Мы не одни на глобусе

05 Авг 2016 09:45

Автор:

Блог автора

При чтении на интернет-форумах откликов на появление на стенах домов в Октябрьском районе Минска невинного панно, изображающего мальчика и девочку и символизирующего дружбу Минска и Москвы, невольно вспоминается притча. Пришел юноша к мудрецу и пожаловался на вечные свары родителей, которые ссорились из-за шпилек-булавок, отцовского взгляда на проходящую девушку, недосоленого супа…

— Не принимай близко к сердцу подобные скандалы, — посоветовал мудрец. — Это свидетельство того, что у твоих родителей еще крепкое здоровье, они не голодают и ссорятся от скуки, тем самым разнообразя свою жизнь.

Наверное, именно сытость породила в некоторых странах странные праздники с растаптыванием тонн помидоров и лимонов, купанием в грязи и в растопленном шоколаде. На первый взгляд, полемика на форуме того же порядка: спокойствие в стране породило желание поспорить на тему картинок.

Судите сами.

«Огромная благодарность всем, кто создавал граффити: район, в котором я живу, стал заметнее и краше. Татьяна Косякова».

«Этот рисунок портит лицо города и не соответствует эстетическим принципам, выполнен некачественно и будет негативно влиять на облик района и столицы в целом. Андрей Тубольцев».

«Отличная идея, замечательное украшение нашего города и символ дружбы народов. Максим Бразев».

«Район стал светлее, приятно ехать на работу. Екатерина Горявая».

«Рисунок уродует наш город. Прошу закрасить этот пример лубка и профинансировать другой проект. Мотолько Антон».

«По моему мнению, это панно является достойным образцом уличного искусства, делает наш город красивее и гармонично вписывается в данный микрорайон. Анастасия Готлиб».

«Малюнак выкананы безгустоўна, непрывабна, твары дзетак проста пужаюць. Лiчу, што сяброўства дзвюх брацкiх краiн нельга абстаўляць такой пасрэднасцю. Сяргей Насевiч».

«Я молодая мама, гуляю с ребенком возле дома, где на рисунке изображены милые мальчик с девочкой. Здесь раньше была унылая серая стена, а теперь — позитивная картинка. Ребенок в полном восторге. Спасибо! Кузнецова Ольга».

«Креативно, красиво. Была недавно в Париже, там граффити очень распространено. Наше не хуже. Спасибо. Макоско Людмила».

И так до бесконечности. Ну что ж, взгляды на искусство у людей всегда расходились: есть в мире фанаты черного квадрата Малевича, а есть сочинители анекдота о стороже музея, который при краже прославленной картины всякий раз успевал до рассвета создать новый «квадрат». Не будем углубляться в мотивацию Никиты С., недовольного изображением мальчика и девочки, а не двух мальчиков или двух девочек. Заметим только, что кроме того что Минск — мужское имя, а Москва — женское, мужчина и женщина символизируют создание новой жизни и именно такая пара создана Творцом для продолжения человеческого рода.

Стоит напомнить также автору Мотолько, требующему закрасить старую картину и профинансировать новый проект, что панно подарено правительством Москвы. То же самое надо учитывать и художнице Ольге Д., требующей обратиться к белорусским художникам, которые «легко исправят эту низкопробную работу» и непременно создадут нечто суперкрасивое и качественное. Откуда такая самоуверенность и такое пренебрежение к московским коллегам? Или просто зависть?

Тревогу вызывает другое, а именно неприязнь к Москве. Почему-то картины, оставленные на память Минску художниками других стран, споров не вызвали, хотя они далеко не всегда жизнерадостные. А вот что сказано в письме С.Ф. Бежелева (орфография и пунктуация сохранены): «Граффити Минск-Москва воспринимается как пропагандистский цинизм, и особенно возмущает использование здесь образов детей. Сообщаю вам также, что на юг от Минска находится Киев, на север Вильнюс, на запад Варшава, которые являются столицами братских соседних народов».

Спасибо за напоминание, но названные столицы пока не предлагают Минску никаких даров, как это сделала Москва. Кто сказал, что мы не порадуемся новым картинам с изображением панны Варшавы или древнего Киева? Милости просим! Тем более что посетитель сайта Константин Романов так и пишет: «Предлагаю рассмотреть возможность создания серии работ, символизирующих дружеские отношения Минска и его побратимов — городов различных стран мира».

Думаю, с таким предложением согласятся все, но с условием, чтобы не была первой Москва. Северин Квятковский так и написал: «Абураны малюнкам па адрасе Магiлёўская 34/2. Па-першае, безгустоўнае выкананне. Па-другое — гэта палiтыка!» Вот, оказывается, где корень зла: все созданное Москвой — политика!

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Потому что даже великую мудрость нашего народа, определившего путем референдума Днем Независимости страны дату освобождения Минска от страшного и агрессивного врага, лжепатриоты трактуют по-своему, отгораживаясь от общей истории, от страны, в которой выросли целые поколения и народы которой сообща победили фашистскую нечисть. Мы больше говорим о радостях суверенитета, самостоятельности, собственной государственности. И вместе с тем все чаще муссируется тезис, будто Беларусь отстояла Москву, не дав пройти к ней фашистским эшелонам. В отношении Сталинграда это может быть в какой-то степени справедливо, так как рельсовая война белорусских партизан развернулась в конце 1942 года. А разгром немцев под Москвой произошел в декабре 1941-го. На одном из собраний в честь Дня Независимости Республики Беларусь выступавшими ни разу не было упомянуто о том, что освобождали Беларусь представители всех национальностей Советского Союза, ценою своей жизни добывая нам свободу. Посланцы разных советских народов помогли белорусам потом возродить Минск, навсегда отдав Беларуси свой талант, интеллект, мастерство. Рядом со мной на том собрании сидели фронтовик-украинец. спортсменка-россиянка, кавалер трудовых орденов за работу на белорусском предприятии — волжанин. Мне было неловко за нашу короткую память, за то, что моя мудрая и толерантная Беларусь вроде щемится в компанию стран, рисующих на глобусе только себя. Это недостойно. Простите нас, сограждане нашей бывшей общей страны, прости, Москва, за нелепую кутерьму вокруг твоего подарка. И как говорил наш общий великий Александр Сергеевич, «хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца».

Комментарии к статье
Добавить комментарий