МОЯ ПОЗИЦИЯ. Директор СШ № 164: «Нельзя винить во всем школу»

27 мая 2016 10:02

Автор:

Блог автора

Нужны ли школьникам планшеты и в чем нюансы домашнего образования, рассказала директор СШ № 164 Светлана Богдашова.

Поддерживаете ли вы идею перехода школ на электронную форму обучения? В некоторых европейских странах уже нет традиционных бумажных учебников. В чем плюсы и минусы такого формата?

В столице не первый год реализуется региональный проект «Электронная школа». Ведение виртуальных журналов, организация пропускного режима с помощью пластиковых карточек, дистанционное обучение позволяют родителям оперативно получать информацию о своем ребенке, быть в курсе жизни учреждения в целом.

Что касается электронных учебников… С одной стороны, они удобны: не занимают много места, экономят средства, в том числе бюджетные. С другой — образование всегда было и будет связано с книгой. Считаю, что любовь к чтению — важный фундамент знаний. Ведь в будущем любая профессия в той или иной степени связана с грамотной работой с текстом. Стоит учесть и то, что использование только электронных учебников может негативно сказаться на здоровье подрастающего поколения. Наконец, никто не отменял и форс-мажорные обстоятельства (особенно у учащихся 1–4-х классов): разрядился планшет, упал — разбился. Техника — не всегда панацея. Думаю, все хорошо в комплексе.

— Как считаете, нужен ли детям планшет или мобильный телефон в школе?

— В некоторых европейских странах существует практика: пока идут занятия, телефоны хранятся в специально отведенном месте. Полностью согласна с таким подходом, на уроке дети должны учиться, а на перемене — отдыхать. В нашем учреждении учителя младших классов тоже собирают перед уроками телефоны. И это приносит плоды.

— Многие родители стремятся отдать ребенка в гимназию, руководствуясь тем, что это престижно. Однако подобная точка зрения не всегда оправданна: иные школы ничем не уступают элитным учебным учреждениям…

— Я уверена, что статус любого учреждения образования определяется тем, какой у него педагогический состав. В нашей столице немало школ, которые могут составить достойную конкуренцию гимназиям. Безусловно, в последних более сильные и мотивированные классы, так как дети проходят конкурсный отбор. Однако это всего лишь начало пути. Успехи школьника во многом зависят от того, насколько он готов к ежедневному кропотливому труду, какие цели ставит перед собой, что делает для их достижения. Важна и роль родителей, которые направляют и развивают ребенка.

— В последнее время некоторые папы и мамы делают выбор в пользу домашнего обучения. Между тем многие учителя относятся к этому настороженно. Может, все дело в том, что педагогам сложно отказаться от привычной системы?

— Родители, которые хотят обучать своих детей на дому, должны не только быть грамотными, но и обладать высокой степенью самоорганизации. Не исключаю, что на первом этапе домашнего обучения мама или папа сможет оказывать квалифицированную помощь школьнику. Но думаю, что немногие в состоянии поддержать ребенка в дальнейшем, да еще по всем учебным предметам. А если семья спустя несколько лет поймет, что в 5–6-м классе сыну или дочери лучше ходить в школу? В данном случае могут возникнуть серьезные проблемы, прежде всего с адаптацией в коллективе, ведь ученик не привык общаться со сверстниками. Не стоит забывать и о том, что на уроках и во время внеклассных занятий дети учатся работать в паре или группе. Умение трудиться в команде — одно из важных требований, которое предъявляют сегодня наниматели своим сотрудникам. Как видите, вопрос сложный. Поэтому родители, которые решаются на подобный шаг, должны учесть все нюансы.

— Существует мнение, что нынешние учебные программы отбивают у ребенка желание учиться. Мол, дети боятся выразить мнение, всех в школе стригут под одну гребенку.

— У меня возникает вопрос: как часто родители общаются со своим ребенком на разные темы, а разговаривая, слышат и учитывают его мнение? Нельзя во всем винить школу. Прежде всего необходимо пересмотреть подходы к воспитанию в семье. Тем более что в школьной программе достаточно устных предметов, где учащиеся могут высказывать мнение, учатся формулировать свою точку зрения, обобщать, анализировать. С этой целью введены выпускные экзамены за 11-й класс по истории Беларуси и иностранному языку. Да и десятибалльная система оценки знаний способствует развитию личности: 9 и 10 ставят за свободное владение учебным материалом, выполнение творческих работ и заданий. А это далеко не каждому ребенку дается легко.

