11 апреля в истории города, страны и мира

11 Апр 2016 07:15

Автор:

Эпидемия торнадо, ведьмина казнь и рагу из синей птицы

* * *

 Вопреки устоявшемуся стереотипу, пик охоты на ведьм пришелся вовсе не на Средневековье. Масштабное преследование колдунов и ворожей развернулось в эпоху Возрождения. Причем преуспела в этом «богоугодном» деле не только католическая инквизиция. С не меньшим рвением пытали и жгли костры и приверженцы Реформации как в Европе, так и в Новом свете. Даже в XVIII столетии, веке разума и просвещения, процессы над «приспешниками дьявола» проходили повсеместно. 11 апреля 1775 года состоялась последняя в Германии казнь ведьмы. В Баварии была обезглавлена Анна-Мария Швагел.

* * *

11 апреля 1803 года принято считать днем рождения Козьмы Пруткова, директора Пробирной палатки, автора пьес и афоризмов. Все свои произведения он отмечал 11-м числом апреля или другого месяца.

1803-Kozma-Prutkov

Это не просто совпадение. В этот день в 1830 году родился один из создателей образа – поэт Владимир Жемчужников, который, как и его братья, печатался под псевдонимом Козьма Прутков.

* * *

В 1894 году в немецко-еврейской семье коммивояжера родился выдающийся советский иллюзионист Эмиль Теодорович Кио.

Его настоящая фамилия Гиршфельд-Ренард. А свой псевдоним артист в буквальном смысле нашел на улице, увидев вечером вывеску с загадочным словом «КИО». Позже оказалось, что это была вывеска кинотеатра, на которой перегорела одна буква.

Эмиль Кио был первым иллюзионистом, который перенес свои выступления со сцены на цирковую арену. Это намного увеличило сложность программ, так как иллюзионные трюки зрители стали обозревать со всех сторон.

В 1964 году в Лондоне Эмиль Кио был признан лучшим фокусником мира.

Эмиль Теодорович стал родоначальником знаменитой династии иллюзионистов. Его сыновья — народные артисты РСФСР Эмиль Кио (род. в 1938) и Игорь Кио (1944–2006).

Мемориальная_доска_Э.Т._Кио

Мемориальная доска Э.Т. Кио на фасаде дома № 12, на Ленинском проспекте в Москве

* * *

105 лет назад, в 1911 году, родилась известная польская спортсменка Станислава Валашевич. Или, может быть, не родилась, а родился. И не спортсменка, а спортсмен. История на самом деле запутанная.

Судьба Валашевич изобилует весьма причудливыми поворотами. В двухлетнем возрасте она оказалась с родителями в США, но потом на международных соревнованиях выступала за свою родину — Польшу. В 1932 году Станислава стала олимпийской чемпионкой в беге на 100 м. Ее результаты поражали, и кое-кто по этому поводу даже заявлял: Валашевич бегает слишком быстро, чтобы быть женщиной. Кто бы мог подумать, что эти завистники, как их тогда называли, на самом деле были недалеки от истины.

1911 Валашевич

Выступая в США под именем Стеллы Уэлш вплоть до 1954 гола, Валашевич неоднократно била мировые рекорды, 41 раз она становилась чемпионкой страны в различных видах легкой атлетики и в конце концов была включена в Зал славы американской легкой атлетики.

Не забывала о своей выдающейся дочери и Польша. Пятитысячным тиражом Национальный олимпийский комитет Польши выпустил марку, на которой был запечатлен исторический момент победного финиша Станиславы Валашевич на Олимпийских играх 1932 года в Лос-Анджелесе.

А в 1980 года бывшая спортсменка случайно погибла от бандитской пули во время вооруженного ограбления в торговом центре Кливленда. Тут-то вскрытие и показало, что на самом деле она обладала… мужскими половыми признаками и ее (или теперь уже, может быть, его?) организм имел и женские, и мужские хромосомы. В итоге расследование зашло в тупик – многочисленные документы, подтверждавшие, что в 1911 году в семье Валашевич родилась девочка, не позволили посмертно лишить спортсменку ее регалий.

* * *

В 1927 году завершил работу VIII Всебелорусский съезд Советов в Минске, на котором была принята вторая Конституция БССР (действовала до 1937 года).

К этому времени ― 30 декабря 1922 года ― был образован СССР, а 31 января 1924-го была принята первая союзная Конституция, ставшая основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих основных законов.

Конституция 1927 года в значительной степени сохранила черты своей предшественницы. Она также гарантировала диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, «при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

1927 Конституция

Вторая белорусская Конституция юридически закрепила достижения белорусского народа в строительстве социализма, провозгласила БССР социалистическим государством диктатуры пролетариата, которое осуществляет свои задачи на основе союза рабочих и крестьян. Устанавливалось, что власть в республике принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Провозглашались избирательные и основные гражданские права трудящихся. Одной из центральных задач определялось полное, всестороннее и бесплатное образование для рабочих и крестьян-бедняков.

За всеми гражданами БССР признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, национальным меньшинствам обеспечивались право и реальная возможность обучения в школе на родном языке. В государственных и общественных учреждениях и организациях устанавливалось полное равноправие белорусского, еврейского, русского и польского языков.

Впервые в Конституции появилось толкование государственных символов ― герба и флага.

* * *

70 лет назад, в 1946 году, родился художник и скульптор, заслуженный деятель искусств Беларуси Владимир Теребун. Автор мемориального комплекса «Дальва», станковых композиций «Расстрелянная песня», «Максим Горький», «Надежда». Работы Владимира Васильевича находятся в национальном художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства в Минске, фондах Белорусского союза художников, Гродненском историко-археологическом музее, Сморгонском краеведческом музее.

* * *

В 1964 году на экраны кинотеатров Советского Союза вышла лирическая комедия Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».

1964 я шагаю по москве

На фестивале в Каннах фильм был удостоен приза за оригинальную режиссуру. Да и сам Данелия считает фильм одной из лучших своих работ наряду с картинами «Мимино» и «Осенний марафон». Для композитора Андрея Петрова и сценариста Геннадия Шпаликова выход картины стал настоящим триумфом, песню из фильма знают и поют до сих пор. А Никита Михалков и Евгений Стеблов сыграли в нем первые значимые роли в кино.

* * *

В 1965 году В США на Аллее торнадо (место, где опасность появления смерча особенно высока) родились сразу 37 смерчей, которые были разнообразны по мощности и скорости ветра, однако вместе принесли страшные разрушения.

Погибли почти 300 человек и свыше 5 тыс. человек получили ранения. Материальный ущерб составил 300 млн долларов. Этот катаклизм до сих пор вспоминают как самую ужасную в истории «эпидемию торнадо».

Наука до сих пор не может объяснить природу существования торнадо. Появление смерча непредсказуемо, он может возникнуть в любом месте грозового циклона. Больше всего их бывает в США — несколько сотен в год. Скорость ветра в воронке торнадо достигает 1.200 км/ч. Но обычно он движется со скоростью 50–60 км/ч, и от него можно уйти, если правильно определить направление его движения. Диаметр смерча на уровне земли обычно составляет 40 м. Но разрушения внутри этого круга бывают огромными. Хобот, например, может втянуть в себя целое озеро.

* * *

В 1982 году в «Комсомольской правде» была опубликована статья «Рагу из синей птицы», положившая начало широкомасштабной кампании травли самодеятельных и «официальных» рок-коллективов в СССР.

1982

В качестве показательной мишени для безжалостной критики была выбрана популярнейшая группа «Машина времени». Статья содержала письмо, подписанное шестью деятелями культуры. Вот небольшой фрагмент: «Многие из нас посвятили жизнь музыке, литературе, эстрадной режиссуре, и мы авторитетно заявляем, что пением выступление «Машины времени» назвать нельзя. Когда поет один солист, все понятно: ну не умеет человек петь в общепринятом смысле, так пусть душа его поет, микрофоны выручат… Но когда выясняется, что и вдвоем ребята не могут петь на два голоса, неверно интонируют, пользуются так называемым «белым голосом», срываются то на фальцет, то на хрип – становится страшновато, что со временем такую аномалию смогут посчитать нормой выступления».

«Пересаженное на нашу почву чужеземное дерево не плодоносит», — делали вывод авторы письма, предрекая таким образом скорый закат рок-культуры в СССР.

1982_

Но прошли годы. «Машина времени» выступает и поныне. Ее музыканты стали заслуженными артистами России, а лидеру коллектива Андрею Макаревичу присвоено звание народного артиста.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий