СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Музейный роман Галины Ладисовой

02 Сен 2016 09:34

Автор:

Блог автора

Агентство «Минск-Новости» совместно с Минской городской организацией ОО «Белорусский союз женщин» в третьем цикле проекта продолжает рассказывать о красивых и успешных женщинах, которыми гордится столица.

Галина Ладисова, директор Музея истории города Минска, в беседе с нашим корреспондентом неожиданно для себя открыла, что работает в этой отрасли уже 30 лет: юбилей!

В топ-менеджерских креслах столичных музеев — экономист, искусствовед, историк… Лишь одна Галина Ладисова кроме высшего педагогического имеет специальное образование. Шесть лет училась музейному делу в Петербурге.

У стен Софии

Я родилась в Полоцке, в древней белорусской столице, которую Рыгор Бородулин образно назвал темечком нации. Роддом стоял у самых стен Софийского собора. Быть может, то был знак судьбы. Детство помнится веселым. Летом мы купались в чистейшей, все камушки на два метра вглубь видны, Западной Двине, а зимой стремглав спускались с ее крутого берега на лыжах… Город моего детства стал опорой на всю жизнь. У меня никогда не было комплекса провинциальности.

Все кипело и переливалось

Школа № 13 формировала нас с 8 утра и до 8 вечера: олимпиады, стенгазеты, военно-спортивные игры… Педагоги во главе с заслуженным учителем БССР Николаем Александровичем Манисом любили детей. Например, учительница пения создала такой хор, что запели и те, у кого был голос, и те, у кого его не было. У физрука в соревнованиях участвовали все. И я много и довольно профессионально занималась волейболом, выступала за город… Полоцкие учителя подняли в моих глазах профессию на такую высоту, что захотелось и самой стать учителем.

Познавая белый свет

В Витебском пединституте работал факультатив экскурсоводов. И теперь, оглядываясь на прошлое, понимаю: здесь истоки моего «музейного романа». В начале 1980-х бюро международного молодежного туризма «Спутник» организовало поток туристов в Витебск. К нам стремились со всего Союза. Я, студентка филфака, была внештатным экскурсоводом, причем очень активным. Удалось и самой поездить по стране. Благодаря «Спутнику», который дал поощрительную путевку, посетила Болгарию. Тогда же и в Египте побывала…

Везла раритеты из Эрмитажа…

Я отработала по распределению в сельской школе, вышла замуж, родила сына, и в конце 1985 года… Постойте, это ведь было 30 лет назад!

В то время шло активное преобразование Полоцкого архитектурного музея, завершившееся созданием Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Директор Татьяна Давыдовна Рудова взяла меня старшим научным сотрудником в отдел научно-фондовой работы. На новом месте соединилось несколько отраслей знаний, а главное — появилась возможность проявить себя. 8 сентября 1990 года во время празднования 500-летия со дня рождения великого полочанина Франциска Скорины открылся Музей белорусского книгопечатания — в составе музея-заповедника. Директором музея назначили меня.

Это произошло, видимо, потому, что я вплотную занималась историей книгопечатания, облазила все крупные библиотеки Москвы, Питера, Вильнюса, ездила к самому Пиотровскому, гендиректору Эрмитажа, привезла оттуда коллекцию раритетов… Музей приходилось делать с нуля — наполнять фонды и работать с посетителями. Каждый сотрудник музея, и я в том числе, проводили по 10 экскурсий в день. И так 10 лет.

В 2000-м наша семья переехала в Минск.

Дольше века длится день

Многие называют 1990-е лихими, шальными. А мне они видятся очень интересными, когда день был равен веку. Именно тогда формировалась белорусская государственность. Идеи, которые зарождались в 1900-е, проросли делами в 2000-х. Как пример — создание Музея истории города Минска.

8 мая 2010 года

По-разному рождаются музеи. Наше учреждение прошло долгий путь, и этот путь, естественно, еще не завершен. В начале 2004-го, когда трудилась в управлении культуры Мингорисполкома, мне поручили возглавить рабочую группу по созданию музея Минска. И вновь, как в Полоцке, нужно было начинать с нуля. Прорабатывать концепцию. Собирать коллекции. Решать сложные вопросы с выделением помещений…

Первая музейная экспозиция была посвящена творчеству народного художника Беларуси Михаила Савицкого. Она была открыта при его жизни и представлена минчанам в доме № 10 на улице Революционной 8 мая 2010 года. Это дата рождения Музея истории города Минска.

Увеличительное стекло

В отличие от других городов у нас нет одного-единственного здания. Музей все время прирастает филиалами и другими структурными подразделениями, их уже 8, в том числе такие крупные объекты, как Художественная галерея Михаила Савицкого в Верхнем городе и музей-усадьба в Лошицком парке. Наши филиалы — это увеличительные стекла, сквозь которые история столицы видится четче и ярче. Можно укрупнить какой-то фрагмент, например, историю гужевого транспорта, и тогда появится экспозиция «Каретная». Можно показать Минск в контексте европейской истории и географии — и оформить картографический кабинет в ратуше…

Именная галерея

Художественную галерею Героя Беларуси Михаила Савицкого мы открыли 7 сентября 2012 года. В этот день ее посетил Президент Александр Лукашенко. Когда-то в юности я была экскурсоводом, но таких именитых гостей, как Глава государства и члены правительства, вести по музейным залам не доводилось.

Президент был лично знаком с Михаилом Андреевичем, ценил и уважал его и как человека, и как художника.

Здание под галерею выбрал сам Савицкий. Галерея начала складываться еще до того, как здание было отремонтировано. Отправным пунктом послужил тот факт, что народный художник подарил Минску 10 картин, свой цикл «Черная быль». Михаил Андреевич хотел, чтобы его именная галерея находилась не в республиканском, а в городском подчинении. Его пожелание было выполнено.

Близится год юбилеев

К 950-летию Минска приурочено открытие девятого филиала, который представит историю минской конки. В итоге в следующем году «Каретная», «Минская конка» и Археологический музей (напоминаю, что все они находятся на улице Кирилла и Мефодия в Верхнем городе) будут увязаны в единый комплекс. В 2017-м будем отмечать 95-летие со дня рождения Михаила Савицкого. А несколько дней спустя — 85-летие народного художника Беларуси, скульптора Ивана Миско, чья мастерская является подразделением нашего музея. Ну и примериваемся к Минскому замчищу. Там много еще не решено, но работа по воссозданию замчища, организации его стационарной экспозиции, конечно, будет проведена. Этот объект тоже в поле нашего зрения — на перспективу.

Договаривались побеседовать о личном, а все равно перешли на дела служебные. Директор Музея истории города Минска — классический трудоголик. И если Галине Петровне удается погулять с внуком Максимом за кольцевой, полюбоваться сухаревским закатом, считайте, она отдохнула и набралась сил, чтобы с рассветом «снова в бой». Галина Ладисова сама выбрала такой ритм жизни. Ее стихия — движение. Поэтому финальной точки в «музейном романе» ждать придется долго…

Еще материалы рубрики:
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Звездная жена
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Успешный руководитель и счастливая мама
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. К дорогам — с любовью
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Руководитель «Магии света» Людмила Танина
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Директор Центра допобразования «Маяк» Елена Михайлиди: цените что имеете
Комментарии к статье
Добавить комментарий