Журналисты агентства «Минск-Новости» провели планерку на старейшем предприятии столицы

27 Июн 2016 16:37

Автор:

Блог автора

Не надо ёрничать. На старейшее в стране пивоваренное предприятие нас привели в первую очередь познавательный интерес и жажда новых знаний.

Тем более что за окном лето, жара, и слово «пиво» в разговорах упоминается чаще, чем слово «мороженое». К слову, сама история пенного напитка уходит к древней цивилизации шумеров. И было это около 10 тыс. лет назад. Пиво шумеры варить умели, а вот об изготовлении мороженого даже не задумывались. В градации человеческих ценностей пиво вообще относится к величайшим изобретениям человечества. Колесо, конечно, тоже мощная выдумка, но с рыбкой, согласитесь, сочетается все-таки пиво. И не надо обвинять нас в продвижении в массы слабого алкоголя. Наоборот, мы за здоровый образ жизни. Специалисты Всемирной организации здравоохранения открыто утверждают, что пиво — альтернатива крепким спиртным напиткам. Если, конечно, употреблять его в разумных количествах при соответствующей культуре поведения.

Но пройдем наконец на «Оливарию». Проводником в мир невысоких градусов и высокой пены выступает генеральный директор предприятия Денис Шерстенников.

_NEV2054-10 copy

Генеральный директор ОАО «Оливария» Денис Шерстенников

_NEV2117-25 copy

_NEV2124-27 copy

_MG_3358 copy

_MG_3361 copy

Элементы музейной экспозиции предприятия

Сегодня далеко не во всех столицах Европы остались действующие пивоварни, расположенные к тому же в историческом центре города. А там, где ячменный напиток еще варят, муниципальные власти делают все, чтобы производство не зачахло, било ключом, привлекая туристов и принося прибыль. Так что минчанам повезло. ОАО «Оливария» основано в еще в 1864 году, когда мещанка Рохля Фрумкинова, оказавшись далеко не рохлей, возвела деревянную пивоварню. Шли годы, гремели революции, сменялись общественно-политические формации и жизненный уклад, но народ как приходил на угол улиц Александровской и Загородной за кружечкой пивка, так и продолжает это делать по сей день. Завод остается на прежнем месте, а его кирпичные корпуса являются памятником промышленной архитектуры. Нахождение завода в исторических стенах обусловливает определенные особенности производства. Например, чтобы занести в здание современные варочные котлы, разбирали крышу, по кирпичику аккуратно расширяли оконные проемы. На «Оливарии» этим обстоятельством весьма гордятся, а аутентичное оборудование разных лет стало небольшой, но очень ценной музейной экспозицией. По словам Дениса Шерстенникова, сейчас в мечтах и планах превратить ее в полноценный музей европейского уровня.

Чистая культура

_NEV2133-30 copy

Во время экскурсии по музею

Еще с времен шумеров производство пива не претерпело существенных изменений. Основных ингредиентов всего четыре: вода, солод, хмель и дрожжи.

_NEV2040-5 copy

Солод на завод поступает уже подготовленным. Здесь его дробят и затирают — смешивают с водой при определенной температуре. Так образуется пивное сусло. Затем последнее фильтруют и кипятят, добавляя хмель. После охлаждения вводят дрожжи. Процесс пошел! Напиток начинает зреть. Дальше опять идет фильтрация и розлив в кеги, жестяные банки, стеклянную и ПЭТ-тару.

Любители со стажем помнят, что в советские времена пиво оставалось таковым в течение семи дней, а дальше вместе с поклонниками выпадало в осадок. Сегодня срок хранения большинства сортов составляет полгода. В чем дело? В успехах пастеризации? Денис Шерстенников уверяет: вовсе нет! На несколько порядков улучшен подход к микробиологии, и это самое главное. Все линии имеют высочайший контроль, при розливе пиво уже не контактирует со своим главным врагом — содержащимся в воздухе кислородом, выдерживается стерильность тары. К тому же всем пивоварам сейчас доступна чистая культура дрожжей. Ранее большинство отечественных заводов ее не имело. Дрожжи как живая субстанция могли оказаться зараженными микроорганизмами, в результате пиво кислило и мутнело.

Любопытный момент. Впервые чистую культуру дрожжей получил в своей лаборатории основатель компании Carlsberg Якоб Якобсен в 1883 году и бесплатно одарил всех пивоваров планеты.

Почему ею не пользовались советские производители хмельного напитка, загадка.

Комната стойкости

Еще одна не лишенная интереса деталь — так называемая комната стойкости при лаборатории ОАО «Оливария».

_MG_3606 copy

В комнате стойкости

Аналогичной ей нет ни на одном из остальных пивзаводов страны. На закрытых стеллажах пестрят этикетками сотни наполненных бутылок. Цель коллекции — подтверждение сроков годности пива. После выпуска очередной партии несколько образцов помещают на хранение. Когда срок годности истекает, бутылки изымают и проводят дегустацию содержимого. Если пиво не утратило вкусовых свойств, не помутнело, не прокисло, дается добро на продолжение выпуска.

