«Арт-острова» на Комсомольском озере, или Когда пляжный отдых начинается с искусства

23 Июн 2016 12:08

Автор:

Блог автора

На острове Комсомольского озера (площадка вблизи пр. Победителей, 2) 23 июня открывается выставка пространственных арт-объектов.

Корреспонденты «Минск-Новости» побывали там накануне и посмотрели, как скульпторы, дизайнеры и архитекторы создают прообраз парка скульптуры.

«Арт-острова» — вариант музея под открытым небом, когда произведения создаются из бюджетных материалов. На вечность — не претендуют. Площадка на Комсомольском озере, у пляжа, как намек: искусство идет в народ. В этом и смысл public art (искусства в общественном пространстве) — насыщать город мыслями, эмоциями, иронией, юмором.

Год назад, когда «Арт-острова» впервые заявили о себе, вопрос, что будет с экспонатами после закрытия выставки, был одним из самых распространенных. Художники отшучивались: «На даче поставим, если ничего лучше не придумаем». Нескольким работам все же нашлось место на улицах города. Два крыла, скрепленные парашютной системой, («Нелетная погода», Константин Костюченко) — у галереи «ДК» в Верхнем городе, стул, амбиции которого, судя по габаритам, тянут на трон — у входа в Национальный центр современных искусств на Некрасова («Сырный стул», Денис Барсуков) рядом со скамейкой-прищепкой.

Я бы хотела, чтобы этот проект со временем стал постоянным, — говорит директор Национального центра современных искусств Наталья Шарангович. — Городу не хватает парка современной скульптуры. Наши соседи — поляки, латыши, литовцы — уже давно создали в своих столицах такие. Это интересно и туристам, и самим горожанам. Потому что там представлены необычные арт-объекты — философские, да и просто очень красивые.

Спустя год «Арт-острова» разместились на той же площадке, где и минувшим летом. Экспозиция обновилась на сто процентов. Здесь 15 работ, созданных белорусскими дизайнерами и скульпторами. Попытка придать выставке статус международной — участие Польши, свою работу в Минск прислал скульптор Дулько Ремигиуш.

И пока прохожие гадают, что это за «чудеса Комсомольского озера», мы предлагаем свои интерпретации увиденного.

«Объятия», Полина Пирогова и Василий Тимашов

IMG_0068 copy

Авторы шутят: «Соседи думали — веники плетем из прутьев». А они сплели «Объятия». Скульптура сделана так, что у зрителя есть возможность оказаться внутри, в буквальном смысле в ее объятьях — почувствовать абсолютную защищенность, вернуть себе состояние гармонии с природой.

Зимой работа была показана в скульптурном зале музея-мастерской З.И. Азгура. И, наконец, оказалась в декорациях «небо-облака» — лучший вариант для показа произведения лэнд-арта (от англ. land art — ландшафтное искусство).

«Дерево-Лего», Елена Атрашкевич-Златкович, Павел Войницкий

_MG_9945 copy

— Это урбанистический нарост, — на ходу придумывают метафоры авторы, когда прошу рассказать, зачем понадобилось крепить к стволу сосны в разы увеличенные детали конструктора.

Разноцветные кубики облепили дерево, как будто так и было задумано природой. Но ведь не было…

Татьяна Гомза, «Коконы»

_MG_0321 copy

Пока Татьяна обдумывает, как закрепить коконы из пластика на ветках кленов, сварщик заканчивает работу над каркасом, который станет доминантой композиции. К рутинной работе подходит творчески — выкладывает металлические прутья замысловатым узором, как паутину плетет.

Дизайнер работает в направлении трэш-арт, когда материалом для художественных работ становится утильсырье.

 «Веселопед», Дмитрий Сурский

_MG_0193 copy

Интерес к разработке неординарных транспортных средств у Дмитрия Сурского со времен учебы в академии искусств. Его дипломный проект — городской малолитражный молодежный автомобиль, который вошел в историю белорусского дизайна как джинсовый автомобиль. Синяя тентовая ткань, застежки-молнии на дверях — все это напоминало о дефицитных по тем временам и столь вожделенных джинсах.

Колеса велосипеда-гиганта сделаны из деревянных катушек, которые используются на стройплощадках. В этом контексте выражение «не съехать с катушек» никак не связано с душевным здоровьем. «По катушки на велосипеде» — включается в игру слов автор.

«Квест», Константин Селиханов

_MG_0437 copy

Многомерность слова, неочевидность смыслов — в том числе об этом проект Константина Селиханова «Логосы …» (2014). Про семантику «важных слов» — мультимедийные инсталляции, представленные на выставке современного искусства «Все было по-другому» (2016). Для «Арт-островов» Селиханов разработал систему дорожных знаков. Визуально, мало чем отличается от той, что известна каждому водителю. Одно «но»: добавлены буква или слово — и это меняет значение знаков. Они расставлены в определенной последовательности. Намеренно не буду озвучивать фразу, которая считывается, если соединить разрозненные слова в предложение. Попробуйте сами пройти этот квест.

Справочно

Выставка «Арт-острова» продлится с 23 июня по сентябрь. Организована Национальным центром современных искусств при содействии Министерства культуры Республики Беларусь и Минского городского исполнительного комитета, а также финансовой поддержке «Альфа-Банка» (Беларусь).

IMG_0021 copy

_MG_0333 copy

_MG_0039 copy

_MG_0265 copy

_MG_0236 copy

_MG_0104 copy

_MG_0460 copy

_MG_0044 copy

_MG_0223 copy _MG_0448 copy

_MG_0005 copy

_MG_9979 copy

Фото Тамары Хамицевич

Комментарии к статье
Добавить комментарий