15 апреля в истории города, страны и мира

15 Апр 2016 07:15

Автор:

Гибель «Титаника», пятеро на эшафоте и провал космической железной дороги

***

 «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом» — утверждал Фридрих Ницше.

Клод Леви-Стросс отмечал, что «пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта».

«Без культуры существование человечества на планете лишается смысла, — писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. — Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы».

15 апреля — Всемирный день культуры.

 ***

 В 1763 г. ушел из жизни великий русский актер и театральный деятель Федор Волков, создавший первый в Российской империи постоянный профессиональный театр.

Переход от старого, средневекового, театра к новому, профессиональному, был осуществлен в рекордно короткие сроки, ведь отпущено театральному реформатору было совсем немного. Федор Волков умер в 34 года, простудившись во время массового зрелища-маскарада «Торжествующая Минерва», поставленного им по случаю коронации Екатерины II.

 ***

180 лет назад, в 1836 г., был обнародован указ императора Николая I о сооружении первой в России железной дороги.

Уже через год (умели же быстро строить!) рельсы были проложены. «Царская ветка» — именно такое название получила первая русская железная дорога — соединила Петербург с Царским Селом и Павловском. Стоимость билетов за проезд в вагоне 1-го класса от столицы до Царского Села составляла 75 копеек серебром, а в вагоне 4-го — 20 копеек. Этот тариф превышал стоимость других направлений на 10–20 %. Пассажиры не стеснялись выразить свое негодование по этому поводу — рвали занавески, портили шпорами мягкие диваны и били в вагонах стекла.

1836

Как всегда, руководство постаралось отвлечь внимание общественности — Павловский вокзал сделали центром увеселительных прогулок и всевозможных зрелищ. Любопытно, что билеты тогда были сродни современным жетонам метрополитена. Они изготовлялись из латуни и потому назывались жестянками. При выходе на станции пассажиры отдавали их кондуктору. И лишь с 1860 года в обращение вошли бумажные билеты.

 ***

 135 лет назад, в 1881 г., в Санкт-Петербурге на Семеновском плацу были публично повешены террористы-народовольцы, организовавшие убийство царя-освободителя Александра II.

1881

На эшафот шагнули пятеро — Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов, Николай Рысаков и Софья Перовская — первая женщина, казненная в России за политическое преступление. Метнувший роковую бомбу Игнатий Гриневицкий был при взрыве тяжело ранен и скончался, не дожив до виселицы. К смертной казни была приговорена и уроженка белорусского Мозыря Геся Гельфман, на квартире которой инструктировали метальщиков, но поскольку она была беременна, смертную казнь ей отсрочили до рождения ребенка, а потом, под давлением мировой общественности заменили каторгой. Однако вскоре после рождения ребенка, так и не получив врачебной помощи, Гельфман умерла в тюрьме от гнойного воспаления брюшины, развившегося в результате послеродового осложнения.

***

130 лет назад, в 1886 г., в Кронштадте в дворянской семье корабельного врача родился Николай Гумилев, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, путешественник, переводчик и литературный критик.

Гумилев

Рос маленьким, худеньким, слабым, а вырос в сильного поэта-воина, поэта-рыцаря. Отличился на полях сражений в Первую мировую войну. Был награжден двумя Георгиевскими крестами.

Крикну я… но разве кто поможет,

Чтоб душа моя не умерла?

Только змеи сбрасывают кожи,

Мы меняем души, не тела…

Анна Ахматова, жена Гумилева, в 1910 г. писала о нем так:

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стёртые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

Он прожил всего 35 лет. 3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован по обвинению в антисоветском заговоре и в том же месяце расстрелян где-то под Петроградом. Позднее, в 1950-е годы, из материалов следствия стало ясно, за что: «…Не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался». Точная дата и место расстрела поэта неизвестны.

 ***

В 1896 г. в греческих Афинах завершилась первая современная Олимпиада.

Игры, проводившиеся в Древней Греции до 394 года и запрещенные римским императором Феодосием I как языческий обряд, возродила группа энтузиастов во главе с французским бароном Пьером де Кубертеном.

В соревнованиях приняли участие, по разным данным, от 245 до 313 спортсменов из 14 стран, причем женщины не допускались. Всего было разыграно 43 комплекта медалей в 9 видах спорта. Первое место, определяемое по количеству золотых наград, заняли спортсмены США с общим итогом 20 медалей (11 + 7 + 2), второе — Греции — 46 (10 + 17 + 19), третье — Германии — 13 (6 + 5 + 2). Первым олимпийским чемпионом новой эпохи стал американский спортсмен Джеймс Коннолли, победивший в тройном прыжке с результатом 13,71 м.

***

В ночь на 15 апреля 1912 г. в Атлантике по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США), натолкнувшись на айсберг, затонул крупнейший пассажирский лайнер своего времени «Титаник».

1912_Гибель титаника

В 1898 г. никому не известный писатель по имени Морган Робертсон написал роман «Тщетность». В книге судно с богатыми и беззаботными пассажирами терпит крушение холодной апрельской ночью после столкновения с ледяной глыбой. Через 14 лет английская компания «Уайт Стар Лайн» спустила на воду пароход, удивительно похожий на описанный в романе. 10 апреля 1912 г. он отправился в первое плавание до Нью-Йорка. Через четыре дня корабль столкнулся с айсбергом и пошел ко дну. Робертсон назвал свое судно «Титан», судоходная компания «Уайт Стар Лайн» дала новому лайнеру имя «Титаник».

Красавец «Титаник» поражал своими размерами и архитектурным совершенством. Его длина, как писали газеты того времени, была равна длине трех городских кварталов, высота двигателя — высоте трехэтажного дома, а якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей. Компания «Уайт Стар Лайн» объявила корабль непотопляемым, обещая пассажирам полную безопасность. Но первый же его рейс оказался и последним.

С тонущего судна на воду удалось спустить 15 шлюпок и два плота. В этой крупнейшей морской катастрофе XX века погибли 1.496 человек. Спасшихся было в два раза меньше — 712, их подобрал пароход «Карпатия».

***

В 1919 г. в деревне Марченки Городокского района Витебской области родился Тимофей Ромашкин, летчик гражданской авиации, Герой Советского Союза.

1919_Ромашкин

8 января 1954 г. при выполнении рейса Таллин — Минск — Ленинград на самолете Ли-2 в момент раздачи пассажирам газет и журналов вооруженные бандиты напали на экипаж с целью овладения самолетом. Бортмеханик Тимофей Ромашкин не дал им возможности вести прицельный огонь, первым бросился на вооруженного двумя пистолетами бандита и ценой своей жизни спас жизни остальных членов экипажа и пассажиров.

В 1965 г. в Минске в сквере рядом со зданием аэропорта Минск-1 был установлен памятник Т. Ромашкину (скульптор Григорий Постников, архитектор Георгий Заборский). Имя героя носит улица в минском жилом районе Сокол.

***

В 1932 г. из печати вышел очередной номер журнала «Молодая гвардия», в котором были опубликованы первые главы романа Николая Островского «Как закалялась сталь».

Роман, созданный слепым и прикованным к постели писателем, приобрел культовый статус, на долгие годы героем советской молодежи стал Павка Корчагин, а любой прилежный школьник легко мог продолжить цитату, начинавшуюся словами «Жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее надо так…». Вот только случилось все это не сразу, поначалу тоненькие книжки «Молодой гвардии» неслышно затерялись в шумном литературном гомоне 1932 года.

Первый вариант романа Островского до издателей вообще не дошел: в начале 1928 года рукопись была утеряна почтой. Пришлось писать заново. Новая рукопись, посланная в Ленинград, безответно исчезла в недрах одного из тамошних издательств. Тогда Островский отдал один из последних экземпляров своему другу Феденеву и попросил отнести в журнал «Молодая гвардия». Пока тот ходил по кабинетам редакции, прикованный к постели двадцатисемилетний автор, жить которому оставалось всего пять лет, томился в ожидании решения в переполненной жильцами комнатке в Мертвом переулке. Феденев получил ответ почти сразу: повесть забраковали по причине «нереальности» выведенных в ней типов. Потрясенный таким вердиктом, друг Островского настоял на вторичном рецензировании — и рукопись легла на стол к заместителю главного редактора «Молодой гвардии» Марку Колосову. Затем ее редактировали литработники, в том числе известная писательница своего времени Анна Караваева.

В 1934 году роман вышел отдельной книгой и, как утверждают многие справочники, сразу стал популярным. На самом деле не сразу. По словам литературоведа Льва Аннинского, в те дни «спорили о «Скутаревском» и о «Поднятой целине», обсуждали «Последний из удэге» Фадеева и «Время, вперед» Валентина Катаева, всматривались в «День второй» Эренбурга и восторгались фильмом «Чапаев». Но никто не замечал Островского, и единственный отклик на вторую часть его повести явился в справочном бюллетене Института библиографии».

1932_Н Островский

Все переменилось после того, как в конце 1934 года Островского посетил неутомимый Михаил Кольцов. «Николай Островский лежит на спине, плашмя, абсолютно неподвижно, — писал журналист. — Одеяло обернуто кругом длинного, тонкого, прямого столба его тела, как постоянный, неснимаемый футляр. Мумия. Но в мумии что-то живет. Да. Тонкие кисти рук — только кисти — чуть-чуть шевелятся. Они влажны при пожатии… Живет и лицо. Страдания подсушили его черты, стерли краски, заострили углы…»

Очерк Михаила Кольцова в «Правде» прочли миллионы людей. Уже одно это разом вывело имя автора Корчагина из неизвестности. А тут еще Кольцов обронил фразу, звучащую скрытой угрозой по адресу тех, кто не хочет признать Островского: «Не всех героев мы знаем. И не всех мы умеем замечать». Легко представить, как воспринимались подобные фразы, опубликованные в главной газете страны, в 1935 году, особенно в контексте того, что в очерке были сатирически представлены и писатели — не герои: «Бойкие молодые человеки, нарифмовав похлеще пару страниц в толстом журнале, сорвав хлопки на… вечеринке, уже рвут толстые авансы, уже бродят важным кандибобером по писательским ресторанам, …хулиганят на площадях в ожидании памятников себе…».

В том же году Островского наградили орденом Ленина, присвоили ему звание бригадного комиссара, подарили дом в Сочи и квартиру в Москве на улице Горького. Последние несколько месяцев, окруженный всеобщим почетом, он принимал на дому читателей и писателей.

***

В 1942 г. в осажденном Ленинграде было восстановлено трамвайное движение.

1942_blokada-leningrada-14

8 декабря 1941 г. подача электроэнергии прекратилась, да так неожиданно, что десятки трамваев и троллейбусов застряли посреди улиц. Всю самую суровую блокадную зиму разбитые и засыпанные снегом вагоны навевали на ленинградцев грусть. Ольга Берггольц писала: «… у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят… Неужели мы в этом когда-то ездили? Странно! Я шла мимо умерших трамваев в каком-то другом столетии, в другой жизни».

Какой же радостью для измученных ленинградцев стало появление на улицах первых трамваев утром 15 апреля 1942 года. Люди с удивлением и восхищением оборачивались на уже забытый звук, кричали «ура» и просили вагоновожатых… еще раз позвонить в звонок.

***

В 2002 г. американские астронавты с сожалением вынуждены были признать, что первая космическая железная дорога, на создание которой было затрачено более 800 млн долларов, не функционирует.

Небольшой рельсовый участок, доставленный на Международную космическую станцию экипажем шаттла «Атлантис», никак не хотел работать. По сообщению НАСА, подвижная платформа после остановки в заданном месте не смогла зафиксироваться — не сработал автоматический замок, чего ни разу не случалось при наземных испытаниях. Предполагалось, что вагонетка, ползая по поверхности МКС с максимальной скоростью 3 см/с, будет перевозить пятнадцатиметровый кран-манипулятор «Канадарм», используемый при строительстве станции. Но из этой дорогостоящей затеи так ничего и не вышло.

Комментарии к статье
Добавить комментарий