Школьные реформы. Пора бы определиться

28 Июн 2016 14:44

Автор:

Блог автора

«В 2016/2017 учебном году по новым программам будут обучаться школьники в первых, вторых, пятых, шестых, десятых и одиннадцатых классах…» Эта информация о грядущих — в который раз! — изменениях в системе школьного образования вызвала у меня смешанные чувства: уж не знаю, смеяться или плакать. Впрочем, что это я? Ведь моих детей эти реформы уже не коснутся.

Школа позади. Нервотрепка, связанная с оценками в аттестате и выпускными экзаменами, осталась в прошлом. Но желание порассуждать о некоторых моментах одиннадцатилетнего периода жизни моей семьи не ушло. Я, конечно, не эксперт, оценивать качество и уровень нашей системы образования в целом, наверное, не имею права. Но высказать мнение — почему бы и нет.

Как только мой младший сын сдал один из последних экзаменов, он прибежал домой с торжествующим возгласом: «Забыл, как отрезал!». Речь шла о математике, по которой пришлось писать экзаменационную контрольную. О физике, химии, биологии забыл еще раньше — как только выставили годовые оценки в журнал. Об этих предметах ни разу пока не вспомнил. Но не об учителях. Им Андрей остался очень благодарен.

Эти дисциплины наряду с математикой нашему сыну никогда не давались: он мало что понимал в этих науках, а посему и не любил их. Должна сказать, что и у меня в давние 1980-е с точными науками были ужасные отношения. Выезжала только за счет своей старательности, стыдно было прийти в школу неподготовленной. Зубрила, ночами сидела, решая задачи, и все равно теоремы и формулы понятнее не становились… Когда поступила на журфак университета, учеба показалась мне сладкой конфетой: среди предметов в основном то, что я всегда так любила (не будем сейчас о научном коммунизме), — литература, язык, история…

Из физики, химии, алгебры не помню вообще ничего. Интегралы, дискриминанты, косеканс, изотерма, синхрофазотрон… Вообще будто никогда и не изучала (а ведь была отличницей!). И — говорю серьезно — знания, которые давались мне в школе с таким трудом, за многие годы мне, кажется, ни разу не пригодились. Разве что самую малость, когда писала материалы о людях, связанных с точными науками. Правда, неплохо считаю, могу составить пропорцию, решить простое уравнение.

Примерно то же, думаю, ждет и моего сына: творческая натура, далекая от физико-математических сфер, вряд ли применит эти знания на практике. А если научится пользоваться, допустим, электроинструментом или копаться в электросетях, то не благодаря школьному курсу, а благодаря своему отцу: мой муж по образованию учитель физики и математики. И хоть по специальности давно не работает, в электрике, сантехнике и других домовых «сетях» разбирается хорошо.

Оказалось, что большинство школьных учителей понимают такую диалектику жизни. Поэтому у моего сына, как и у некоторых других его одноклассников-гуманитариев, в аттестате вполне неплохие отметки по этим предметам.

В годы моей учебы в школе было примерно то же самое. Если педагоги были уверены, что старательным, но не слишком успешным в их предмете ученикам эта дисциплина не нужна при поступлении в вузы или ссузы, им часто шли навстречу. Но при условии, что эти школьники не наглели, не садились на голову, требуя отличных оценок (тогда это было 5) при знаниях на троечку.

А теперь к главному. Со времени моей учебы в школе прошло три десятилетия. А ощущение и сейчас то же самое: ну зачем столько времени тратить на предметы, которые никогда тебе не пригодятся, если можно эти драгоценные часы посвятить любимым истории, литературе, спорту, наконец? Да еще и сдавать по этим предметам экзамены!

Постоянные эксперименты со специализацией в школе должны уже были привести к какому-то логическому завершению! Мне кажется, если ребенок уже в 6–7-м классе больше проявляет гуманитарные наклонности, то и программа ему нужна такая, в которой больше часов посвящено этим наукам. А точные — на минимальном уровне: те же пропорции, простые уравнения, простой счет.

Правда, есть и другой нюанс. Физиков и математиков без литературы и истории оставить тоже нельзя. Может получиться так, что для гуманитариев программа «ужмется» и изучать они будут в основном приятные сердцу предметы, а у «технарей» все останется, как прежде… Но, вероятно, эту проблему можно решить, хорошо все ОБДУМАВ.

Выскажу, возможно, еще одну крамольную мысль. Даже мне, гуманитарию по натуре, было непросто в старших классах постичь всю суть и литературную привлекательность «Отцов и детей», «Мертвых душ», «Преступления и наказания», «Войны и мира». И я не уверена, что будущим физикам или радиотехникам так уж необходимо разбирать эти произведения по косточкам, особенно в школе. Лично я «благодаря» школьным урокам невзлюбила Достоевского, а Гоголь и Толстой казались мне о-о-чень скучными писателями — именно из-за их творений, которые мы ПРОХОДИЛИ (именно проходили) в 9-м и 10-м классах. Но уже в годы учебы в университете (всего через пару лет!) я читала и перечитывала их запоем. И не понимала, почему раньше не находила с этими книгами общего языка. Видимо, рановато было.

Впрочем, многовековая история показывает, что приверженцы точных наук, как правило, легче осваивают и гуманитарные. Им это даже интересно. Не случайно подавляющее большинство советских и постсоветских писателей-сатириков, участников всяких студенческих театров и КВН — выходцы именно из технических вузов. А вот прирожденным гуманитариям с физикой, математикой и химией справиться обычно намного сложнее. Так уж устроен мозг.

И последнее. Есть немало детей, которые даже к 9-му классу не могут определиться, что им больше по душе и по уму. Как быть с этим? Наверное, оставить определенное количество обычных классов, работающих по стандартной программе.

Короче, на мой взгляд, инициаторы многочисленных реформ (а за годы учебы двоих сыновей, с 2001-го по 2016-й, мы пережили их немало) никак не могут решить, что же лучше для наших детей. Поэтому и особых результатов не видно. Я еще не коснулась таких тем, как школьная форма, новые учебники, введение в программу и удаление из нее некоторых предметов… Пора бы уже определиться.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий