ГЛАЗА В ГЛАЗА. Алексей Сокол: «ЦУМ — это предприятие, которое не стоит на месте»

28 Июл 2016 10:43

Автор:

Блог автора

В проекте агентства «Минск-Новости» — известные люди с неравнодушным и откровенным взглядом на происходящее и на себя. Наш сегодняшний собеседник — первый заместитель генерального директора ОАО «ЦУМ Минск» депутат Мингорсовета Алексей Сокол.

Алексей Сокол_ФОТОАРХИВ copy

О престиже профессии и тайных покупателях

— Алексей Николаевич, доводилось ли вам быть в современном московском ЦУМе? Похож он на наш универмаг?

— Где бы я ни был, не только в Москве, обязательно смотрю профессиональным взглядом, как организована торговля. Что касается России, то привычного нам формата торговли там практически не существует. Два года назад в Екатеринбурге был в шестиэтажном центре, поразившем меня разнообразием товаров со всего мира. Правда, за этим разнообразием не увидел позиционирования товаров, которые производят в Российской Федерации. И московский ЦУМ тоже разбит на бутики, где представлены элитные дорогостоящие товары и различные бренды. Разумеется, такие комплексы имеют право на существование. Вообще я за то, чтобы человек в торговом центре за минимальное количество времени мог совершить покупки, спокойно перекусить и чтобы шопинг был реально в удовольствие. В этом вижу задачу и нашей белорусской торговли.

— Если бы вам представилась возможность пригласить обычного москвича уже в минский ЦУМ, чем бы его зазывали?

— Многие москвичи и другие покупатели из бывшего Советского Союза, побывав у нас, с каким-то сожалением, но одновременно и с гордостью говорят: «Вам удалось сохранить отечественный бренд, который ориентирован на средний слой населения». У нас 75 % — товары отечественного производства.

— А есть ли счетчик, который фиксирует, сколько покупателей уходят с покупками?

— Считаем. Покупателей, совершающих покупки, примерно 70 %, тех, кто на данный момент ничего не подобрал, — 5 %, 15–20 % — люди, которые просто любят погулять по торговому центру и присмотреться к товарам.

— Вернемся к плюсам ЦУМа. Даже далекий от торговли горожанин видит, как универмаг все время меняется — в оформлении, в расширении площадей…

— ЦУМ, как мне кажется, — уже сформированный белорусский бренд. И вы правы, это предприятие, которое не стоит на месте. Мы меняемся вместе с нашими покупателями, и им, знаю, нравятся наши перемены. На первом месте у нас культура обслуживания: как персонал встречает покупателя, хорошо ли знает потребительские свойства товаров, насколько компетентен по ассортименту и может ли сориентировать покупателя, как быстро его обслужит. При этом мы не только сами оцениваем работу своего персонала, но и приглашаем тайных покупателей. Они ходят по ЦУМу, делают покупки и потом выражают свое мнение.

— А кто эти тайные покупатели, узнать можно?

— Обычные люди. Но у них есть отработанный критерий, стандарт для оценки. Допустим, вы вошли в секцию. Поздоровался с вами продавец или нет, предложил ли свои услуги? И так далее. Мы нанимаем таких людей в профильных компаниях, которые занимаются аналитикой культуры обслуживания, делают обработку этого материала и, соответственно, дают нам рекомендации. Мы эту информацию сверяем со своими данными. Потом с каждым структурным подразделением отрабатываем ошибки и проводим тренинги.

— Престиж профессии работника торговли сегодня иной, нежели лет 25–30 назад, когда людям было хорошо знакомо слово «дефицит»… Что привлекательного, Алексей Николаевич, вы можете предложить молодым, которые к вам приходят?

— Средний возраст наших сотрудников, если не брать среднее руководящее звено, — 31 год. Понятно, есть текучесть кадров. Коллектив-то в основном женский, поэтому декрет — дело обычное. Мы активно работаем с государственными образовательными учреждениями, молодые люди проходят у нас практику. За это время и смотрим, кто из них идет в торговлю по призванию, а кто — случайно. Потом ходатайствуем перед руководством учебного заведения, чтобы понравившихся направили к нам. В последние 2–3 года вижу: качественный состав наших учеников и продавцов заметно улучшился. Отрадно, что приходят и ребята. Их в торговой отрасли всегда был дефицит. Каждому молодому назначается наставник, который проводит с учеником огромное количество времени, видит все недочеты, подсказывает и сопровождает. Через год, через два идет повышение разряда… А еще наша практика — не брать со стороны специалистов в бухгалтерию, экономическую и коммерческую службы. Мы обеспечиваем профессиональный рост своих сотрудников, отработавших в торговом зале, нацеленных на личностный рост. На предприятии сегодня хороший уровень заработной платы, довольно серьезный социальный пакет по коллективному договору.

Коллеги-конкуренты

— Скажите, Алексей Николаевич, а есть у ЦУМа негласное соперничество с «Беларусью», ГУМом, ТД «На Немиге»? Отслеживаете ли успехи друг друга?

— Раньше мы считались просто коллегами. Сегодня, и это не секрет, конкурентное кольцо сжалось, и мы теперь коллеги-конкуренты. Также не секрет, что рабочий день мой руководитель и я начинаем с финансового мониторинга. У меня в полдевятого на столе уже лежит отчет, как сложился товарооборот за предыдущий день, в том числе данные по нашим коллегам. Мы знаем, как они поторговали, как у них прошли акции и скидки. Знаем и то, как сработали современные сети, которые пришли на белорусский рынок. Фактически идет мониторинг всего города Минска в части того же ассортимента, ценообразования, каких-то новшеств. Учиться ведь не стыдно! Если, к примеру, в каких-то сетях мы почерпнули новые элементы, пытаемся адаптировать их под себя. К нам приезжают коллеги из регионов, с удовольствием их встречаем, не считая свои успехи коммерческой тайной. Всегда поддерживаю развитие розничных белорусских операторов.

— А в другие магазины вы тайных покупателей не засылаете?

— Нет. Мы практикуем посещение различных магазинов нашими специалистами. Опять же для мониторинга, чтобы развиваться и не снижать уровень. Наши кормильцы сегодня — люди среднего достатка. Поэтому даже к обновлению интерьера подходим с этих позиций: сделай его слишком дорогим, он может насторожить покупателя. При этом работаем над акцентами: освещением в торговом зале, декоративным оформлением, навигацией. Чем больше условий, тем больше времени покупатель проведет в торговом зале и тем больше вероятность совершения покупок.

— Два года подряд ЦУМ отмечают лучшим в республике среди торговых предприятий, он занесен на Республиканскую Доску почета. Гордитесь?

— А как же, это ведь оценка труда всего коллектива! У ЦУМа есть долгосрочная программа развития, благодаря которой мы понимаем, в каком направлении будем развиваться. Есть и краткосрочная. Это практика победителя — постоянно находиться в динамике развития. Позвольте небольшой экскурс в историю. 1997 год — первая реконструкция предприятия. После этого производилась замена оборудования, мы уходили от классической заприлавочной торговли. В 2011-м реконструировали первый этаж. Причем все периоды модернизации проходили за счет собственных средств, без всяких кредитов. Поменяли эскалаторы. Уменьшили складскую площадь. Открыли комплекс «Детский мир», в этом году добавили к нему еще 500 квадратов. Отмечу: смогли войти в сегмент детского ассортимента с учетом того, что в Минске повышается рождаемость. Создаем достойные санитарно-бытовые условия. Реконструируем площади на пятом этаже. Минчан удивим в этом году: откроем большой елочный и просто новогодний базары… Невозможно осуществить всё сразу, двигаемся поступательно. Внедрили проект — должны оценить его финансовый эффект, окупаемость и возврат денежных средств.

— Знаю, в торговле вы прошли практически все ступеньки, причем все они связаны с родным предприятием. Осознанный выбор или зигзаг судьбы?

— Окончив 19-ю минскую среднюю школу, поступил в столичный машиностроительный техникум. И до сих пор очень благодарен маме Татьяне Викторовне и бабушке Зинаиде Васильевне, которые в непростое подростковое время оказались рядом и правильно меня сориентировали. В техникуме произошло мое взросление. А как иначе, если изучаешь такие серьезные дисциплины, как сопромат? Распределение должно было быть в основном на тракторный завод. Но произошел развал СССР. В один момент многие инженеры стали безработными. Какое продолжение образования по специальности? Всей семьей решали, что делать. Мама, окончившая когда-то нархоз, предложила всегда востребованное экономическое образование. А бабушка говорила: «В жизни, внук, надо пахать». Я был воспитан на том, что если хочешь в жизни чего-то добиться, то надо много работать. Тогда мы жили возле Комаровского рынка. Неофициально летом там подрабатывал, а моя дорога домой шла мимо ЦУМа. Как-то набрался смелости и… зашел в отдел кадров. С дипломом техника-технолога был согласен на любую работу, хоть грузчиком. Вот так с 1992 года жизнь связала меня с ЦУМом. Поступил в экономический университет на заочное отделение. Наверное, судьба, что меня заметил мой руководитель Вольдемар Чеславович Юшкевич, ныне, увы, ушедший из жизни. Слова своего первого учителя тоже запомнил на всю жизнь: «Я тебя выбрал из тысячи». Может, благодаря моему отношению к делу, моей работоспособности. А мог и не выбрать, за спиной-то у меня никого не было.

— А про ступенечки… Всё правда?

— Продавцом работал, товароведом, замначальника, начальником отдела организации торговли… Я, наверное, по возрасту был одним из самых молодых, когда меня назначили заместителем директора. Очень благодарен своему второму учителю Ларисе Владимировне Ходыревой, которая помогла раскрыть во мне профессиональные задатки.

— Бабушка дожила до этого момента?

— Она дожила и до того момента, когда я стал первым заместителем генерального директора. Правда, гораздо более важным для нее всегда было получение мной образования. Она очень гордилась моим вторым образованием, полученным в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. К слову, абсолютно новая для меня специализация, касающаяся государственного и местного управления, помогла шире, более философски взглянуть и на жизнь, и на торговую отрасль.

Только в ЦУМ!

— Куда вы, Алексей Николаевич, ходите как покупатель?

— Все основные покупки на 80–90 % делаю у себя на предприятии, это касается и продовольственных, и промышленных товаров. Позиционирую такой подход и среди других наших работников. Если рассматривать мое отношение к шопингу в целом, то я не очень люблю ходить по магазинам, делаю это только из профессионального интереса. Понятно, что совершаю покупки и в специализированных строительных гипермаркетах, а так отдаю предпочтение предприятию, на котором работаю.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников торговой отрасли с профессиональным праздником и пожелать мира, здоровья, добра и благополучия.

Справочно

ЦУМ сегодня — это 1 250 сотрудников. В предпраздничные дни универмаг посещают до 40 тыс. человек, в обычные — от 22 тыс. до 30 тыс.. Число посетителей фиксируют электронные счетчики прохода.

Еще материалы рубрики:

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Труд директора – это труд пахаря

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Директор Белгосцирка Владимир Шабан

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Писатель Анатолий Бутевич

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Государственник Алексей Камай

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Время любить

Комментарии к статье
Добавить комментарий