18 апреля в истории города, страны и мира

18 Апр 2016 07:15 Комментариев нет

Автор:

Рождение «Динамо», музыка толстых и Карузо в пижаме.

* * *

220 лет назад, в 1796 году, в Праге родился инженер и предприниматель, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России Франц Антон Герстнер.

Памятник_Герстнеру_в_Павловске

«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения…», — писал он в записке Николаю I. В 1834 году по приглашению Горного ведомства Герстнер прибыл в Россию строить первую в стране железную дорогу — чугунку, как ее тогда называли. А уже через три года по маршруту Петербург — Царское Село прошел первый поезд, которым управлял сам Герстнер. Таким образом, он был в России и первым строителем железной дороги, и первым ее управляющим, и первым кондуктором, и первым машинистом.

Последние годы жизни инженер посвятил изучению американского опыта в строительстве железных дорог, который настойчиво предлагал распространить в России, считая более полезным, чем английский. «Дешевизна американских железных дорог основана на здравом смысле, преобладающем в их конструкции», — писал он из Америки.

Герстнер скончался в Филадельфии в возрасте 43 лет, а строить Николаевскую железную дорогу продолжил американский инженер Джордж Уистлер.

* * *

110 лет назад, в 1906 году, в начале шестого утра в Сан-Франциско (штат Калифорния, США) произошло катастрофическое землетрясение.

Сила толчков превысила 8 баллов по шкале Рихтера. За считанные минуты город был разрушен. Начались пожары, тушить которые было нечем — из-за повреждений водопроводной сети воды в трубах не было. Чтобы остановить распространяющееся пламя (а большинство домов тогда были из дерева), пожарные взрывали целые улицы и рыли траншеи, отсекая горящие районы. В результате землетрясения и последующих пожаров погибло до 3 тыс. человек, 250 тыс. жителей остались без крова.

1906 Francisco_earthquake,_1906

Сохранилось множество историй об известных людях, переживших калифорнийское землетрясение. Очевидцы рассказывали, что знаменитый певец Энрико Карузо выпрыгнул в пижаме из окна «Палас-отеля», прижимая к груди самое дорогое — портрет президента Теодора Рузвельта с автографом. А известный в те годы актер Джон Бэрримор, не успевший к пяти утра добраться до дома, долго бродил потом среди руин и дыма в смокинге с цветком в петлице…

К слову, самыми трагичными в ХХ веке считаются шесть землетрясений: помимо Калифорнийского, это Мессинское (между Сицилией и Апеннинским полуостровом, 1908), Ашхабадское (Туркменская ССР, 1948), Вальдивское (Чили, 1960), Таншаньское (Китай, 1976) и Спитакское (Армянская ССР).

* * *

В 1923 году на Большой Лубянке, 13, по инициативе Феликса Дзержинского было учреждено московское пролетарское общество физического развития и спорта «Динамо».

В тот же день было принято решение все частные спортивные клубы ликвидировать, а их помещения и оборудование передать тем заводам, фабрикам и учреждениям, которые намерены вести или уже ведут работу по физической культуре. Идею «спортивной перестройки» растолковал руководитель Всевобуча Константин Мехоношин: «Спорт должен перейти от самостоятельного существования под контроль Коммунистической партии, комсомола, профсоюзов и Красной Армии».

1923 chempionat-sssr-dinamo-moskva

С первых лет существования общество «Динамо» вносило значительный вклад в развитие всех видов спорта, получивших распространение в стране. Так, уже в мае 1923 года было решено создать показательную (инструкторскую) футбольную команду. И все же приоритет, особенно в довоенные годы, отдавали тем видам, которые так или иначе работали на оборону: стрельба, все виды борьбы, фехтование (тогда в ее программу входил и штыковой бой). Кстати, в знакомой миллионам болельщиков бело-голубой форме с буквой «Д», заключенной в синий ромбик, динамовцы начали выступать с 1926 года. А до этого они играли в форме, заимствованной у известного до революции клуба КФС: белые футболки, черные трусы, черные гетры с белой полосой.

С 1991 года правопреемником Всесоюзного общества «Динамо» на территории Беларуси стало Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо».

* * *

«В жизни всегда есть место подвигам», «Рожденный ползать — летать не может», «Человек — это звучит гордо!»… Максим Горький был просто генератором емких и метких выражений, которые тут же становились крылатыми. Но есть среди них фраза, на долгие годы ставшая приговором целому музыкальному направлению: «Джаз — музыка толстых».

Опубликованная 18 апреля 1928 года статья Горького «О музыке толстых» оказалась судьбоносной — слова живого классика, присланные из-за рубежа (статья писалась на Капри), подвели окончательную черту под «свободно-беспризорным» развитием советского джаза, которому на тот момент шел уже шестой год (днем его рождения принято считать 1 октября 1922 года). По словам известного джазмена Алексея Козлова, для многих поколений советских исполнителей и любителей джаза имя Горького «было ненавистно за то проклятие, которое он наслал на весь джаз в 1928 году», ведь «опровергать его крылатую фразу нам всем пришлось в течение всей жизни».

* * *

75 лет назад, в 1941 году, состоялся первый полет немецкого самолета «Мессершмитт» Me.262, ставшего впоследствии первым в мире серийным реактивным самолетом и первым в мире реактивным самолетом, участвовавшим в боевых действиях. В тот день из-за задержек с разработкой реактивных двигателей на машине был установлен поршневой двигатель. Первый полет с реактивным двигателем был совершен только в марте 1942-го.

По многим характеристикам новая машина превосходила традиционные самолеты. Ее скорость — более 800 км/ч — на 150–300 км/ч превышала скорость самых быстрых истребителей и бомбардировщиков. Скороподъемность нового истребителя также была вне конкуренции. Более того, он был способен совершать вертикальный набор высоты, чего не мог делать ни один самолет союзников. В управлении машина была значительно легче, чем массовый «Мессершмитт» Bf.109. Вместо высокооктанового (по меркам того времени) авиационного бензина, который становилось все труднее получать, самолет использовал более простое в получении топливо — J-2 (тяжелый керосин) и К1 (дизельное топливо).

Messerschmitt_Me_262_(Deutsches_Museum,_Munich) (1)

Как и любая инновационная разработка, Me.262 не был лишен недостатков, в числе которых слишком большой разбег при взлете и пробег при посадке, что предъявляло дополнительные требования к длине и качеству взлетно-посадочной полосы. Основные же проблемы возникали с двигателями: они имели недостаточную мощность, часто отказывали, а при резком наборе мощности могли и загореться.

К началу 1945 года промышленность Германии выпускала по 36 машин Me.262 в неделю. Всего за время войны было выпущено 1.930 (по другим данным — 1.933) Me.262 различных модификаций

После Великой Отечественной войны для скорейшей ликвидации отставания в области реактивной авиации в СССР обсуждался вопрос о копировании Ме.262 и последующей серийной постройке для советских ВВС, однако, взвесив все за и против, от этой идеи решили отказаться.

* * *

Сегодня исполняется 60 лет Эрику Робертсу, американскому актеру, номинанту на «Оскара» и «Золотой глобус», снявшемуся более чем в 250 кинолентах.

эрик робертс

Эрик не представляет себя без кинематографа. Ради поддержания формы и любимого дела он давно бросил пить, курить и есть мясо.

Родной брат голливудской звезды Джулии Робертс не любит слишком большого внимания к своей персоне. Прививку от звездной болезни он получил давным-давно.

«Однажды я заночевал в гостях у Джека Николсона, — рассказывает Эрик. — Проснулся рано. Стоя у открытого окна, стал смотреть, как пожилой грузный садовник ловко стрижет кусты, копает землю. Он был одет в выгоревшую майку, смешную вьетнамскую шляпу. Садовник заметил, что я за ним наблюдаю, и крикнул мне: «Спроси у хозяина, где газонокосилка, мне срочно надо!» Я ответил: «Он еще спит». — «А ты разбуди». Я растерялся от такой наглости и чуть было не надерзил в ответ. Но тут садовник обернулся. Это был Марлон Брандо. Он жил с Николсоном по соседству. И запросто облагораживал чужую лужайку, после того как закончил работу на своей. Тогда я понял: чем выше звезда, тем меньше надо внешних доказательств того, что ты знаменит».

Комментарии к статье
Добавить комментарий