Заслуженный артист Александр Шаров — о премьере «Детей Ванюшина» и непохожести Молодежного театра

02 Июн 2016 15:08

Автор:

Блог автора

В Молодежном театре двойное событие: премьера спектакля «Дети Ванюшина» и чествование заслуженного артиста Беларуси Александра Шарова, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Александру Шарову 2 июня исполнилось 60 лет. Более половины из них он верен Молодежному. Занят во многих постановках — «Банкрот», «Полковник-Птица», «Сон в летнюю ночь», «Чехов. Комедия. Чайка»…

№ 2 copy

№ 3 copy

В новом спектакле «Дети Ванюшина» по пьесе русского драматурга начала прошлого века Сергея Найденова у Александра Шарова главная роль — Александра Ванюшина, главы семейства, который всегда был человеком дела, своих детей поил-кормил, но не общался с ними по-человечески, поучал, мог и побить. Теперь, когда дети выросли, Ванюшин пожинает плоды воспитания, пытается наладить с детьми отношения и с ужасом видит, что каждый из них несчастлив и катастрофа необратима…

№ 4 copy

№ 6 copy

№ 7 copy

Это было мое предложение — поставить первую и самую лучшую пьесу Сергея Найденова, который списал семейство Ванюшиных со своей собственной семьи, — рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту агентства «Минск-Новости» Александр Шаров. — Пьеса, которой исполнилось 115 лет, злободневна как никогда. Мы ничего не поменяли в тексте, играем в современных костюмах. Представляем историю нашего времени, наших людей.

— Роль трудная?

Очень! Она требует полной самоотдачи и больших эмоциональных затрат. Думаю, так могут сказать и другие участники спектакля. Я переживаю за его судьбу, потому что это не шоу, не развлечение, а серьезный разговор о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мне кажется, последнее время мы не столь часто, как в советские годы, вели такие разговоры. Мы вообще стали мало говорить друг с другом, мы, как и Ванюшин, постоянно «заняты делами», боимся отстать, не успеть, не поймать, не выиграть, а в итоге — участвуем в погоне за миражами…

№ 8 copy

— Захочет ли зритель узнать себя в Ванюшине и его детях? Есть ли у общества желание заглянуть в это зеркало?

Честно скажу: не знаю. Что касается театра, то ему такая драматургия нужна как воздух. Только на ней можно расти и развиваться.

— Вы ведь стояли у истоков Молодежного театра…

Было такое. Любой и каждый театральный курс — а я учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте у Лидии Алексеевны Монаковой — мечтает о собственном театре. И мы мечтали. Ходили по начальственным кабинетам, доказывали, просили поддержать… Однажды мне вместе с приятелем-актером удалось поговорить с самим Петром Мироновичем Машеровым, который возглавлял, как вы помните, Компартию БССР и был первым лицом республики. Правда, встреча произошла не в кабинете, а в коридоре. Машеров дал добро. Но если бы не помощь Нины Леоновны Снежковой, зампреда Совета Министров, ничего бы не получилось. Она пробивала и пробила все заслоны. 1985-й — год рождения Молодежного театра. После окончания БГТХИ я работал в ТЮЗе. Однако, как только был создан Молодежный, сразу же я, Сергей Журавель и некоторые другие актеры ушли под крыло нашего первого главного режиссера Григория Боровика. Помню, как ставился первый спектакль Молодежного «Эти непонятные старые люди», как мы осваивали разные сценические площадки Минска — своего здания ведь не было, как возили декорации в троллейбусе… Теперь, оглядываясь на прошедшие события, могу сказать: Молодежный театр — это и мое детище тоже. Мой второй дом, хотя… Наверное, первый.

— О доме. В 1987 году театр занял здание бывшего кинотеатра «Спартак», в наши дни его поставили на реконструкцию. И вот произошло чудо, иначе не назовешь: полтора года назад Молодежный получил от города царский подарок — настоящий дворец на улице Козлова. Каково вам во дворце?

— Я бесконечно рад тому, что наши странствия закончились и мы обрели надежные и красивые стены. Их еще надо обжить. Атмосферу — надышать. Ауру — создать. Стараемся…

№ 9 copy

— В Молодежном нет ни главного режиссера, ни художественного руководителя. Ваша репертуарная афиша — самая непредсказуемая. Признаться, я не чаяла увидеть полузабытую пьесу Найденова на сцене…

Почему полузабытую? Ее ставил Купаловский театр, главную роль исполнял народный артист СССР и Беларуси Геннадий Овсянников. Размышляю сейчас, как пригласить Геннадия Степановича к нам на премьеру…

Если же говорить о репертуарной политике нашего театра, то западный метод работы, когда директор приглашает ставить режиссеров разных школ, разных театров и даже разных стран, себя полностью оправдывает.

Дело в том, что лично я за свою творческую жизнь не раз испытывал на себе «особенности внимания» главных режиссеров, которые не давали мне новых ролей. Каждый актер скажет, как это горько… Приглашенный же режиссер не имеет таких «особенностей». Мы, актеры, для него первозданны, без шлейфа прежних отношений. Он смотрит наши спектакли, оценивает нас и, готовясь к постановке, делает назначения на роли, исходя сугубо из производственных характеристик. Так было и на сей раз. Театр пригласил поставить «Детей Ванюшина» режиссера из Санкт-Петербурга Викторию Луговую. Она выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Что мне особенно понравилось, Виктория Луговая обладает замечательным качеством — умением слушать и слышать актера. Наши репетиции стали тем творческим тиглем, в котором рождается театральная истина…

№ 10 copy

Премьерные показы «Детей Ванюшина» состоятся 2 и 4 июня.

№ 11 copy

 Справочно

Александр Шаров родился в 1956 году. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне БГАИ). С 1985-го работает в Белорусском государственном молодежном театре. Заслуженный артист Республики Беларусь. Награжден медалью Франциска Скорины. Неоднократно награжден нагрудным знаком Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси».

Фото Сергея Пожоги

Комментарии к статье
Добавить комментарий