Как-то на «Оливарии» побывала делегация партнера предприятия — футбольного клуба БАТЭ. Один из спортсменов восторженно сравнил помещение с библиотекой, пожелав иметь такую же у себя дома. Так с тех пор эту комнату и называют.

_MG_3368 copy

В заводской лаборатории

К слову, сотрудники лаборатории — единственные на предприятии люди, кто дегустирует пиво во время работы. Сразу сгладим возможный нездоровый интерес: сотрудники пробуют максимум 20–30 граммов пива из каждой партии на предмет органолептических ощущений. Все остальные параметры исследуют на приборах.

Крафт — это по-нашему

_MG_3472 copy

Сегодня «Оливария» производит порядка 10 млн декалитров пива в год. Образности ради скажем: такого количества бутылок хватит, чтобы опоясать границы Беларуси четыре раза. Но несмотря на масштаб, «Оливарию» по меркам европейского и американского рынков можно отнести к ярко выраженным крафтовым пивоварням, то есть локальным предприятиям, выпускающим напиток по традиционным рецептам. При этом большинство капитала пивоварни должно находиться у нее в собственности. В противном случае считаться крафтовой она уже не может. Зависимость от чужих ресурсов лишает пивоваров самостоятельности в принятии решений. В 2005 году, выкупив 30 % акций, совладельцем «Оливарии» стал Европейский банк реконструкции и развития. А с 2011 года контрольный пакет принадлежит датской компании Carlsberg Group — третьей по величине пивоваренной группе в мире.

Вложенные инвестиции позволили «Оливарии» стать лидером пивного рынка Беларуси. По статистике, каждую секунду продается 10 бутылок пива «Аливария». А с 2014 года предприятие вошло в топ-10 налогоплательщиков Минска и топ-20 самых прибыльных компаний страны.

Как рассказывает Денис Шерстенников минский завод получил доступ ко всем европейским технологическим разработкам, инновационному центру в Копенгагене. Все без исключения пивовары обучались в профильной скандинавской школе, а сорта пива проходят сертификацию и постоянный независимый аудит.

К нам едет эмиссар

По словам генерального директора, каждый квартал в Беларусь инкогнито приезжает специалист. Цель его визита — отобрать образцы пива для последующей оценки. Где он отоваривается, не знает никто. Это может быть как гипермаркет в Минске, так и автолавка в деревне на Полесье. Специалист увозит пиво в один из европейских дегустационных центров, где и происходит оценка напитка вслепую. В прошлом году жюри заседало в Лондоне. Разумеется, кроме нашей страны эмиссары действуют по всему миру, забираясь даже в африканские буши. Был бы там магазин, а в нем пиво. Авторитетное жюри смакует образцы, а в это время производители глотают валерьянку. На «Оливарии» в последние несколько лет обходится без волнений. Продукция предприятия стабильно входит в тройку-пятерку лучших по вкусу и качеству среди выпоскаемой заводами Carlsberg Group.

— Мы прошли полную сертификацию, и «Оливария» может производить любой сорт, который находится в портфеле Carlsberg, — подчеркнул Денис Шерстенников.

Несмотря на застой в мировой экономике и, как следствие, некоторое уменьшение потребления пива, Оливария» не сдает экспортных позиций. В настоящее время подписываются контракты в Китаем, Польшей, традиционно сильно российское направление, в частности, Северо-Запад РФ, Санкт-Петербург. Приятно, что отечественные потребители находятся в более выигрышном положении, нежели зарубежные любители хмельного напитка. Пиво в прямом смысле слова не любит сильных потрясений. Речь идет об автомобильных дорогах и тряске при движении фур. У нас страна небольшая, а магистрали гладкие. Напиток прибывает в любую дальнюю точку Беларуси в своем первозданном виде. А доедет ли он без волнений куда-нибудь за тысячи километров, вопрос сложный. Впрочем, покупатели не жалуются.

Наполните бокал

И напоследок о культуре. В нашем случае о культуре потребления пива. В противном случае такие посиделки рискуют превратиться в обычную пьянку, что не приветствуется ни Минздравом, ни милицией. Во-первых, нужен правильный бокал. Для большинства светлых сортов подойдет бокал, суживающийся сверху. Для темного пива воспользуйтесь бокалом с расширяющимся верхом, чтобы позволить сильному аромату слегка выветриться. Во-вторых, перед розливом пиво должно охладиться до температуры, рекомендованной производителем. Слегка наклоните бокал и начинайте заполнять бокал, пока пена не поднимется на 2 см выше краев. Повращайте бокал, чтобы пиво выдало аромат.

И только теперь сделайте первый глоток. Напиток согревается во рту, и ароматы щекочут носоглотку. Вкусовые рецепторы возбуждены, жизнь становится ярче. Но все в жизни хорошо в меру, так что не увлекайтесь. Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов

Фото Тамары Хамицевич и Елизаветы Добрицкой

Комментарии к статье
Добавить комментарий

Лана

Вкусно-то как написано! Спасибо автору за интересную экскурсию!