В детских садах ребят тестируют на готовность к школе и дают рекомендации родителям

08 Апр 2016 16:40

Автор:

Блог автора

Педагоги-психологи детских садов тестируют мальчиков и девочек из старших групп на готовность к школе.

По результатам тестов специалисты дают родителям подсказки, на что обратить внимание в общении с дошкольником. При этом психологи подчеркивают: диагностический срез — лишь промежуточный показатель. Ребенок растет и развивается не линейно, а скачкообразно.

Мы пытаемся донести до родителей мысль, что ребенок готов к школе не тогда, когда он считает до ста или читает, — говорит педагог-психолог детского яслей-сада № 558 Минска Анна Скорнякова. — Будущему первокласснику важно уметь четко выражать свои мысли, понимать, кто такой учитель, знать, что на уроках не отвлекают и не отвлекаются. Нужно воспитывать в ребятах умение решать вопросы сообща. Научите завязывать шнурки, кушать кашу, ходить в туалет, пользоваться носовым платком. Ребенок, решающий в уме задачки, смотрится мило, но сначала все-таки научите его определять дни недели, месяцы, обучите понятиям «вчера», «завтра». Малышу, готовому к школе, будет приятно выполнять ваши задания и поручения. Важна и эмоциональная зрелость — учите сына или дочку понимать свои чувства и ощущения, выражать их в словесной форме, справляться с неудачами и сопереживать другим.

К школе многие родители начинают готовиться задолго до 1 сентября. К заветной осени будущие первоклашки подходят читающими, считающими, пишущими. Родителям — радость. Специалисты, наоборот, бьют тревогу.

К школе не нужно специально готовиться, — уверена Анна Валерьевна. — Пусть малыш проживет максимально счастливо ранний период детства и возьмет из него все необходимое для гармоничного развития. Главное в этом возрасте игра, через нее дошкольник получает все знания о жизни, так он готовится к учебе.

К сожалению, сюжетно-ролевая игра в детском коллективе сегодня практически отсутствует. По мнению Анны Скорняковой, ребятам просто некогда играть в «дочки-матери» или «магазин». Причина в умственной загруженности детей:

Ребенок в детском саду не отдыхает, он общается и обучается — лепит, рисует, танцует. Это регламентированная деятельность, от которой малыши устают. А вечером их еще ведут на подготовительные занятия, где тоже надо работать. Маленькие живчики, сегодня они при всякой возможности садятся в группе на стульчики и сидят. Для воспитанников старших групп школа не ассоциируется с чем-то новым и интересным. Они и без того уставшие, задерганные родителями — «Ты должен, ты должен…» Родители сами бегут в этом колесе и увлекают за собой детей. Эффект толпы заразителен, но ему надо уметь противостоять. Судите сами: женщина вынашивает ребенка положенный срок и даже думать боится, что он родится раньше. Почему же мы считаем абсолютно нормальным торопить малыша с чтением, письмом?

Как подсказывает Анна Скорнякова, даже учебный процесс можно легко обратить в игру. Например, наперегонки зачеркивать в тексте все буквы «А». Три минуты — и букву выучили, и внимательность потренировали, и повеселились.

Увлекательная совместная игра, помимо всего прочего, учит соблюдать установленные правила. Спустя годы этот навык поможет строить отношения внутри семьи, коллектива. Но в наших реалиях, отмечает специалист, акцент сместился на материальное поощрение. В итоге ребенок не радуется взаимодействию, а ждет награды — наклейку, конфетку, оценку, привыкая так соответствовать чьим-то требованиям и ожиданиям.

— В стандартах Кодекса Беларуси об образовании не написано, что дошкольника нужно специально готовить к первому классу. Выпускник детсада, в частности, должен считать до 10 и обратно, узнавать цифры от 0 до 9, делить на несколько частей, понимать, что такое целое, половина и часть, различать предметы по ширине, высоте и другим параметрам, — обращает внимание педагог-психолог.

По мнению специалистов, родители должны помочь маленькому школьнику стать самостоятельнее, привив ему правила безопасного поведения. Для этого научите ребенка:

* внимательно переходить улицу;

* не открывать дверь посторонним;

* пользоваться телефоном для вызова экстренных служб;

* произносить четко домашний адрес, номера телефонов и имена родителей.

Есть одно средство, которое отлично помогает подготовиться к школе, развить одновременно память, внимание и фантазию. Мы все о нем знаем, но часто не придаем должного значения. А зря. Речь идет о чтении детям, — напоминает Анна Валерьевна. — Люди в большинстве своем лучше усваивают информацию зрительно. Но в школе-то знания чаще воспринимаются на слух. Читая сыну или дочери перед сном, вы научите ребенка слушать и слышать. А еще при чтении тренируется воображение. Оно не менее важно для будущего школьника, чем память, внимание, мышление. Именно воображение поможет в будущем понимать теоретический материал по физике, химии. И только благодаря воображению можно, например, представить расстояние от Земли до Луны.

Детский психолог, доктор психологических наук Александр Венгер сказал: «Быть готовым к школе — это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — означает быть готовым всему этому научиться». До первого класса осталось совсем немного. Рисуйте, пойте, займитесь с будущим школьником танцами и лепкой, аппликацией, а то и ткачеством. Наслаждайтесь и восхищайтесь произведениями детского творчества. Но главное — верьте в детей и в их силы, любите их.

Комментарии к статье
Добавить комментарий