Минчанин на все времена: Почетный гражданин — о жизни родного города с высоты столетия

08 Июл 2016 11:47

Автор:

Блог автора

С Почетным гражданином Минска, талантливым градоначальником советского периода Василием Шараповым встретилась корреспондент агентства «Минск-Новости».

У праздничной столицы много символов. Для меня главным атрибутом Дня освобождения города являются цветущие, ароматные, пахнущие медом липы. Много лет задавалась вопросом, кто был тем послевоенным романтиком, так точно определившим время цветения главного дерева Минска.

— Никакой романтики, — разубедил при встрече Василий Иванович Шарапов. — При возрождении Минска для нас самыми важными были прочность кирпича при возведении зданий, надежность путепроводов, набережных, трамвайных рельсов и даже степень ядовитости дезинфицирующих средств при борьбе с клопами… Питомников и породистых саженцев тогда не было, довольно взрослые деревья привозили из сожженных деревень, разрушенных усадеб, из лесу, конечно. Лучше всего в городе приживались липы. Они всем нравились формой кроны, обильной тенью, цепкостью корневой системы. И только через несколько лет заметили, что липы окутываются ароматными цветочными кружевами точно ко Дню освобождения Минска. Вроде сама судьба привела это дерево сюда.

Да-а, для первых военных десятилетий, а Василий Иванович приехал в Минск после госпиталя в январе 1945 года, высшим проявлением романтики и практики, гражданского долга и патриотизма были разборка руин, возведение прочных бараков, пуск первых трамваев, строительство поликлиник и очистка от снега мостовых, борьба с клопами и возведение новых цехов, добыча картофельных семян вплоть до очисток с глазками в столовых и подвозка дров горожанам. Через десяток лет, когда Шарапов возглавил Мингорисполком, задач прибавилось — от составления генерального плана города до его воплощения в новых заводах и цехах, первых троллейбусных линиях, строительстве в районе улиц Толбухина, Волгоградской, Харьковской, Орловской, возведение ТЭЦ, заводских поселков, газификация города, устройство водохранилищ и зон отдыха для минчан. 13 лет проработал Шарапов председателем Мингорисполкома, еще столько же — первым секретарем Минского горкома партии. И думается иногда, что многие сегодняшние новостройки — всего лишь нарядные украшения на добротном, прочном, долговечном платье, сшитом для нашей столицы фронтовиком, коммунистом, инвалидом войны, патриотом, Человеком Шараповым. Как вспоминают его горожане?

строительство поселка автомобилистов copy

Николай Васильевич Полевков, в 60–90 годы прошлого века машинист сваебойной установки стройтреста № 15, Герой Социалистического Труда:

— Я очень шляпы любил, а когда они вышли из моды, жена хотела выбросить мою коллекцию, но я решил носить их на работе. Однажды сижу отдыхаю на стройке новой школы на юго-западе столицы. Тут приезжает тогдашний глава Шарапов. Что, говорит, рабочий аристократ, дело остановилось? Нам же школа к сентябрю нужна. Я отвечаю, что молот перегрелся, водой его по технологии охлаждать нельзя, вот и ждем. А что касается графика, то беспокоиться не надо. Все будет в срок. И построили точно к сентябрю. Но Шарапов меня запомнил. И в нашу вторую встречу, на строительстве моста через Неман в Столбцах, он, уже будучи министром автодорог, заявил, что если рабочий аристократ Полевков тут командует, то за мост он спокоен. Он очень хорошо запоминал людей, знал работников не только аппарата, но в любой сфере, был внимательным, мгновенно оценивал способности каждого и доверял профессионалам. Василий Иванович мне мост доверил, а потом руководство Минска доверило забить первую сваю метро. Значит, Шарапов правильно угадал мои возможности.

Анна Петровна Блажко, исполнительный директор научно-производственной ассоциации «Цветоводство и озеленение»:

— Я пришла в «Минскзеленстрой» молодым специалистом, была хрупкого телосложения, робкой, трогательной в своей беспомощности. Может быть, поэтому начальство именно меня отправило к руководителю Главного управления шоссейных дорог Шарапову «выплакать» пару машин крайне необходимого нам асфальта. Но плакать не пришлось! Василий Иванович выслушал просьбу и тут же распорядился выдать нам асфальт. Он очень оперативно решал вопросы, без проволочек, без волокиты.

