Минск и кино: смотреть в раскадровке

02 Сен 2016 11:51

Автор:

Как на экране выдать Минск за Вильню и почему в Красном костеле фильмы снимали только по ночам, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Минску исполняется 949 лет. Интересно было бы взглянуть, каким он был 200 или 500 лет назад, но невозможно. Вот 50 или 100 — можно, тогда уже снимали кино. С чего началась его история для Минска, вспоминаем во время прогулки по городу с кинокритиком Антоном Сидоренко.

IMG_1779 copy

Кинокритик Антон Сидоренко

Наш маршрут: улица Свердлова — площадь Независимости — улица Володарского — проспект Независимости — Октябрьская площадь.

Шаг первый

Луис-Майер copy

Встречаемся у Музея истории белорусского кино (ул. Свердлова, 4).

— Это памятник архитектуры первой половины XX века. Предположительно здание построено в 1915 году. Музей переехал сюда в 1990-е годы, — рассказывает Антон Сидоренко. — Датой рождения кинематографического Минска я бы считал июль 1885 года, когда где-то неподалеку отсюда родился Лазарь Меир, известный всему миру как голливудский кинопродюсер Луис Барт Майер.

Когда ему было 2 года, родители переехали за океан. В 19 лет он поселился в Бостоне, женился и купил старый кинотеатр. Со временем стал владельцем киносети и в 1927 году после объединения миллионером Маркусом Лоу трех кинокомпаний в одну корпорацию Metro Goldwyn Mayer на 27 лет занял пост ее руководителя. Майер был так благодарен своей новой родине, что считал себя американцем и даже изменил дату рождения на 4 июля (День независимости США). Именно этот человек основал в 1927 году Американскую киноакадемию и в 1929 году инициировал вручение «Оскара».

Шаг второй

IMG_1726 copy

Направляемся в сторону Красного костела.

— В 1924 году принято решение о создании «Белгоскино», но у нас тогда не было ни кадров, ни техники, — говорит кинокритик. — Пару лет игровые фильмы снимали в московских павильонах, пока «Белгоскино» не получило помещение на канале Грибоедова в Ленинграде. Например, натурные съемки первого белорусского фильма «Лесная быль» (1926 год) по повести Михася Чарота «Свінапас Грышка» снимали в имении графа Чапского Прилуки. Все остальное — в павильонах «Ленфильма». В Минске первое здание киностудии «Советская Беларусь» построили только в 1940 году — сегодня это самый старый корпус «Мотовело» на Партизанском проспекте. Его отдали заводу, когда началась война.

Lesnaya_byl copy

Съемочная группа и актеры фильма «Лесная быль» возле усадьбы Чапских в Прилуках

В 1945-м студия возобновила деятельность в здании Красного костела. Съемки там проходили глубокой ночью, потому что днем был слышен любой звук с улицы. Но конец 1940-х — начало 1950-х — время сталинского малокартинья, когда на каждой студии СССР снимали один игровой фильм в год. У нас это были в основном телеспектакли. Самые известные — «Паўлінка», «Канстанцін Заслонаў».

В 1960 году построили корпус на проспекте. В костеле разместили студию документального кино, а в 1968 году ее объединили с «Беларусьфильмом» (студия называется так с 1946 года. — Прим. авт.). И снова возник вопрос о сносе храма, но в итоге в 1970-е туда переехал Союз кинематографистов. Около 20 лет это место было центром кинематографической жизни Минска: там проходили белорусские премьеры, показы зарубежных фильмов, которые не пускали в общий прокат. В 1989 году на волне перестройки католическая церковь попросила вернуть здание верующим. Союз кинематографистов выехал оттуда на улицу Карла Маркса, а на храме снова установили кресты.

Шаг третий

IMG_1747 copy

Идем на улицу Володарского к Национальному академическому драматическому театру им. М. Горького.

— До 1921 года главная хоральная синагога Минска, потом рабочий клуб, кинотеатр «Культура», еврейский театр, а с 1947-го Русский театр — сцена Ростислава Янковского, который недавно ушел из жизни. Это еще и первая сцена его брата Олега Янковского. Он снимался в Минске несколько раз, но немногие помнят, что его первая главная роль в кино — Франциск Скорина в фильме белорусского режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина…» (1969 год).

кинотеатр культуры copy

Кинотеатр «Культура»

В этом здании в 1928 году состоялась премьера фильма Владимира Гардина «Кастусь Калиновский». Минск сыграл роль Вильни 1863 года. Сцена казни снята на Троицкой горе, на заднем плане видна панорама Верхнего города. Эпизоды, где Калиновский сидит в тюрьме «Лукишки», снимали в Пищаловском замке, — указывает кинокритик в сторону следственного изолятора на другой стороне улицы.

В этих стенах снимал и голливудский режиссер Менахем Голан.

— В 1998 году он снимал у нас три фильма, потому что так было дешевле, получил разрешение для съемок в Володарке, — поясняет Антон. — Возле СИЗО поставили пластиковые пальмы, и на экране Минск показывали как столицу Перу в фильме «Лима: Нарушая молчание». У нашей столицы какая-то удивительная судьба постоянно играть другие города.

володарка copy

Кадр из фильма Менахема Голана «Лима: Нарушая молчание»

Шаг четвертый

IMG_1790 copy

Сворачиваем на проспект Независимости и останавливаемся у Центрального книжного магазина (дом № 19).

— В квартире над магазином жил один из основоположников белорусского кинематографа Владимир Корш-Саблин, — рассказывает гид. — Он был ассистентом Сергея Эйзенштейна на его первом полнометражном фильме «Стачка» (1925 год). Потом попал ассистентом к первому белорусскому режиссеру Юрию Таричу на фильм «Лесная быль». Через несколько лет стал снимать сам. Именно его можно считать самым успешным белорусским режиссером — он снял ряд фильмов, которые стали чемпионами кассового проката СССР: «Искатели счастья» с Соломоном Михоэлсом (1936 год), «Моя любовь» с Лидией Смирновой (1940 год), «Красные листья» с Кларой Лучко (1958 год).

korsh-sablin copy

Владимир Корш-Саблин

Настоящая фамилия режиссера — Саблин. Его дедушка, владелец театра в Москве, был известен под псевдонимом Корш. Юный Володя попросил разрешения воспользоваться славой родственника, и дедушка даже дал расписку, что позволяет внуку использовать свой псевдоним.

Шаг пятый

IMG_1802 copy

Минуем пересечение с улицей Ленина.

— На месте «МакДональдса» в начале XX века располагался самый первый в Минске кинотеатр, — рассказывает Антон Сидоренко. — Его хозяином был предприниматель Рихард Штремер, который владел киноустановками еще в нескольких городах Российской империи. В 1900 году он первым устроил платные киносеансы в Минске. В 1909-м там случился пожар. Подсветка луча кинопроектора в то время производилась с помощью специальной горящей спиртовой лампы. Пленка из целлулоида загорелась, и здание было уничтожено огнем. На месте нулевого километра чуть позже появился «Эден» — один из лучших кинотеатров города в то время. Самый первый советский киносеанс состоялся 1 мая 1925 года. Утром сняли парад, вечером того же дня его показали на съезде ЦК в Купаловском театре. Все были очень взволнованы, увидев себя на экране.

эден copy

Кинотеатр «Эден»

Экскурсия занимает около часа и будет интересна как киноманам, которые с ходу назовут все фильмы, в которых засветился наш город, так и иронично настроенным минчанам, которым все-таки можно доказать, что слова «Минск» и «кино» очень даже связаны между собой. По пути стоит зайти в один из старейших кинотеатров столицы — «Центральный» (открыт в 1954 году).

Фото Тамары Хамицевич

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий