Впервые в Беларуси поставлен балет «Клеопатра»

09 Июн 2016 09:34

Автор:

Блог автора

Премьерные показы балета Гельсят Шайдуловой «Клеопатра» на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра (БГАМТ) пройдут 9 и 10 июня.

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» в театре. По словам художественного руководителя БГАМТ Адама Мурзича, эта хореографическая постановка — первое и пока единственное обращение белорусского театра к образу роковой египетской царицы.

Но не только этим примечательна премьера. Появление в Минске балета «Клеопатра» инициировано самим Музыкальным театром Беларуси.

В прошлом году вместе с директором театра Александром Петровичем мы отправились в Москву, где и состоялось наше знакомство с великолепным композитором — профессором ГИТИСа Гельсят Шайдуловой, — рассказывает Адам Мурзич. — Знакомство продолжилось постановкой в нашем театре мюзикла Шайдуловой «Приключения Кая и Герды» («Снежная королева»), который был приурочен к зимним школьным каникулам.

Гельсят Гарифовна — композитор полифонический, работающий в разных жанрах. Она автор симфонических и камерных произведений, сочиняет песни, романсы, хоровые циклы, у нее много музыки для детей… А вот балетов пока не было. «Клеопатра» — первый.

№ 2

Получив от минского театра предложение написать такой балет, я сразу же согласилась, — вступает в разговор заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова. — И почти сразу же стало страшно, ведь раньше я в таком сложном жанре не работала. Силы мне придало то обстоятельство, что театр пригласил ставить балет народную артистку Азербайджана Медину Алиеву, признанного мастера балета, в недавнем прошлом танцовщицу, а ныне — хореографа.

Композитор рассказала удивительную историю. С десяти лет Гельсят живет в Москве, училась здесь, работает. В Баку осталась ее мама, которая, узнав, кто будет ставить на сцене произведение дочери, сказала, что хорошо знает Медину, так как их семьи жили в одном доме, но в разных подъездах. Композитор из Москвы и балетмейстер из Баку впервые встретились в Минске!

С хореографом Мединой Алиевой БГАМТ начал сотрудничать шесть лет назад. Бакинка участвовала в белорусско-азербайджанском проекте — воплощении на сцене Музыкального театра комедии «Свадебный базар» («Аршин мал алан»). В начале 2013 года Медина Алиева поставила в Минске балет «Тысяча и одна ночь», и он почти сразу стал эталонным, любимым, ярким и необычным. И вот — новый международный проект. Либретто к балету «Клеопатра», как и к «Тысяча и одной ночи», Медина Алиева написала сама.

Клеопатра — не просто исторический, легендарный персонаж. Это тема с вариациями. В жизни правительницы Египта было столько событий, что их хватило бы на несколько балетов. Какой фрагмент выбрать? Любовь Цезаря к Клеопатре? Страсть Клеопатры к Антонию? Что в этой женщине сильнее: стремление к власти или жажда любви? Видимо, и то и другое, — Медина Алиева рассказывает, как рождался замысел. — Я долго искала такой хореографический стиль, чтобы у зрителя появились ассоциации с египетскими фресками. В качестве фирменного знака этого спектакля были выбраны так называемые «ломаные позы».

DSCN1249

Балет «Клеопатра» создала интернациональная команда. Роскошные декорации появились по мановению кисти азербайджанского художника Инары Аслановой. Дирижером-постановщиком выступила белорусский маэстро Марина Третьякова. Аранжировал музыку заслуженный артист России, член-корреспондент Российской академии естественных наук музыкант Михаил Фадеев.

Меня пригласила Гельсят Шайдулова, с которой мы вместе работали когда-то в музыкальной редакции радио, — говорит Михаил Фадеев. — Хорошо знаю ее музыкальный стиль, наполненный солнцем, ветром, одним словом, гармонией. Гельсят Шайдулова проявляет чудеса мелодизма. Когда есть такой композитор, то работается легко, но…

Как отметил Михаил Фадеев, оркестровка балета «Клеопатра» шла непросто. Адажио Цезаря и Клеопатры он переделывал пять раз! Ввел такие довольно экзотические инструменты, как альтовая флейта, античные тарелочки…

Музыкой Шайдуловой и хореографией Алиевой мы очаровались, а для появления нового спектакля это — самое главное, — подводит итог главный балетмейстер классического балета БГАМТ Екатерина Фадеева. — Весь классический балет, все 35 человек, будут на сцене — амазонки, пастухи, бедуины, жрицы, римские легионеры, виноградари, сатиры, весталки… Две главные роли поручены молодым танцовщикам — Александре Раковской (Клеопатра) и Тимофею Войткевичу (Антоний). Партию Цезаря танцует более опытный Сергей Глух. В таком составе мы будем выступать и 9, и 10 июня. Следующие показы балета «Клеопатра» состоятся осенью, в новом театральном сезоне.

Фото предоставлены театром

 

 

 

 

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий