Дворики, скверы, здания — экскурсия по музеям дореволюционного Минска

20 мая 2016 14:22

Автор:

Блог автора

Оригинал Третьего статута Великого княжества Литовского и карта, принадлежавшая Христофору Колумбу: что можно было увидеть в музеях дореволюционного Минска?

Гид: Александр Гужаловский — доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета БГУ.

Маршрут: площадь Свободы — Александровский сквер — Главпочтамт — Национальный исторический музей.

IMG_3719_ПОЖОГА

Шаг первый

Экскурсия, посвященная дореволюционным музеям Минска, началась на площади Свободы у здания, где расположена галерея Савицкого.

Это памятник архитектуры XVIII в. Первым хозяином дома был подканцлер Великого княжества Литовского граф Михаил Пшездецкий, вторым — аптекарь Андрей Станкевич, третьим — секретарь Минского дворянского депутатского собрания Ежи (Юрий) Кобылинский. Он приобрел городскую усадьбу в 1826 г., — рассказывает Александр Александрович.

Кобылинский был известным коллекционером, литератором и меценатом. Среди экспонатов, которые ему удалось собрать, оригинал статута Великого княжества Литовского, карта Христофора Колумба, собрание произведений искусства античного мира. Именно Кобылинского считают основателем первого минского общественно доступного музея. Он позволил публике знакомиться с его коллекцией.

Шаг второй

Отправляемся в Александровский сквер. Останавливаемся на пересечении Красноармейской и Карла Маркса.

Этот сквер можно назвать музейным двориком, — говорит историк. — Там, где сегодня здание Администрации Президента, находился дом известного минского головы Кароля Чапского. Его отец Эмерик был знаменитым коллекционером. Часть книг Юрия Кобылинского попала в библиотеку Чапских. В родовом имении Станьково находился огромный музей. Специально для него построили «скарбницу». Большую часть своей богатой коллекции Эмерик вывез в Краков, куда переехал.

До того как этот дом выкупил Кароль, он принадлежал Михаилу Гаусману — шляхтичу, секретарю правления дворянского собрания в Минске. Коллекционированием занялся в 50-х годах XIX века. Интересно, что Михаил Гаусман одно время промышлял подделкой документов. Царская власть после восстания 1863 года потребовала у местной шляхты подтверж­дения дворянства. Если они не могли предоставить необходимые бумаги, то должны были платить налоги. Секретарь правления прекрасно знал архивы, у него был великолепный почерк, так что он мог скопировать практически любой документ. Стал подделывать документы, печати, родословные. Когда же афера раскрылась, Гаусман заявил, что увлекается коллекционированием. Все печати, что нашли при обыске, старинные. По возвращении из вологодской ссылки он построил дом, в котором начал демонстрировать коллекцию. К сожалению, в 1930-х гг. дом Гаусмана — Чапского снесли. На том месте, где сейчас танк-памятник у Центрального Дома офицеров, располагалось здание Земского сельскохозяйственного музея, основанного в 1913 г. Более половины всех его экспонатов занимала болотоведческая коллекция.

2-Шелег_5418

Шаг третий

От танка-памятника идем мимо Центрального Дома офицеров к проспекту Независимости. Здесь на высокой горке расположено последнее на магистрали дореволюционное здание — Юбилейный дом.

Это название закрепилось за ним потому, что его возвели в честь 300-летнего юбилея дома Романовых в 1913 году, — говорит гид. — Это первое в городе музейное здание. Построено на территории Архиерейского подворья в псевдорусском стиле по проекту архитектора Виктора Струева в 1913 г.

Сам же музей был создан в 1908 г. при церковно-археологическом комитете. Идею создания комитета подал преподаватель Минской духовной семинарии и редактор «Минских епархиальных ведомостей» Д.В. Скрынченко. В 1907 г. был принят устав Минского церковно-историко-археологического комитета, который «имеет целью для пользы церкви и науки изучение церковно-религиозной и общественной жизни местного края в ее прошлом и настоящем, обследование, охранение и собирание памятников древности и старины». Первоначально 1.363 экспоната демонстрировались в двух комнатах, выделенных под музей в архиерейском доме. Комитет проводил огромную исследовательскую и просветительскую работу. С 1909 г. издано 4 тома сборника «Минская старина», проведено несколько экспедиций, прочитано множество лекций по истории церкви, духовенства, Минской губернии. С началом Первой мировой войны церковно-археологический музей был в Рязани. После революции здание национализировали. Есть у него и второе неофициальное название — Дом искусств: он размещался там в советское время. Сегодня здание бывшего церковно-археологического музея возвращено православной церкви.

4-Главпочтамт_Дрибас_9595-1

Шаг четвертый

До революции на углу улиц Захарьевской и Серпуховской (пр. Независимости и ул. Володарского) в доме Федорович действовал Минский городской музей. К сожалению, он не сохранился. Сегодня на его месте здание Главпочтамта.

Идея создания музея принадлежит гласному Городской Думы Янчевскому и инженеру Кузнецову, — говорит Александр. — В октябре 1909 г. они обратились к руководству города с предложением создать Полесский музей. В обосновании они указывали, что «Полесье большей частью входит в состав Минской губернии, представляет огромный край, характеризующийся самобытными особенностями, заслуживающими изучения. Однако с каждым годом леса все больше вырубаются, болота осушаются, фауна Полесья беднеет…» В Городской Думе была создана комиссия, но на протяжении трех лет дело не сдвинулось. Лишь в 1912 г. удалось создать музей, в котором было 5 отделов: исторический, археологический, этнографический, естествознания, художественно-промышленный. В них демонстрировались образцы почв и минералов, чучела зверей и птиц, экземпляры ископаемых животных, древнейшие орудия труда, нумизматическая и другие коллекции. Книги, карты, рукописи и гравюры находились в специальном хранилище. Просуществовал Минский городской музей до 1915 г. Часть экспонатов сохранила Федорович — владелица дома. В 1920-м она передала их Минскому областному музею.

5-Историчемкий музей_Пожога

Шаг пятый

От здания Главпочтамта идем к Национальному историческому музею Республики Беларусь.

Самым лучшим завершением музейной экскурсии станет знакомство с артефактами, — говорит Александр Гужаловский. — Именно в этих залах можно найти то, на что в прошлом веке ходили смотреть минчане в музеи. Минский областной музей, в который Федорович передала часть коллекции Минского городского музея, разместился в бывшем доме Гаусмана — Чапского. Ему передали возвращенную из Рязани коллекцию Минского церковно-археологического музея. В 1923 г. областной музей стал Белорусским государственным музеем. Сегодня это Национальный исторический музей Республики Беларусь.

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Vaiery

Красиво. Жаль то,что не сохранилось.