Убивает микробы, утоляет боль, исцеляет — загадочные свойства колокольного звона

18 Апр 2016 10:35

Автор:

Блог автора

В отделении звонарей Минского духовного училища корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали о тонкостях обучения колокольному звону и о его благодатном воздействии на человека.

_MG_2948 copy

_MG_2953 copy

_MG_2955 copy

_MG_2961 copy

Утром в приходе храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Притыцкого, 65, немноголюдно. Богослужение закончилось, прихожане один за другим покидают храм. Однако колокола все еще звонят. Но не на звоннице, а ниже, в небольшом, закрытом помещении. Там идет урок практического обучения мастерству игры на колоколах отделения звонарей Минского духовного училища. Когда входишь внутрь, звук становится в разы гуще и громче, появляется сильный гул. Однако, как ни странно, никаких неприятных ощущений это не вызывает. Хотя, безусловно, на воздухе звучание легче и радостнее.

_MG_2833 copy

На «инструменте» занимается будущий звонарь Марк Сандлер. Веревочки разной длины от больших и маленьких колоколов двигаются в его руках то быстрее, то медленнее. А внизу расположены 2 педали, на которые нужно нажимать ступнями. Как можно совместить то и другое, да еще чтобы все звучало согласованно и гармонично, для непосвященного загадка.

_MG_2848 copy

-Я больше 20 лет назад окончил Минское музыкальное училище по классу «Ударные инструменты», — рассказал Марк Сандлер.— Трудился в разных сферах, в том числе, занимался предпринимательством. Всегда слушал колокола с радостью. В конце концов подумал: «Не зря же я приобрел музыкальное образование, зачем-то это нужно». Попросил у батюшки благословления и пришел в школу звонарей. Начинал с 2-3 колоколов. Освоил основной ритм, потом другие добавились, а дальше — разные ритмические рисунки. На уроках проходим и канонические звоны к службам, и пробуем импровизировать, ведь колокольный звон без этого невозможен! У каждого – свой набор ритмических рисунков. Есть характерные для звонов обороты, а украшать композицию ты можешь, как угодно. Все зависит от состояния души.

_MG_3018 copy

_MG_3020 copy

_MG_3029 copy

IMG_2895 copy

IMG_2904 copy

Возраст будущих звонарей не ограничен. Старшему, Григорию Антоновичу Мартиновичу, 64 года. Живет он в Минске, но частенько навещает односельчан в деревне Мстиж Борисовского района, где остался дом его тетки.

Там есть церковь и хорошая колокольня, а звонаря нет, — объяснил минчанин. — Люди каждый выходной собираются на службу, а колокола молчат. Вот я и хочу научиться звонить, чтобы доставить сельчанам на Пасху радость и подарить праздник.

_MG_3043 copy

Еще один ученик, Георгий Березовский, по специальности техник. Он отметил:

Музыкой никогда не занимался, но колокольный звон всегда слушал с удовольствием. Возле Тракторного завода строится церковь в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Нужны будут звонари, и я собираюсь там работать.

_MG_2856 copy

_MG_2864 copy

Среди будущих звонарей есть и женщины. Анна Боровик по образованию радиоинженер. По специальности сейчас не работает. По зову сердца пришла в психоневрологический дом-интернат, находящийся под опекой Свято-Елисаветинского монастыря. Ухаживает там за тяжелобольными людьми. Однажды захворал местный звонарь, и колокольня замолчала. Теперь кому-то нужно его заменить.

У меня спросили: «Может, ты?», — рассказала Анна. — Для меня это была огромная высота. И чувство благоговения. По благословлению батюшки и пришла в школу. Хотелось быть ближе к храму. Это наше служение, и мы счастливы этим.

_MG_3030 copy

_MG_3032 copy

IMG_2881 copy 

Валентина Дыбовская приезжает на занятия из Руденска, где до выхода на пенсию возглавляла центр духовно-нравственного просвещения.

Сейчас в Руденске строится храм Преподобной Евфросинии Полоцкой, — отметила Валентина Игоревна. — Уже есть 5 колоколов. Собираюсь там звонить.

IMG_2925 copy

IMG_2931 copy

IMG_2935 copy

В школе занимаются 20 человек разных профессий и возрастов, в том числе, по разрешению руководства Минского духовного училища, и несколько несовершеннолетних детей. В классе, где проходят теоретические занятия, стоят простой белый стол довольно больших размеров и две длинные скамьи.

 

_MG_2984 copy

_MG_3002 copy

-В процесс обучения 2 раза в неделю входят практические занятия по колокольному звону, — рассказал заведующий отделением звонарей Минского духовного училища магистр искусств Богдан Берёзкин. – Моделируем звоны в разных стилях. Допустим, характерные для Ростова Великого, где сохранилась традиция и колокольный ансамбль. Там звоны были записаны нотами в 19 веке и возрождались после запретов в 70-е годы прошлого века тоже по нотам. Для Троице-Сергиевой лавры присуща своя традиция, также отличаются приемы звона. И зная все темповые, ритмические нюансы разных регионов, можно давать задания обучающимся. Например, исполнить колокольную композицию в размере четыре четверти или три четверти. Первый – наиболее частый в трезвоне размер. А трехдольный используется, когда в храм приезжает архиерей. Это так называемый архиерейский встречный звон. И мы на уроках изучаем характерные для каждого случая звоны.

 

_MG_2968 copy

_MG_3009 copy

— Громкие звуки колоколов на слух действуют?

— В помещении, когда идет урок, разрешается надевать наушники. Если правильно обустроена колокольня, то звук проходит выше или ниже головы и не действует на слух отрицательно. Вообще больше всего на слух способны влиять высокие частоты — звон маленьких колоколов, которые называют зазвонными. По настроению они будоражат, веселят. Средние — подзвонная группа. Дает аккордовое звучание, тембральные краски. Низкие называются благовестом. Это самые большие по размерам колокола, они задают темп и действуют успокаивающе.

— Что входит в обучение кроме колокольного звона?

Краткие курсы — история колокольного звона, история русской церкви, библейская история, православный катехизис, устав богослужебный, церковнославянский язык и теория музыки.

— Хороший музыкальный слух — обязательное условие?

-Среди обучающихся в отделении музыкальное образование имеют не более 20 %. Славяне очень музыкальная нация. Невозможно себе представить лет 30 назад свадьбу, чтобы там кто-нибудь не пел и не танцевал. Петь любят все. И элементарное чувство ритма есть у любого. Потенциально каждый может научиться колокольному звону. Просто кому-то нужно заниматься меньше, а кому-то больше. Традиционный способ выработки чувства ритма – подрифмовки. К примеру, в Архангельской губернии, где основным видом деятельности было рыболовство, звонари заучивали ритм речевками, знакомыми людям этой профессии. Одна группа колоколов вела «Почем треска, почем треска». Другая – «По копейке с рублем», третья – «А трескочка еще меньше». И ученикам все было понятно. Начинали звонить и создавали общий ритмический рисунок. У белорусов совсем другие звоны. Для этого есть много причин – отдаленность храмов друг от друга, ландшафт, мелодика и ритм народных песен, другая природа.

 

_MG_2975 copy

— Богдан Владимирович, вы тоже учились в школе звонарей?

Сначала окончил Белорусскую государственную академию музыки по классу баяна. Потом магистратуру. Был прихожанином этого прихода. И остаюсь им до сих пор. Как-то в декабре 1999 году пришел на службу и увидел колокола, стоящие лесенкой на ступеньках храма. Их собирались добавить в звонницу к уже имеющимся. Узнал, что при храме в январе 2000 года откроется школа звонарей под руководством Александра Малиновского. Попросил благословления у батюшки и полгода ходил на занятия. В июне того же года был первый выпуск — всего 6 человек. А на сегодня мы выпустили уже 300 звонарей.

 

_MG_2978 copy

_MG_2993 copy

— Получают ли работающие звонари зарплату?

— Это зависит от материального состояния прихода. Но, как правило, да. Вообще звонарь — это служение Богу, а затем все остальное. Ведь колокольный звон —прежде всего, «молитва в бронзе» и только потом музыка. Исполнение колокольного звона — искусство, и звонари-мастера всегда были в чести.

Оказывает ли колокольный звон влияние на духовное состояние и физическое здоровье человека? Говорят, что он даже лечит болезни…

— Колокол — освящённый предмет. Он символизирует глас Божий. Прежде всего совершается его освящение, испрашивается благодать Божия всеврачующая и исцеляющая. Колокол окропляется святой водой. И чтобы звоны слышны были повсюду, его поднимают высоко на колокольню.

Справочно

Основатель первого в России хосписа доктор медицинских наук Андрей Гнездилов успешно лечил колокольным звоном психические расстройства и заболевания. А у тяжелых онкологических больных от звуков, подобных колоколу, стихала боль. Ученый считал, что низкий звук входит в резонанс с организмом и действует на нервную систему успокаивающе. Необыкновенные свойства колокольного звона путем экспериментов открыл и российский ученый Фотий Шипунов — один из руководителей Института биосферы Академии наук СССР. Он и его коллеги доказали, что колокольный звон в разных диапазонах обезвреживает и уничтожает вирусы гриппа, желтухи, оспы, убивает тифозную палочку, бактерии чумы, холеры и туберкулеза.

В пользу того, что колокольный звон пробуждает скрытые резервы организма, свидетельствуют опыты, проведенные в Калифорнийском университете. Там выяснили, что при низких ритмических звуках частотой 110 Гц активность мозга временно смещается из левой в правую долю, которая отвечает за творчество. Как считают некоторые ученые, колокольным звоном можно лечить также болезни нервной системы, бессонницу, стрессы, нервозность, вегетососудистую дистонию, сердечно-сосудистые заболевания и гипертонию, бронхиальную астму. Однако, по мнению ученых, целительное воздействие колокольный звон оказывает только при живом звучании, а не в записи.

Фото Тамары Хамицевич

Комментарии к статье
Добавить комментарий