В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Переплетения судьбы

31 Авг 2016 09:30

Автор:

Блог автора

О раннем сиротстве, секретах соломоплетения и продолжении творчества в учениках — руководитель детского народного коллектива «Творчая скарбонка» СШ № 200 Галина Удодова.

— Детство прошло в деревне Драгунск, что в Гомельской области, — возвращается в прошлое Галина Аркадьевна. — Жили в деревянном доме с резными ставнями, держали хозяйство. Я не боялась никакой работы: выгоняла скот на поле, кормила кур, убирала дом. Деревенские ребятишки умывались ледяной водой из колодца, бегали босиком по росе. К слову, к тапочкам за всю жизнь так и не привыкла.

Вспоминает, что ее мама слыла первой рукодельницей на селе. Шила детям одежду, вязала, мастерила поделки. Галине было 13 лет, когда мамы не стало.

Пятеро братьев и сестер оказались в интернате. Осиротев, держались друг за дружку, как листочки за веточку.

— Наверное, мне повезло больше других, — вздыхает собеседница. — В учреждении жила всего два года. Окончив 8 классов, поступила в училище, а затем вышла замуж.

Будущий супруг Александр работал мастером в учебном заведении. Скромная работящая девушка сразу ему приглянулась. Пока Галина училась, скрывал свою симпатию, заботился о репутации невесты. Только во время распределения во всеуслышание объявил, что берет выпускницу в жены.

— Когда мы поженились, мне было 18, — улыбается Галина. — Через два года у нас родился первенец — дочка Валентина, затем сын Иван.

Молодая мама работала на Чечерской фабрике художественных изделий. Плела из соломки конфетницы, сухарницы, цветы, делала декоративные панно — все то, что пользовалось спросом.

В 1986 году произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Семья оказалась в зоне отселения. Спустя пять лет перебрались в Минск. Галина поступила в педагогический университет на факультет народной культуры.

— Супруг во всем меня поддерживал, — говорит она. — Брал на себя хлопоты по дому, занимался детьми, пока я была на лекциях. Мы вместе работали в школе, растили детей. Александр понимал меня как никто. Благодарна богу за такого мужа.

Несколько лет назад Александр Иванович ушел из жизни. До сих пор Галине Аркадьевне трудно об этом говорить.

Признается, что мастерство создавать красоту своими руками унаследовала от матери. Умеет шить, вязать, вышивать, плести макраме, но больше всего ее душа лежит к соломоплетению.

— Люди и не догадываются, какой это тяжкий труд, — делится народный мастер. — Древнейший вид народного декоративно-прикладного творчества состоит из комбинаций различных плетений. Основные — спиральное и прямое. Есть еще плоские и объемные плетенки.

Галина Аркадьевна отмечает, что из соломки может сделать всё что угодно, но сначала нужно ее вырастить.

— Засеять поле, вовремя сжать, связать солому в снопы, выдержать на солнце, чтобы она стала золотой, — знакомит с технологическим процессом мастерица. — Затем перебрать каждую соломинку, удалить колоски, разрезать на междоузлия — каждая часть стебля используется для определенного вида плетения.

Усилия нешуточные — в горячую пору синяки и царапины по нескольку недель с рук не сходят.

— Недаром говорят, что летний день год кормит, — продолжает она. — Случалось: только расстелю солому сушить, откуда ни возьмись туча. Собираю, прячу от дождя в сарай. Так умаешься — нет никаких сил.

По словам педагога, для плетения чаще используют ржаную солому: ее стебель самый длинный и прочный. Пшеничная тоже подходит, но она короче и грубее.

— У обычной на первый взгляд соломки много секретов, — раскрывает тонкости своего дела Галина Аркадьевна. — Замачивание в горячей воде сделает ее более податливой и эластичной. Чудесный природный материал хорошо поддается окрашиванию: сода усиливает желтый цвет, анилиновые красители придают нужный оттенок.

Собеседница считает, что сувениры из соломки — не просто игрушки. К примеру, конь символизирует мужскую силу и здоровье, кукла — мать-берегиню, которая защищает семью и детей, птицы олицетворяют души ушедших предков.

В изготовлении поделок из золотистой соломки все тесно переплетено: любовь к культуре, народным традициям, истории, своей стране.

— Немногие знают, что соломенные вещи, составлявшие важную часть быта белорусов, несут сакральный смысл, — рассказывает народный мастер. — К примеру, соломенного паука, символизирующего солнце, наши предки вешали в самом почетном месте дома — красном углу. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, который шел от готовящейся пищи, и отбрасывал тени. Паукам приписывали способность собирать негативную энергию, в день весеннего равноденствия такие украшения обязательно сжигали.

— Чем работы мастера отличаются от фабричных? — на секунду задумывается женщина. — На фабрике сувениры создают по единому образцу. А у людей, которые занимаются народным ремеслом, нет одинаковых работ: в каждой отражается душа автора.

— Когда живешь любимым делом, оно не в тягость, — уверяет Галина Удодова. — Сейчас меньше плету из соломки, в основном воплощаю творчество в учениках. В них — мое продолжение.

Работа с детьми необычайно вдохновляет. Дает силы расти в профессиональном плане, развиваться в личностном, каждый день узнавать что-то новое.

В народном коллективе «Творчая скарбонка» занимаются более 200 ребят с 1-го по 9-й класс. Младшие школьники рисуют и мастерят поделки, начиная с 5-го класса дети изучают различные виды декоративно-прикладного творчества: керамику, роспись, соломоплетение.

— Я не ставлю перед собой задачу вырастить народных мастеров, — подчеркивает педагог. — Даю знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, учу видеть прекрасное в окружающем мире. Прикладные виды народного творчества воспитывают уважение к труду. Некоторые ребята впоследствии выбирают смежные профессии: архитектора, дизайнера, художника.

Воспитанники коллектива «Творчая скарбонка» активно участвуют в городских, республиканских и международных конкурсах, фестивалях, пленэрах. Сотрудничают с детскими изданиями. Наиболее длительные и теплые связи у ребят с журналом «Качели».

Дело Галины Аркадьевны продолжает дочь Валентина. Она работает мастером по соломоплетению в Музейном комплексе старинных народных ремесел и технологий «Дудутки».

Сын тоже умеет плести из соломки, но как любитель, а не профессионал.

— Декоративно-прикладное творчество — часть нашей жизни, — говорит мастер. — Работа над изделиями требует усердия и скрупулезности. На изготовление сувенира порой уходит не один день. Это то, что нас тесно связывает и объединяет.

Есть у педагога еще одна страсть — кулинария. Признается, что предпочитает простые, но вкусные блюда. Коли уж берется за дело, то стряпает много и от души!

— В каждый рецепт стараюсь привнести что-то свое, — улыбается Галина Аркадьевна. — Часто изменяю пропорции, экспериментирую, добавляя различные ингредиенты. Словом, к готовке, как и к жизни, подхожу творчески.

Еще статьи рубрики:

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Как заинтересовать современного школьника учебой

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Педагоги-новаторы лицея № 2

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Слово за слоўка

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Женщина года — 2015

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Китайская грамота

Комментарии к статье
Добавить комментарий