29 апреля в истории города, страны и мира

29 Апр 2016 07:15 Комментариев нет

Автор:

Орлеанская дева, «Три тополя на Плющихе» и свадьба Гитлера

* * *

В 1429 г. семитысячное войско французов во главе с графом Дюнуа и Жанной д’Арк вошло в осажденный англичанами Орлеан. Их встречали ликующие воины гарнизона и горожане, измученные шестимесячной осадой. Это была первая военная операция Жанны и первая важная победа французов в Столетней войне. Увы, легендарная слава Орлеанской девы испугала короля и его придворных. Жанну отстранили от командования армией, предали и сожгли на костре, обвинив в колдовстве. Спустя пять веков, в 1920 г., Жанна д’Арк была канонизирована католической церковью.

Jeanne au siиge d'Orlйans

Жанна д’Арк при осаде Орлеана, художник Жюль Эжен Леневё (1819–1898)

* * *

В 1913 г. американцу шведского происхождения Гидеону Сандбэку был выдан патент на застежку-молнию.

Вообще-то считается, что первый прототип «молнии» разработал американец Уиткомб Лео Джадсон, получивший патент на свою «застежку для обуви» еще в ноябре 1891 г.. Однако его изобретение оказалось столь сложным в изготовлении и ненадежным в эксплуатации, что после многих рекламаций Джадсон практически обанкротился. Хватаясь за соломинку, он взял в партнеры Гарри Эрла и Луиса Уокера. Последний привлек к исследованиям инженера Сандбэка, и тот не подкачал.

В конечном варианте застежка-молния представляет собой две текстильные ленты, на которых закреплены идущие в шахматном порядке пластмассовые или металлические звенья. Соединение или разъединение половинок выполняется при помощи замка (слайдера), скользящего по лентам. Сегодня эта вещь настолько нам привычна, что трудно представить, что в обиход она вошла лишь незадолго до Второй мировой войны.

* * *

В этот же день 1921 г., в страшную годину гражданской войны, Максимилиан Волошин написал стихотворение «Терминология»:

«Брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» —
Так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки.
«Хлопнуть», «угробить», «Отправить на шлёпку»,
«К Духонину в штаб», «разменять» —
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трёпку…
…Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разорить и поднять на ножи
Армии, царства, народы…

* * *

85 лет назад в СССР началась эра телевидения — 29 апреля 1931 г. из студии Всесоюзного радиотехнического института в Москве в эфир вышла первая опытная телевизионная передача. Она была в эфире не более минуты, но произвела настоящую революцию.

Регулярное телевещание началось в декабре 1934 г. В то время смотреть телепередачи могли в Москве, Нижнем Новгороде, Томске и Ленинграде. Однако каждые несколько месяцев к телеаудитории присоединялись все новые города. Вещание прервалось на годы Великой Отечественной войны. Первая послевоенная передача вышла в эфир из телецентра на Шаболовке 7 мая 1945 г. А в декабре того же года с Шаболовки началось первое в Европе регулярное телевещание два раза в неделю.

* * *

В 1932 г. Совнарком СССР принял постановление о строительстве железнодорожной ветви Донбасс — Москва.

В 1930-е годы быстрыми темпами стала развиваться угледобывающая промышленность страны. Из 56 млн т каменного угля, добытого в 1931-м, на долю Донбасса приходилось более 62 %. А в 1937 г. планировалось извлечь уже 120 млн т.

Три имевшихся железнодорожных линии (Миллерово — Воронеж — Москва, Красный Лиман — Харьков — Курск — Москва и Валуйки — Елец — Москва), по которым осуществлялась транспортировка угля, оказались сильно перегружены. В этих условиях было принято решение строить новую ветвь на Москву, призванную обеспечить кратчайший выход донбасскому углю к столице СССР.

Московско-Донбасская железная дорога стала самым грандиозным проектом довоенного железнодорожного строительства в Донбассе. Четверть ассигнований, выделяемых в ту пору Наркоматом путей сообщения Главжелдорстрою, предназначалась для ее сооружения. К началу войны Донецкий бассейн стал одним из основных топливно-энергетических центров, на который приходилось около 60 % добываемого в стране угля, свыше 37 % производимого чугуна, 25 % стали, почти 50 % коксующихся углей.

* * *

80 лет назад, в 1936 г., два опытных образца автомобиля класса «люкс» «ЗИС-101», собранных на Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина (ныне АМО «ЗИЛ») были представлены высшему руководству СССР.

Еще в 1934 г. ЗИС, производивший грузовики, получил важное партийно-правительственное задание — освоить выпуск первого советского лимузина. Образцы двух автомобилей были готовы в марте 1936 г. Директор ЗиСа Иван Лихачев сам совершил пробную поездку на шасси одного из них (кузов не установили). Сквозь мокрый снег и ветер он доехал до Подольска и вернулся на завод. Весь следующий месяц на заводе доводили до ума опытные экземпляры, чтобы показать их руководству страны. Один ЗиС выкрасили в черный цвет, другой — в вишневый.

«Смотрины» состоялись 29 апреля в Кремле напротив артиллерийских складов. Полюбоваться новинкой автопрома пришли секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин, председатель Совнаркома Вячеслав Молотов, нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, нарком внешней торговли Анастас Микоян и другие высокопоставленные товарищи. Они придирчиво осматривали оба «ЗиС-101», сравнивали их с заграничными машинами и высказывали пожелания. Так, Сталин предложил сделать эмблему в виде развевающегося красного флага со звездой — на этом вмешательство «отца народов» в конструкцию автомобиля завершилось. В тот день Сталин явно пребывал в хорошем настроении, и «ЗиС-101» легко получил путевку в жизнь.

ЗИС

Конвейерная сборка началась в январе 1937 г. Советскую версию американского «Бьюика-8» серии «90», положившую начало отечественным лимузинам, снабдили 8-цилиндровым 120-сильным двигателем. Модель производилась до 1941 г., всего выпустили около девяти тысяч машин. В открытую продажу они не поступали, но некоторое число передали таксопаркам: таким образом, любой советский человек мог прокатиться с шиком.

* * *

В 1945 г. начались бои за рейхстаг, овладение которым было возложено на 79-й стрелковый корпус 3-й Ударной армии 1-го Белорусского фронта. Нацисты оказывали упорное сопротивление. Из оперативной сводки Совинформбюро: «Войска 1-го Белорусского фронта, продолжая вести уличные бои в Берлине, овладели городским районом Моабит, Ангальтским вокзалом и заняли 177 кварталов в центральной части города».

1945 гитлер_браун

В этот же день в окруженном советскими войсками Берлине, в подземном бункере имперской канцелярии Адольф Гитлер и Ева Браун справили свадьбу. Правда, маршрут для свадебного путешествия избрали весьма необычный — на следующий день молодожены покончили с собой.

* * *

В 1968 г. на экраны СССР вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

1968

Песня Александры Пахмутовой «Нежность» из этой картины стала всесоюзным шлягером. А сам фильм в 1970 г. был удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Минске.

Автомобиль «Волга» («ГАЗ-21») на котором ездили по Москве герои Татьяны Дорониной и Олега Ефремова, под другими госномерами снимался в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая. Сейчас легендарное авто находится в музее киноконцерна «Мосфильм».

* * *

В 2003 г. после длительного ремонта в Минске открылся кинотеатр «Центральный».

2003

Своих первых зрителей один из старейших кинотеатров столицы принял 10 февраля 1954 г. Сообщая об этом событии, газета «Советская Белоруссия» писала: «Кинотеатр «Центральный» расположен в 106-квартирном доме по проспекту Сталина, 13. В кинотеатре 500 мест, фойе с эстрадой. В день открытия демонстрировался художественный фильм «Тени».

Первый сеанс в то время начинался в 9.30, последний — в 23.00.

Возводили комплекс по проекту архитекторов Геннадия Баданова и Михаила Осмоловского почти четыре года. С тех пор капитальный ремонт здесь ни разу не проводили. Поэтому в конце 1990-х кинотеатр пришел в аварийное состояние. В мае 2001-го началась его реконструкция. Были укреплены все несущие конструкции здания, изменена конструкция кровли зрительного зала, укреплены потолки, смонтированы новые системы отопления и вентиляции. Работы по реконструкции и реставрации позволили не только сделать кинотеатр более удобным для просмотра фильмов, но и сохранить стиль архитектуры 1950-х годов. Архитекторы восстановили по архивным чертежам интерьер кинотеатра и уникальную лепнину, которые были полностью разрушены при ремонте в 1976 г. После реставрационных работ в «Центральном» уменьшился зрительный зал, а также сократилось количество посадочных мест — с 450 до 240.

В 2004 г. «Центральный» первым провел автоматизацию билетных касс, а в 2012 г. — первым открыл систему бронирования и покупки билетов через Интернет.

Сейчас кинотеатр — памятник архитектуры.

* * *

29 апреля 2005 г. состоялось торжественное открытие архитектурно-скульптурного знака «Беларусь партизанская», расположенного в Минске на пересечении Партизанского проспекта с улицей Енисейской. В церемонии приняли участие Президент Республики Беларусь, а также участники партизанского движения, подполья из 30 стран.

2005

Мемориал возведен по проекту Валентина Занковича, белорусского архитектора и скульптора, лауреата Ленинской премии, одного из авторов мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой» и «Хатынь».

Работа над памятником продолжалась три года. Его макет прошел более 100 согласований с общественностью, специалистами и властями.

Колонна возвысилась на 21 м, что на целых 8 мвыше, чем рассчитывали изначально. Каменотесы вырубали ее из цельного гранита, привезенного из карьера в Житомирской области.

У основания колонны можно увидеть барельефы, напоминающие о происходящем в годы Великой Отечественной войны: как прежде мирные люди уходили в леса, как создавали партизанские отряды, как с оружием в руках становились на защиту родной страны…

На верхушке колонны высится композиция высотой 5,5 м, изображающая семью партизан. Женщина, которая в одной руке держит оружие, а в другой ребенка, и мужчина с винтовкой на плече. Над ними свободно развевается знамя…

Перед тем как водрузить эти фигуры на высоту, их сварили в единую композицию в цехе, который расположен в деревне Орешники. Вес скульптурной композиции — 14 т, самой колонны — 220 т.

Монумент установлен неподалеку от станции столичного метро. И его создатели предусмотрели защиту фундамента колонны от вибрации подземки. В центре колонны находится металлическая труба диаметром 530 мм.

Комментарии к статье
Добавить комментарий