БЛИЖНИЙ КРУГ. Ищу спутник жизни

06 Апр 2016 10:19

Автор:

Блог автора

Как будут развиваться города — спутники столицы, и что может подвигнуть минчан переехать в пригород.

В начале 2016 года Президент Республики Беларусь подписал Указ № 13, которым утверждены генеральные планы городов — спутников Минска. Их шесть из некогда заявленных девяти: Логойск и Заславль, Фаниполь и Дзержинск, Руденск и Смолевичи. Предполагается, что развитие этих населенных пунктов позволит сдержать территориальный рост столицы, поспособствует развитию малых городов в окрестностях Минска и формированию единой агломерации.

Причины

Город, который становится центром агломерации, можно сравнить с растекающимся маслянистым пятном — увеличиваясь в размерах, оно захватывает все вокруг себя. Рано или поздно жить внутри такого «захватчика» становится не очень уютно. По мнению ученых, психологический дискомфорт обитатели мегаполиса начинают ощущать, когда численность населения переваливает за 3,5 млн (сегодня в Минске — 1 млн 959,9 тыс.) при плотности 10.000 человек на 1 кв. км. В такой кучности сегодня существуют москвичи, у минчан нынче посвободнее — более 6.000. Хотя это средний показатель. К примеру, во Фрунзенском районе он уже перешагнул десятитысячную отметку. И это не говоря о нагрузке на инфраструктуру — нехватке детсадов, трудностях с медобслуживанием, недостаточном количестве парковок и заторах на дорогах.

Вторая причина, которая подталкивает людей к переселению за пределы большого города, — экология, — отметил заведующий кафедрой экономической географии Беларуси и государств Содружества географического факультета БГУ Геннадий Озем. — Так, есть группы заболеваний, являющиеся недугами сугубо промышленных центров, где сильно загрязнен воздух и наблюдается смог. Прежде всего это неблагоприятно влияет на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Несомненно, одна из самых ощутимых проблем — жилищная. Более 200.000 минчан зарегистрированы в очереди на право построить квартиру. А согласно новому генплану массового жилищного строительства в Минске не предвидится.

— Ко всему прочему в больших городах со временем возникают районы жилья, которое морально и физически устарело, — объясняет Геннадий Озем. — На примере Минска — это хрущевки на улицах Р. Люксембург и К. Либкнехта, знаменитая Осмоловка. В 1960-х на фоне рабочих бараков и скромных деревенских домиков квартиры здесь были мечтой многих. Сегодня же это амортизационно изношенные строения, а районы превращаются в депрессирующие. Подобные обстоятельства и выталкивают горожан за пределы мегаполиса в поисках более комфортных условий жизни.

Особенности

В классических западноевропейских и североамериканских моделях развития агломераций города-спутники рассматриваются с позиции спальных районов. Жители этих стран еще в прошлом веке успели свыкнуться с мыслью, что на работу каждый день нужно ездить за десятки километров. В советской градостроительной политике такие населенные пункты воспринимались как территориальные элементы промышленных структур. Специалисты спорят, по какому пути развития идти шести избранным спутникам: нужны ли Минску еще несколько «спальников» или это должны быть самодостаточные поселения с собственными предприятиями и обеспеченностью рабочими местами. Сегодня для каждого из городов определен свой путь развития. В частности, Смолевичи будут тесно связаны с Китайско-белорусским индустриальным парком. Именно поэтому город называют наиболее перспективным из всех. Предполагается, что по завершении первой очереди строительства парка будет создано около 25 тыс. рабочих мест, а в отдаленной перспективе там поселятся 150 тыс. человек. Дополнительные трудовые ресурсы потребуются и Национальному аэропорту Минск, который также располагается в смолевичском направлении. Удаленность этого города-спутника от МКАД — чуть более 30 км.

Руденск, который размещается в 50 км к югу от столицы, будет ориентирован на развитие промышленности и науки. В городе имеются ТЭЦ, железная дорога, есть запасы воды, а значит, вполне возможен вынос на его территорию крупных предприятий.

Еще два города — Заславль и Логойск — рассматриваются как туристско-рекреационные. До первого от Минска — 17 км, до второго — более 30 км. В будущем из столицы туда могут перебраться некоторые учебные заведения, связанные с культурой, а также образоваться предприятия, обслуживающие сферу туризма.

Два города у брестской трассы — Фаниполь и Дзержинск — планируется развивать одновременно. Они должны стать промышленными центрами и распределительными транспортно-логистическими узлами. Кроме того, там хотят организовать экспозиционные пространства, проводить выставки-ярмарки и развивать деловой туризм. Фаниполь — в 17 км от Минской кольцевой, Дзержинск — в 30 км.

Развитие

При возникновении агломерации город остается важным производственным центром, где размещаются рабочие места, но необязательно жилье. Соответственно, возникает необходимость развития транспортного сообщения с окраинами. Варианта два: личный и общественный транспорт. Первый предполагает наличие автомобиля у каждого работающего члена семьи, чего у нас пока нет. Второй вариант предусматривает, что система общественного транспорта должна стать скоростной и дешевой. Причем стоимость билета на пригородные поезда окажется намного дешевле, чем во внутригородском сообщении. Подобное соотношение цен можно наблюдать, к примеру, в Париже и его пригородах. Кроме того, ученые считают, что разгрузку перенаселенной столицы тормозит расположение здесь множества учебных заведений — около 60 % от всех республиканских. Выпускники — это уже потенциальные минчане, поскольку большинство из них после окончания обучения остаются в столице. Такими темпами к середине века каждый третий, а то и каждый второй белорус окажется минчанином. Вынос некоторых учебных заведений за пределы столицы в какой-то мере мог бы изменить ситуацию. Еще один фактор — уровень оплаты труда. В Минске он значительно выше, чем в других регионах. Соответственно, многое здесь стоит дороже, чем на периферии. Таковы особенности формирования внутреннего рынка. Эта естественная тенденция теперь поддерживается и административно. В частности, стоимость услуг ЖКХ для минчан выше, чем в регионах. Соответственно, уменьшение издержек на услуги, развлечения, товары и прочее могло бы также привлечь внимание к городам-спутникам. Не станет народ переселяться и без развития инфраструктуры. По словам главного архитектора столицы Павла Лучиновича, основная идеология преобразования городов-спутников — это создание благоприятной среды для жизни людей. Причем различий между столицей и малыми городами быть не должно. Компактные поселения будут иметь более привлекательную малоэтажную застройку и высокий уровень озеленения. Предусматривается строительство детских садов, школ, учреждений здравоохранения, модернизация и строительство новых предприятий.

Дополнительная информация

Как далеко от Минска его города-спутники?

Руденск — около 50 км

Смолевичи — более 30 км

Фаниполь — около 17 км

Дзержинск — около 30 км

Логойск — 33 км

Заславль — около 17 км

Также к Минску территориально относятся бывший поселок Сокол (ныне микрорайон Октябрьского района) и Национальный аэропорт Минск, которые находятся в отдалении — к востоку от столицы. Кроме того, 16 марта город прирос землями Смолевичского района общей площадью 0,8486 га. Юридический статус будущих жителей городов-спутников пока не определен, решается, смогут ли они в перспективе называться минчанами.

Согласно Указу Президента Беларуси № 214 городом-спутником может быть населенный пункт, удаленный от столицы на расстояние не более 60 км.

2

3

Еще статьи рубрики:

БЛИЖНИЙ КРУГ. Ждановичи: рынок, санатории и дачи

БЛИЖНИЙ КРУГ. Колодищи: плохие дороги и полигон под участки

БЛИЖНИЙ КРУГ. Сеница. Яркие новостройки и частные детские сады

БЛИЖНИЙ КРУГ. Гатово: промзона, специфический запах и хаотичная нумерация домов

БЛИЖНИЙ КРУГ. Боровляны: крупные медучреждения, новые жилые кварталы и обновленная инфраструктура

Комментарии к статье
Добавить комментарий

андрей

Есть вопросы к господину Озему. В чем депрессивность Осмоловки? Какими цифрами он оперирует, говоря об износе зданий? Конкретно! Уверен, что никаких данных нет. В таком случае, это не экспертное мнение,