13 апреля в истории города, страны и мира

13 Апр 2016 07:15

Автор:

Сиамские близнецы, советский Беранже и триумф Аллы Пугачевой

***

В 1598 г. в Нанте французский король Генрих IV издал законодательный акт, завершивший кровавый период религиозных войн 1562–1598 гг.

Закон, вошедший в историю как Нантский эдикт, подтверждал господствующий во Франции статус католической религии, но гугенотам (так в стране называли протестантов) предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения по всей стране за исключением Парижа и еще нескольких городов. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым» и в дальнейшем охранял от неправильных толкований. Но в 1685 г. Людовик XIV заявил, что Нантский эдикт, составленный его предком с намерением присоединить гугенотов к лону католической церкви, себя исчерпал, так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество.

Нантский эдикт был отменен, а храмы гугенотов и их школы разрушены. Это имело для Франции печальные последствия: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч — в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку и более всего в Голландию.

* * *

245 лет назад, в 1771 г., родился талантливый английский инженер, изобретатель паровоза Ричард Тревитик.

1771 Тревитик паровоз

Свою первую паровую повозку Тревитик продемонстрировал еще в конце 1801 г. В 1803 г. он проехал по улицам Лондона на большой безрельсовой паровой повозке и в том же году, будучи инженером горно-металлической компании в Южном Уэльсе, создал первый паровоз с котлом повышенного давления. В феврале следующего года он выиграл пари у хозяина компании, когда его творение провезло 70 человек и 10 т груза по 10-мильному рельсовому пути. Еще один локомотив он построил на следующий год, а в 1808 г. его новый паровоз с гладкими ведущими колесами и кокетливым названием «Поймай меня, кто может!» ездил по кольцевой трассе, проложенной на Юстон Роуд в Лондоне. Этот паровоз развивал скорость до 30 км/ч.

Изобретатель был вынужден отказаться от дальнейшей разработки своих проектов, так как чугунные рельсы не выдерживали веса его пятитонной машины и ломались. Обладавший вспыльчивым характером, он часто поступал импульсивно, был полностью лишен деловой хватки. Доверившись ненадежному партнеру, Тревитик разорился и в 1816 г. уплыл в Южную Америку, где заказали девять его машин для перуанских шахт по добыче серебра. Но мечты о процветании не сбылись, и десять лет спустя, после множества приключений, связанных с участием в борьбе латиноамериканских республик против испанской монархии, он вернулся на родину совершенно без средств. За это время другие инженеры сумели извлечь выгоду из его изобретений и стали знамениты на весь мир. А человек, первым создавший паровую повозку и первый паровоз для рельсового пути, умер в нищете и был похоронен в безымянной могиле.

* * *

В 1883 г. родился Демьян Бедный, поэт, горячо поддержавший Советскую власть.

Он даже жил в Кремле и за глаза его называли вельможей. Луначарский написал на него едкую эпиграмму:

Демьян, ты мнишь себя уже

Почти советским Бернаже.

Ты правда «б», ты, правда, «ж»,

Но все же ты не Бернаже.

«Насчет Демьяна Бедного продолжаю быть «за», — писал Ленин в специальном письме в редакцию, поддерживая поэта. А вот при Сталине Бедный попал в немилость и пережил много неприятностей. Тем не менее счастливо избежал волны репрессий и умер в 1945 г.

В Минске именем Демьяна Бедного в 1933 г. была названа улица, бывшая Космодемьянская. Однако то, как она выглядела, нынче помнят только пожилые минчане. Сегодня на ее месте (а это спуск от Свято-Духова кафедрального собора по направлению к путепроводу на пр. Машерова) зеленеют газоны, украшенные многочисленными светильниками, которые по вечерам подчеркивают завораживающую красоту Верхнего города.

1883

Максим Горький и Демьян Бедный на II пленуме правления Союза советских писателей. Москва, 1935 г.

* * *

В 1902 г. в Санкт-Петербурге в присутствии министра путей сообщения Михаила Хилкова были проведены испытания первого российского троллейбуса, изготовленного фирмой Петра Фрезе.

