Жаркий апрель в БГПУ: каких учителей недосчитается столица в 2016 году

08 Апр 2016 11:45

Автор:

В Белорусском государственном педагогическом университете (БГПУ) им. М. Танка выдался жаркий апрель. С 5-го числа и до конца месяца здесь проходит распределение выпускников.

Более 700 юношей и девушек, обучавшихся на бюджетной основе, в нынешнем году получат обязательные путевки в трудовую жизнь. Потребности рынка в учительских кадрах превосходят возможности вуза: к новому учебному году стране требуется почти 900 педагогов. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» стали свидетелями того, как разворачивается настоящая борьба за выпускника.

_NEV6544 copy

_NEV6553 copy

Перед закрытыми дверями аудитории, где проходит распределение, шумно, непринужденные беседы. Обращаемся к будущим учителям географии: готовы ли морально к результатам распределения?

Не думая, девушки утвердительно кивают и расплываются в улыбке:

— Есть именные запросы из школ. В течение учебы не расслаблялись, искали вакансии в Интернете, ездили на собеседования.

Выпускница факультета естествознания Яна будет работать в минской 32-й школе географом. На собеседовании директор пообещал зарплату 4.300.000 рублей и хороший соцпакет.

_NEV6560 copy

А вот Ольга, чтобы получить заветный именной запрос, проработала в 78-й минской школе два года, зато теперь ее там очень ждут:

— Учреждение небольшое, уютное. Замечательные дети — знаю всех с 6-го по 11-й класс! Буду вести у них географию и работать педагогом-организатором, — делится планами юный учитель. — Рада, что получаю наконец диплом и распределяюсь, но все равно немножко страшно. Ведь впереди уже не такая беззаботная жизнь. У нас в группе почти все с именными запросами, некоторые целевики. Уже знают, куда распределят! Хотя тревога есть и у них…

— О, господи! — неожиданно звучит в толпе. Разговоры прерываются, в аудиторию, где разместилась распределительная комиссия, по очереди начинают заходить без пяти минут молодые специалисты.

_NEV6600_2 copy

_NEV6603 copy

Перед дверью в томительном ожидании оказались парни — химики и биологи.

— Выбирали профессию, ориентируясь на проходной балл и возможность заселения в общежитие. Лично мне комфортнее преподавать в студенческой среде, поэтому планирую поступать в магистратуру, — делится планами Арсений.

Его товарищ Дмитрий не уверен, будет ли оставаться в профессии после обязательной отработки:

— Приходишь домой — все равно мысленно в школе, да и зарплата небольшая. А для мужчины это немаловажный аспект. На собеседовании меня оценивали по внешнему виду, манере разговора, готовности к труду, — рассказывает Дмитрий и машинально поправляет пиджак.

Спустя пару минут парень оказывается уже в аудитории в поле зрения комиссии. У него именной запрос из Белорусской медицинской академии последипломного образования.

_NEV6611_2 copy

_NEV6640 copy

— Где жить будете? — интересуются представители комиссии, поскольку парень без минской регистрации.

— Выделяют место в общежитии. И мне, и жене, — отвечает молодой семьянин.

Комиссия дает согласие на распределение, Дмитрий ставит подпись напротив своей фамилии и адреса будущего места работы.

_NEV6621 copy

У следующей выпускницы, Алеси — запрос из учреждения образования Кореличского района. Члены комиссии недоумевают, ведь у молодого учителя столичная прописка. Поэтому предлагают работу в родном городе, правда, воспитателем. Девушку не привлекает такая перспектива, и она отправится в район.

_NEV6644 copy

В очереди на распределение 56 филологов. Многие расходятся по плановым местам и целевым направлениям.

_NEV6601 copy

_NEV6638 copy

За оставшимися кандидатами пристально наблюдают приехавшие из области работодатели: нуждаются в учителях русского и белорусского языков, а шансов заполучить молодежь остается все меньше.

Свежеиспеченный педагог Анна из Браславского района просит распределить по месту жительства, оттуда привезла запрос.

_NEV6650 copy

Директор учреждения образования «Зеленогорский УПК детский сад — средняя школа» тут же предлагает выгодные условия сотрудничества:

— Приезжайте к нам! Работа в Минском районе, предоставлю квартиру! Молодые специалисты остаются у нас жить, создают семьи.

Но выясняется, что выпускница уже замужем. Директор не сдается:

— Так и мужа берем! Квартира-то двухкомнатная.

Девушка согласия не дает. Тогда выгодное предложение тут же адресуется будущему учителю Елизавете из Молодечно. Она отнекивается: мол, от родителей далековато. Уговаривать выпускницу берутся представители комиссии:

— Вам как молодому специалисту уже и жилье предлагают. Директор с вами ведет диалог, значит, заинтересован в вас. Место шикарное, красота кругом. В этом учреждении молодой коллектив, замечательная атмосфера.

— Я вам доверюсь, — сдается девушка и ставит подпись напротив зеленогорского адреса, а довольный директор покидает аудиторию.

_NEV6616 copy

Через пару месяцев выпускница уже в качестве молодого специалиста приедет трудоустраиваться, будет распаковывать чемоданы в двухкомнатной квартире. Точно так же к своим трудовым обязанностям приступят и еще более 700 выпускников педагогического. Но, конечно, не всем так повезло с жильем.

_NEV6626 copy

В вузе отмечают, что 80 % выпускников после обязательной отработки остаются верны профессии.

Три актуальных «почему?» в системе образования

  1. Почему в этом году столица недосчитается учителей начальных классов и воспитателей?

В нынешнем году в столице не будут заполнены все вакансии в системе образования. По словам начальника отдела кадров БГПУ Валерия Оловянникова, столичный наниматель вправе трудоустроить к себе специалиста вне зависимости от наличия минской регистрации. Но если решил взять иногороднего, обязан его зарегистрировать в городе и, соответственно, предоставить ему жилье. У большинства работодателей Минска такой возможности нет, поэтому ребята, которые во время учебы могли трудиться в столичных учреждениях образования, после получения диплома на постоянное место работы уезжают на малую родину.

— Потребности столицы значительно превышают возможности вуза. Например, в данный момент город нуждается в 153 учителях начальных классов, а направить на работу мы смогли лишь 31 выпускника, — рассказывает В. Оловянников. — По большому счету, удовлетворили лишь каждую пятую заявку.

  1. Почему у только что устроившихся педагогов зарплаты могут различаться?

После процедуры обязательного распределения выпускник при трудоустройстве получает статус молодого специалиста. В соответствии с законодательством в течение двух лет ему полагаются доплаты — ежемесячно одна тарифная ставка первого разряда.

Ребята, окончившие платное отделение, при самостоятельном трудоустройстве не имеют такого статуса и, соответственно, доплат.

В. Оловянников советует «платникам» брать именные запросы у работодателя, а затем обращаться в вуз для распределения по указанному адресу. Именно так в прошлом году университет направил на работу 30 ребят, обучавшихся за свой счет.

  1. Почему становиться учителем выгодно?

— У педагога 56 дней отпуска, всегда прекрасное рабочее место, ведь школы сейчас с современным оснащением. Кроме того, это общение с детьми. Никогда от компьютера или станка не получишь столько ответного тепла, сколько от учеников, — считает первый проректор БГПУ, заместитель председателя комиссии по распределению Светлана Коптева.

Сейчас для вуза благоприятные времена — педагоги очень востребованы. Большинство ребят уже с 3-го курса находят работу в Минске. Если студент успешно учится, то у него появляется возможность из перечня плановых мест выбрать лучший для себя район или тот, что ближе к Минску. Ведь важно, чтобы выпускник приступил к рабочим обязанностям с хорошим настроением.

Фото Елизаветы Добрицкой

Комментарии к статье
Добавить комментарий