Владимир Васильевич Ермошин, в конце 1990-х — председатель Мингорисполкома, в 2000–2001-м — премьер-министр Беларуси:

— Умению руководить, работать с людьми я учился у Василия Ивановича Шарапова. Близко мы познакомились, когда Сибирь осваивали, дороги в Лангепасе он, будучи министром, строил. И попросил у авиаремонтного завода, где я тогда работал, ненужные нам сборные склады. Забрал те самые нелегально сработанные нами ангары из дюралюминия, отправил их и смонтировал в Сибири. А нам построил дорогу от Радошковичей до ведомственного санатория. Из самых старших — только он мой наставник! Более уважаемых людей для меня нет. Всех градоначальников, и меня в том числе, люди долгое время с Шараповым сравнивали.

Надежда Прищепова, коренная минчанка:

— Время работы Василия Ивановича в должности градоначальника ознаменовано для нашей семьи огромной радостью — получением квартиры. Дом, где наша семья жила до войны, разбомбили, теперь на этом месте центральный книжный магазин возле ГУМа. Отец погиб на фронте, а мама с тремя малыми детками, мой младший брат родился 19 июня 1941 года, жила у своей матери в маленьком домике в 1-м Мопровском переулке на берегу Свислочи. Я подросла, вышла замуж, родила сына, и нам стало тесно. И вот получаем квартиру в новом панельном доме на улице Харьковской! Теперь при слове «хрущевка» многие морщат нос, но для послевоенных минчан отдельные комнаты, теплая вода, ванная были невиданным счастьем! Ходили слухи, будто Шарапов лично участвовал в монтаже домов. И недавно в публикации о Василии Ивановиче я нашла подтверждение, что действительно он, будучи машинистом паровоза, разбирался в котлах и помогал монтировать их на ТЭЦ.

Игорь Осинский, журналист, редактор книги В. Шарапова «Нас время ставит на свои места»:

— Уникальный человек! Уникальная судьба! Можно только удивляться, что она не стала до сих пор сюжетом для художественного фильма, не пополнила серию книг «Жизнь замечательных людей». На скрижалях истории должности и звания не значат ровным счетом ничего. Там фиксируется только имя. Запомните, потомки: Василий Шарапов.

Книга «Нас время ставит на свои места» принесла Василию Ивановичу звание «Минчанин года — 2013». Позволю себе цитату.

«Сегодня о руководителях советского времени не принято говорить хорошо. Всех под одну гребенку нарекли партократами. Это совершенно незаслуженная оценка. Кирилл Мазуров и большинство его сподвижников были подлинными вожаками — интеллектуалами, талантливыми организаторами, умевшими сплачивать вокруг себя людей, бесконечно преданными своему делу, ставившими его выше личных интересов. Они были начисто лишены бахвальства, самолюбования, абсолютно равнодушны к роскоши. Мазуров, даже став руководителем партии, жил в обычной городской квартире, в доме с общим двором и общим входом. Такая бытовая неприхотливость была характерна для всех. Моя семья в то время тоже жила в обычном доме без центрального отопления. Мне по ночам приходилось вставать и подбрасывать уголек в топку. Смешно вспомнить: жена одного из секретарей ЦК, который жил в отдельном доме без удобств, даже кур держала. Боюсь, что молодые читатели не поверят мне. Но так было. Руководители республики не считали себя небожителями, делили общую судьбу с народом».

Пожилые минчане вспоминают свои визиты к Шарапову: он принимал по 60–70 человек, до глубокой ночи, и старался помочь каждому. Все эти люди и их дети помнят добро. Потому Минск радуется и рукоплещет своему Почетному гражданину. Спасибо, Василий Иванович!

Справочно

Василий Иванович Шарапов родился в 1916 году в Крупском районе Минской области. С 1937 года в армии, участник и инвалид Великой Отечественной войны. В январе 1945 года после демобилизации по ранению прибыл в Минск, которому отдал более четверти века, работая в райкоме партии, председателем Мингорисполкома, первым секретарем горкома КПБ. Впоследствии начальник Главного управления шоссейных дорог республики, министр строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Пенсионер. Живет в Минске.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий