Вспоминая Ростислава Янковского…

27 Июн 2016 12:04

Автор:

Блог автора

«Большое горе постигло всех нас…» Как сердце оборвалось — оповещение в электронной почте со словами «Умер Ростислав Янковский». Повинуясь внезапно охватившему порыву, вышла из дома и побрела с цветами к театру имени Горького, к дому, в котором он работал последние 59 лет после того, как в 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал из Ленинабада в Минск.

Не стало великого актера Ростислава Янковского. Народного артиста СССР. Был ли он сугубо советским актером? Нет. Был ли сугубо белорусским? Опять нет. Для меня он был, если говорить пафосно, символом эпохи. Когда творцы все еще творили как боги и действительно были богами.

«Был» — отвратительное слово.

Ростислав Иванович стоит перед глазами — цветущий, полный сил Макбет в спектакле, который мы смотрели еще студентами. Прошли годы. Печать возраста не обезобразила его аристократический облик. Десять лет назад Янковский сыграл в своем театре сразу трех больших героев. Больших не потому что они были полководцами или политиками, писателями или изобретателями. Нет, он показал людей, напряженно размышляющих о своей жизни и в итоге исповедующихся перед самим собой: Нормана в «На Золотом озере», Матиаса в «Перед заходом солнца» и Исака из «Земляничной поляны». Кто еще из актерского братства смог бы поднять такую глыбу рефлексии и проявить себя настоящим человековидцем? Это вам не кренделя ногами выписывать.

Янковский сыграл в театре 170 главных ролей. Главных! Последний раз я видела его в роли Пана Коханку в одноименном спектакле, это было в прошлом году. Мне говорили: ноги не держат Ростислава Ивановича. Да нет же, свидетельствую: ходил, играл в полную силу. Сцена давала силы. Зрительный зал подпитывал энергией.

С уходом Ростислава Янковского в нашей стране осталось четыре народных артиста СССР — Тамара Нижникова, Геннадий Овсянников, Игорь Лученок и Валентин Елизарьев. Реликты. Последние из могикан. И просто удивительные, редкие люди.

Классика всегда была Янковскому к лицу.

Но мне почему-то вспоминается совсем иная роль — профессора Флягина в фильме 1982 года «Кафедра». Породистый величавый профиль Янковского, а он-то играл Флягина — скучного, малоуважаемого, прозванного коллегами Аракчеевым, скукожился, увял, сник. Трудно представить Янковского некрасивым. Однако он им стал для роли в этом фильме. И красив был только в любви к женщине, которая, между прочим, его презирала. Совсем не простым был актер Ростислав Янковский, если на таком небольшом драматургическом пространстве сумел слепить яркий современный характер. А ведь роли некрасавцев ему, как правило, не предлагали. Эх, режиссеры, упустили свой шанс…

А какая у него была энергетика! Какие импульсы! Мы приходили на открытие международного фестиваля «Лiстапад» и любовались почетным председателем. Им Янковский был 15 лет подряд. Особенно ждали того мгновения, когда он с широким размахом разбивал о штатив кинокамеры фарфоровую тарелку. Бэнц! Фестиваль открыт! Осколок тарелки не мог не попасть в наши сердца — Ростислав Иванович заряжал нас своей любовью к искусству.

За глаза в театре его называли Ростиком. Уменьшительно-ласкательный суффикс не умалял народного ни на йоту. Во всех своих проявлениях Янковский всегда остался теплым и живым, обаятельным и интеллигентным…

Он не может уйти в небытие. Великие актеры живут среди живых и помогают им оставаться настоящими и искренними.

Комментарии к статье
Добавить комментарий

катя

обязательно пойду 28 июня простить с Ростиславом Ивановичем в театр… Горе..