дороге на полигон начальник отдела государственного контроля за обращением с отходами Елена Авраменко.

По ее словам, как бы ни трубили на всех углах о необходимости извлекать вторичные материальные ресурсы, нарушители все равно находятся. Организации, индивидуальные предприниматели, да и обычные граждане иной раз совершают ошибки. Одни сознательно, другие невольно.

— За нарушение законодательства предусмотрена административная ответственность. Для физлица штраф составляет от 5 до 50 базовых величин, для индивидуального предпринимателя — до 200 базовых, а для юридического лица — до 1.000 базовых, — уточняет еще один участник рейда, главный специалист комитета Алексей Койпиш.

Когда мы прибываем на место, экологи принимаются за обследование кузовов проходящей техники. Машины везут на свалку грунт, растительные отходы, строительный мусор… Проверив с десяток самосвалов и тракторов, Алексей Койпиш констатирует: пока все идет нормально. Но буквально через несколько минут на пропускной пункт подъезжает машина с отходами, которые вызывают у Елены Авраменко подозрение, а потом и вовсе не оставляют сомнений: организация пытается провезти на свалку под видом безобидного мусора груз четвертого класса опасности.

— По документам, которые предъявил водитель, это якобы уличный и дворовой смет. Такие отходы считаются неопасными, — ввела в курс дела начальник отдела.

Но визуальный осмотр позволил убедиться: в кузове совсем другой груз. На этой машине на полигон «Тростенецкий» попытались провезти отходы, которые скопились после уборки территории промышленного предприятия.

— Они относятся к четвертому классу опасности, — прокомментировала эколог.

Водитель, почуяв, что ситуация чревата административным наказанием, попытался договориться:

— Я ведь еще ничего не разгрузил. Давайте я сейчас просто развернусь и уеду. Переделаем на предприятии документы, все неточности исправим…

— Не получится. Будем составлять акт обследования, — строго парировала Авраменко.

После этих слов водитель поник головой, и даже комментарии начальства по мобильному телефону не смогли вернуть его в благодушное настроение.

— Когда вернетесь на свое предприятие, переделайте сопроводительный паспорт на перевозку отходов производства, — разъяснила эколог. — Укажите, что это отходы четвертого класса опасности.

Как оказалось, лимиты на вывоз такого груза для организаций небольшие. Вот некоторые предприятия и пытаются схитрить, чтобы в результате снизить экологический налог. Но до добра такие махинации не доводят.

В целом, проведя с начала года около 60 специальных рейдов на полигонах, экологи отмечают: машин, которые нарушают природоохранное законодательство, пока немало. Во время проверок сотрудники комитета установили свыше 30 фактов представления к захоронению отходов, содержащих ВМР, а также несоблюдения иных требований законодательства об обращении с отходами.

Экологи уверены: ситуацию могло бы переломить повышение тарифов на захоронение отходов, содержащих ВМР. Пока предложения специалистов находятся на рассмотрении в Минприроды.

Дополнительная информация

С начала текущего года экологи провели около 60 обследований полигонов. Во время таких мероприятий специалисты установили 32 факта вывоза ВМР на захоронение. В марте рейды на полигоны «Тростенецкий», «Северный» и «Прудище» специалисты комитета совершали ежедневно. По словам экологов, машин, которые везут на свалку вторичные материальные ресурсы, пока немало. Ситуацию могло бы переломить изменение тарифов на захоронение отходов, содержащих ВМР.

Комментарии к статье
Добавить комментарий