Выставку фоторабот Льва Дашкевича «Свет и тень» презентовали в историческом музее

23 Июн 2016 10:06

Автор:

Блог автора

Выставка фоторабот Льва Дашкевича «Свет и тень» открылась в Национальном историческом музее Беларуси.

Его называют ренессансным человеком. Белорус Лев Дашкевич, чья деятельность пришлась на первую половину ХХ века, проявил себя в самых разных областях знаний — медицине, словесности, краеведении, был неутомимым исследователем и просветителем.

В историю белорусской культуры Лев Дашкевич вошел как блистательный мастер фотографии, о чем напомнила большая выставка его работ «Свет и тень».

История этой выставки имеет едва ли не детективную подоплеку. Дело в том, что значительная часть творческого наследия Льва Урбановича Дашкевича была утрачена, имя его полузабыто, — говорит директор исторического музея Олег Рыжков. — Однажды наш научный сотрудник Надежда Савченко обратила внимание на уникальные по своим сюжетам и исполнению старые снимки, хранящиеся в фондах и подписанные инициалами LD. Она провела изыскательскую работу, в результате которой было установлено: снимки сделал минчанин Лев Дашкевич. Ими заинтересовался фотохудожник Алик Замостин, уроженец Минска, ныне израильский гражданин. Снимки Дашкевича, что называется, легли ему на душу.

По инициативе Замостина эти фотографии были бережно восстановлены — уникальную работу провел израильский фотограф, специалист по фотореконструкции Борис Равич. Так появилась выставка «Свет и тень», причем первая ее презентация прошла в Иерусалиме в апреле этого года. То, что представлено на выставке сегодня, — это полноценное возвращение Льва Дашкевича в родной Минск. Теперь Дашкевич прочно занял свое место в пантеоне белорусской культуры.

Основу выставки занимают снимки, которые Лев Дашкевич сделал во время этнографической экспедиции. В мае и июне 1923 года экспедиция проходила на Минщине — в Игуменском (ныне Червенском) и Борисовском уездах. Названия фоторабот говорят сами за себя: «Хозяин во дворе точит косу», «Улица в деревне Долгиничи», «Деревенские девушки», «Около колодца», «Хата бедной вдовы»…

№ 2 copy

№ 3

№ 4

№ 5 copy

№ 6

Есть на выставке и снимки Минска, показывающие, каким он был в 1920-х годах. Немало портретных работ. Один кадр — «Портрет жены Зинаиды Онуфриевны», сделанный в начале прошлого века, стал своеобразной визиткой выставки.

№ 7

Этот снимок поражает не столько техническим уровнем, сколько тончайшей живописностью, психологизмом.

На открытии выставки фоторабот Льва Дашкевича «Свет и тень» собралась белорусская общественность, пришло немало гостей.

№ 8 copy

№ 9 copy

Презентация проходила в рамках официального визита министра алии и абсорбции Израиля председателя Общества белорусско-израильской дружбы Софы Ландвер.

№ 10 copy

Несколько месяцев назад мы открывали эту выставку в Иерусалиме, в одной из наших галерей, — сказала Софа Ландвер. — Ее название символично — «Свет и тень». Все, как в жизни — светлое и темное, доброе и недоброе… Но я надеюсь, более того, уверена, что в отношениях между народами Израиля и Беларуси будет только свет.

Автор идеи выставки «Свет и тень», ее продюсер Алик Замостин передал коллекцию восстановленных фотографий Льва Дашкевича в фонды Национального исторического музея Республики Беларусь.

Справочно

Лев Дашкевич (1882–1957) — белорусский фотохудожник, ученый, педагог. Родился в Минске, окончил здесь мужскую гимназию. Проявил себя как человек самых разных талантов. Учился в Вильно, Варшаве, Дижоне, Париже. Изучал медицину, словесность, фотографию. До революции жил в Закавказье и работал учителем. Увлекся этнографией. В 1920 году вернулся в Минск. Читал лекции по истории всемирной литературы. Преподавал основы фотографии. Проявил себя как переводчик с французского и польского языков. Участвовал в Первой всебелорусской выставке краеведческих фотографий и зарисовок. В годы войны находился в эвакуации в Киргизии, трудился в области медицины. Начиная с 1944-го работал в Минске старшим научным сотрудником института теоретической медицины, занимался проблемами онкологии. Похоронен на Кальварийском кладбище в Минске.

Фото Сергея Пожоги

Комментарии к статье
Добавить комментарий