— Психологи констатируют: дети жалуются на то, что родители уделяют им мало времени. Почему так происходит?

Свою профессиональную деятельность я начинала учителем начальных классов. Еще 10 лет назад педагог цитировал Агнию Барто, Корнея Чуковского, а малыши хором подхватывали знакомые строчки. Сегодня единицы первоклассников рассказывают стихи наизусть. Почему? Родителям проще включить мультфильм «Маша и Медведь», дать планшет, чем почитать вместе с малышом книгу. Я хорошо отношусь к современной анимации, более того, она актуальна и понятна детям. Но мамы и папы после просмотра должны обсуждать увиденное с ребенком.

К сожалению, все чаще слышу от учащихся: «Моя мама целый день просидела в социальных сетях!» Жаль, что родители недооценивают важность общения. Многие сетуют на загруженность в профессиональном плане. Но взрослые, стремившиеся добиться материального благополучия, много трудились во все времена. Так что «много работы» — не аргумент. Скорее всего, таким образом некоторые оправдывают собственную лень в воспитании детей.

— В вашей школе проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют как ученики, так и родители. Что это дает семьям?

Чтобы помочь папам и мамам сохранить контакт с детьми, мы постарались найти общие увлечения для взрослых и детей. Хорошей традицией стали «Колядные посиделки», на которых подводятся итоги уходящего года, обсуждаются планы на будущее. В первый год на такой «новогодний огонек» пришли около 30 ребят и 10 родителей. В нынешнем состав участников значительно расширился — более 120 детей и 50 взрослых. Популярностью пользуются ежегодные рождественские турниры по дзюдо, которые проходят под руководством тренеров спортивных секций, действующих спортсменок Марины Слуцкой и Регины Шатравской. А турнир по дзюдо «Минская весна» настолько востребован, что в следующем учебном году будем думать о присвоении ему статуса республиканского. Что дают такие мероприятия? Возможность увидеть своих близких с новой стороны, провести вместе свободное время, стать чуточку ближе.

— От чего сегодня стоит оберегать подростков?

Переходный возраст — это трудный период для любого ребенка. Нам важно не запрещать что-либо, а объяснять, к чему может привести то или иное поведение. Всегда говорю старшеклассникам: «Считаете, что выросли? Тогда имейте в виду: за взрослые проступки может последовать взрослое наказание. Вы готовы к нему?» Они начинают думать. Понятно, что в современном мире много опасностей и соблазнов, но, к сожалению, людям свойственно учиться на своих ошибках. Как бы мы ни хотели, подстелить соломку везде не получится. Другое дело, что детей нужно учить делать правильный выбор и иметь свое мнение. При этом важно распознать: ребенок не может самостоятельно справиться с тем, что у него происходит внутри, или его поведение — от безнаказанности, невоспитанности и бескультурья? Это я к тому, что многие родители списывают промахи воспитания на переходный возраст. И зря. На мой взгляд, если вы действительно переживаете за своих детей, нужно искать информацию на тематических форумах в Интернете, общаться с родителями, которые сталкивались с подобными сложностями, стараться на полшага забежать вперед.

— Централизованное тестирование — как вы оцениваете эту систему вступительных испытаний? Необходимо ли вводить в Беларуси единый государственный экзамен, как в России?

Сегодня мне особенно сложно говорить на тему вступительных экзаменов, потому что я — мама выпускницы. Думаю, если в будущем у абитуриентов появится возможность сдавать ЦТ по четырем предметам, будет здорово. Подобное новшество частично решит психологические проблемы детей, позволит им рассмотреть несколько вариантов с учетом желаний, интересов, возможностей. Было время, когда репетиционное тестирование засчитывалось как ЦТ, то есть выпускник выбирал лучший вариант из двух. Здесь тоже есть рациональное зерно — опять-таки с точки зрения психологического комфорта. Что касается единого государственного экзамена, мне кажется, копировать российский опыт не стоит. Механизм ЦТ отработан хорошо, и менять его не вижу никакого смысла.

Еще материалы рубрики:

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Дмитрий Астрахан: «Путь Беларуси вызывает уважение»

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Главврач о детских болезнях взрослых

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Журналист о советском наследии России и Беларуси

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Афган глазами Михаила Мирончика

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Александр Данович: слово лечит человека, а потом медики

Комментарии к статье
Добавить комментарий