Базой для опытного троллейбуса (в ту пору его называли «электрическим автомобилем») служил стандартный грузовик «Фрезе», оснащенный электромотором, приводимым в движение электрическим током высокого напряжения. Ток подавался по проводам. В основу токосъемника была положена французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена — по проводам катилась «контактная тележка с троллей».

Как писали газеты, автомобиль весом 50 пудов был нагружен 50 пудами и показал средний расход тока в 7 ампер при 110 вольтах. При опытах автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался.

В том же году доклад об успешном испытании троллейбуса был включен в программу II Всероссийского электротехнического съезда. Тем не менее троллейбусный транспорт так и не был внедрен в царской России, а в СССР первые троллейбусные маршруты появились лишь в 1930-х гг.

* * *

В 1934 г. день завершилась эпопея по спасению 104 челюскинцев, продолжавшаяся 59 дней.

Экипаж парохода «Челюскин» и члены экспедиции во главе с профессором Отто Шмидтом были с помощью семи самолетов эвакуированы с льдины. Летчик Михаил Водопьянов вспоминал: «Утром 13 апреля мы вылетели сразу на трех самолетах — Молоков, Каманин и я. Это был последний рейс на льдину. В лагере осталось шесть человек и восемь собак. Каманин взял одного человека и собак, Молоков забрал двух человек и вещи, а я посадил троих…»

20 апреля за мужество, проявленное при спасении челюскинцев, семи летчикам было присвоено звание «Герой Советского Союза».

* * *

Первый Международный конкурс им. Чайковского в Москве стал главным музыкальным событием времен хрущевской оттепели. 13 апреля 1958 г. были объявлены итоги конкурса, и мир облетело сенсационное известие: в конкурсе пианистов победу одержал 23-летний американец из Техаса Ван Клиберн.

Ван Клиберн

Вообще-то его фамилию следует писать и произносить как Клайберн, но в СССР с самого начала его стали называть Клиберном. Когда в 1999 г. сын Хрущева Сергей назвал его Клайберном, музыкант возразил: «Нет, нет, я Клиберн, для русских я всегда Клиберн».

Первая премия составляла 25 тыс. рублей или около 2,5 тыс. долларов. Из Советского Союза Ван Клиберн смог вывести лишь половину этой суммы (другую необходимо было потратить в СССР). Однако по возвращении в США на молодого музыканта обрушился настоящий долларовый поток (только за концертный сезон 1958–1959 годов его доход составил 150 тыс. долларов).

На родине Ван Клиберна ждала триумфальная встреча. Его портрет с надписью «Техасец, покоривший Россию», появился на обложке майского номера «Тайм».

А в СССР на долгие годы он стал самым популярным зарубежным исполнителем. Фотографии вдохновенного красавчика с пышной шевелюрой продавались в киосках «Союзпечати» вместе со снимками советских культовых героев — актеров, полярников, а позже и космонавтов. Ван Клиберн даже упоминается в народной комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», вышедшей на экраны в 1965 г. Помните сцену, когда Шурик заходит к Дубу за конспектом?

— Дуб! Конспект есть?

— Нету никаких конспектов, не мешай.

— А что ты слушаешь?

— Ван Клиберна. Иди!

* * *

В 1960 г. в алжирской Сахаре Франция успешно провела испытания атомной бомбы и таким образом стала четвертой ядерной державой.

До начала 1950-х гг. французское военно-политическое руководство не помышляло о создании собственного ядерного оружия и полностью полагалось на гарантии США. В 1958 г. премьер-министр Гайяр отдал распоряжение об обеспечении проведения первой серии ядерных испытаний. С тех пор и по сей день продолжается совершенствование стратегических ядерных сил Франции и расширение их боевых возможностей.

* * *

В 1963 г. в Минске открылось здание Белорусской государственной филармонии. Автор проекта — заслуженный архитектор БССР Георгий Бенедиктов.

1963 Белгосфилармония

С того момента и вплоть до начала нового тысячелетия здание Белорусской государственной филармонии переживало только косметический ремонт. Однако, после того как во время репетиции оркестра Михаила Финберга с потолка упал большой кусок штукатурки, здание признали аварийным и в 2004 г. провели его капитальную реконструкцию.

От прежней филармонии остался только фундамент здания. Ныне интерьер филармонии отвечает самым современным стандартам и технологиям. Правда, улучшение качества звучания потребовало сокращения количества мест в зале. Теперь вместо прежних 930 он рассчитан на 690 мест. Зато был открыт в здании филармонии другой, Малый зал на 190 мест, который носит имя Григория Ширмы.

* * *

 Триумф 29-летней Аллы Пугачевой. 13 апреля 1979 г. газета «Московский комсомолец» опубликовала мартовский хит-парад, в котором сразу семь песен певицы попали в список лучших: «Ты возьми меня с собой», «Сонет Шекспира», «Приезжай», «Этот мир», «Звездное лето», «Песенка про меня» и «Песенка первоклассника». Такого успеха Алла Борисовна еще не добивалась.

Пугачева

* * *

В 1995 г. Законом «О государственных наградах Республики Беларусь» было введено почетное звание «Герой Беларуси».

Это звание — высшая степень отличия и присваивается оно только один раз за исключительные заслуги перед государством и обществом, связанные с подвигом, совершенным во имя свободы, независимости и расцвета Беларуси.

1995 Карват

Первым Героем Беларуси стал военный летчик подполковник Владимир Карват (посмертно). Его самолет во время выполнения учебных полетов в мае 1996 г. загорелся и потерял управление. Если бы пилот катапультировался, многотонная машина упала бы на деревню в Барановичском районе. Владимир Карват сумел отвести истребитель от населенного пункта, и самолет врезался в землю на расстоянии километра от жилых домов. Летчик погиб.

На данный момент звание Героя Беларуси носят 11 человек. Последней на сегодня, кому была вручена медаль Героя, стала биатлонистка Дарья Домрачева (17 февраля 2014 г.).

* * *

В 2003 г. закончили свой нелегкий жизненный путь самые старые в мире сиамские близнецы Маша и Даша Кривошляповы.

808804 01.02.1989 Сиамские близнецы Маша и Даша Кривошляповы. Репродукция. Владимир Вяткин/РИА Новости

Утром 13 апреля 53-летних сестер доставили в Первую городскую больницу Москвы, где Маше был поставлен диагноз «острый инфаркт». В течение получаса врачи реанимации пытались заставить работать сердце женщины, однако попытки ни к чему не привели. Через 17 часов после смерти сестры Даша умерла от интоксикации.

Они родились в Москве 4 января 1950 г. у Екатерины и Михаила Кривошляповых. Когда мать увидела новорожденных, у нее начались проблемы с психикой. Михаил Кривошляпов был в то время шофером Лаврентия Берии. Под давлением медицинского руководства он подписал свидетельство о смерти дочерей и больше не захотел ничего о них знать. После двух лет лечения в психиатрическом центре Екатерину отпустили, и она занялась поиском дочерей. Ей говорили, что Маши и Даши нет в живых, но она не верила. Мать нашла дочерей, когда им было уже 35 лет, и навещала в течение 4 лет, однако потом Маша и Даша отказались с ней видеться.

Медицина не могла упустить возможности изучить столь редкий случай, и девочки в течение долгих лет были подопытными кроликами. В течение 7 лет в Институте педиатрии Академии наук СССР их изучал физиолог Петр Анохин. Затем их поместили в Центральный НИИ травматологии и ортопедии, где им ампутировали третью ногу. Там девочек научили передвигаться при помощи костылей, дали им начальное образование. Тот момент, когда они научились ходить — каждая из них контролировала только одну ногу, — Маша и Даша называли самым счастливым в своей жизни.

В 1964 г. близнецов поместили в интернат для детей с проблемами моторики, находившийся в Новочеркасске. Руководство того медицинского учреждения относилось к сестрам как к умственно отсталым. Медперсонал не обращал никакого внимания на хронический нефрит, которым страдали обе девочки. И хотя временами боль была настолько сильной, что они кричали в полный голос, врачи оставались глухи. В 1970 г. сестры сбежали в Москву. Прожив несколько лет в стоматологическом комплексе столицы, они обратились к руководству приюта для престарелых № 6, чтобы им разрешили там поселиться. В этом приюте они и провели остаток жизни. Незадолго до своей кончины по приглашению одной французской фирмы Маша и Даша посетили Париж.

Комментарии к статье
Добавить комментарий