Эволюция книжного шкафа, или Как менялся облик газетного киоска

05 мая 2016 12:05

Автор:

Блог автора

От деревянных ларьков до павильонов с бесплатным Wi-Fi. Накануне Дня печати корреспонденты агентства «Минск-Новости» узнали, насколько изменились за век торговые точки, распространяющие периодические издания.

Вчера

Уже в XIX веке продажа газет и книг стала весьма доходным делом. Особенно прибыльной считалась торговля печатными изданиями на железнодорожных станциях. Именно там впервые и появились киоски, называемые книжными шкафами. С 1918 года газеты стали продавать в почтовых отделениях. В это же время была создана организация «Центропечать» для координации работы всех учреждений, занимающихся реализацией печатной продукции. Что-то вроде современной «Белсоюзпечати».

Не будем перечислять названий всех управлений, распространявших газеты и журналы в разное время. Остановимся на том, что в 1932 году всю эту работу взяло на себя всесоюзное объединение «Союзпечать». Нововведением того времени были автокиоски, которые привозили печатную продукцию в деревни, где не было почтовых отделений.

Во время Великой Отечественной войны в Беларуси было уничтожено огромное количество киосков, оставшиеся устарели. Масштабное обновление этих торговых объектов началось только в 1964 году, когда «Союзпечати» разрешили использовать для своих нужд 1 % от прибыли. Вместо деревянных ларьков стали устанавливать киоски, выполненные из металла, стекла и пластика. Кроме того, организация начала внедрять передовые технологии того времени, к примеру, газетные автоматы.

Сегодня

Продавцы «Белсоюзпечати» с содроганием вспоминают киоск образца конца 1990-х годов. Из технического оборудования в нем был только вентилятор, поэтому зимой приходилось работать в ста одежках. В 2015-м на смену им пришли современные павильоны, в которых есть практически все необходимое для комфорта продавцов и покупателей: кондиционер, отопительные батареи в стенах, пол с подогревом. Печатная продукция аккуратно разложена по полочкам, и покупатель может хоть часами перебирать ее в поисках интересного чтива. Никто не станет подгонять, как раньше у киоска: мол, покупай быстрее, а то очередь собрал. Помимо газет и журналов в новых павильонах «Белсоюзпечати» предлагают напитки, мороженое, кофе американо, латте, эспрессо и капучино, пирожные и сэндвичи. Здесь также можно оформить подписку на печатные издания, в том числе «Вечерку», купить подарочные сертификаты, лотерейный билет, талоны на проезд в общественном транспорте и билеты на спектакли, концерты, цирковые представления.

Если в киоске около дома не оказалось нужного вам номера журнала, газеты или какого-нибудь другого товара, его теперь можно заказать в интернет-магазине «Белсоюзпечати». Покупку доставят в ближайший к вам павильон.

Еще одна новинка, которую по достоинству оценили горожане, — бесплатный Wi-Fi. Им оборудованы пока три торговые точки — около станции метро «Уручье», Торгового дома «На Немиге» и на улице Космонавтов возле дома № 28. В скором времени подключиться к Интернету можно будет и в остальных павильонах. Также в нескольких магазинах есть полки для обмена книгами — так называемого буккроссинга.

Очень важно то, что специалисты «Белсоюзпечати» не только сами постоянно думают над тем, как улучшить сервис, но и ждут идей и оценки своей работы от горожан. На входе каждого из павильонов есть наклейка с QR-кодом. По нему вы можете перейти на мобильном устройстве на сайт resti.club и оставить там мнение о магазине, который посетили. Что-то вроде Книги замечаний и предложений, только электронной.

В Минске сейчас работают 37 павильонов, 16 из них расположены возле станций метро. О том, что новые торговые точки по достоинству оценили покупатели, говорит простой факт: товарооборот в них в среднем в 1,5 раза выше, чем в киосках.

Фото Сергея Шелега

Комментарии к статье
Добавить комментарий